Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод технико-экономических расчетов






Расчет необходимого размера товарных запасов методом технико-экономических расчетов осуществляется по составляющим, в зависимости от их назначения в процессе реализации (рис 112)

Рис 112 Элементы товарного баланса

Основной частью норматива товарного запаса является торговый запас, который состоит из двух частей:

o рабочего запаса, который должен постоянно находиться в торговом зале;

o запаса текущего пополнения, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи товаров на период до очередного их поступления

Гарантийный запас предназначен для обеспечения бесперебойной продажи товаров в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (резкого роста спроса, невозможности осуществить своевременную закупку и поставку у товаров и т др.) Как правило, его величина устанавливается в процентах к запас текущего пополненияння.

Представительский ассортиментный набор - это демонстрационный запас, находящийся в торговом зале, который должен содержать все разнообразие ассортимента товаров данной товарной группы

фото в размере однодневного оборота также хранится в торговом зале, ежедневно пополняется за счет запаса текущего пополнения и предназначается для непосредственного отпуска товаров покупателям

фото текущего пополнения зависит от частоты завоза товаров и комплектности поступления, которая характеризует среднее количество ассортиментных разновидностей, обновляется каждой партии поставки Чем чаще завоза (т.е. меньше интервал между поставками) и большая комплектность поставки, тем меньше величина запаса текущего пополненияя.

Необходимый размер товарного запаса в днях (ИТЗ) вычисляется по формуле

где ЧП - время на прием и подготовку товара к продаже, дни; РЗ - рабочий запас, дни; ЗПУ - запас текущего пополнения, дни; РЗ - гарантийный запас, дни Рабочий запас в днях определяется по формуле

где ПАН - представительный ассортиментный набор, грн;

ГОодии - запас в размере однодневного оборота (однодневный товарооборот), грн

В свою очередь, представительный ассортиментный набор в стоимостной оценке рассчитывается так:

где Ц - средняя цена одного ассортиментного разновидности, от, Я - общее количество ассортиментных разновидностей, от фото текущего пополнения определяется по формуле

где и - средний интервал между поставками, дни;

Я - общее количество ассортиментных разновидностей, от

г - количество ассортиментных разновидностей в партии, завозится, от

Рассмотрим этот метод на примере

Пример 114

Есть такая информация об ассортименте и посигментних разновидностей бакалейных товаров на данном предприятии - 50 ед при средней цене 7, 50 грн В каждой партии поставки бакалейных товаров в магазин Общее количество ассорти, которая осуществляется с интервалом в 3 дня, завозится 5 ед ассортиментных разновидностей, которые не повторяются Время на прием и подготовку товара к продаже - 0, 4 дня, гарантийный запас стано вить 25% запаса текущего пополнения Однодневный товарооборот бакалейных товаров в планируемом году составит 3 тыс грнис. грн.

Рассчитаем необходимый размер товарного запаса:

Итак, необходимый размер товарного запаса в сумме составит 61 тыс грн

18. Методика построения системы оптимального ценообразования и ее задачи

  ОПТИМАЛЬНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ [optimal pricing] — механизм формирования цен, основанный на принципах теории оптимального программирования. Разработка концепции О. ц., которая велась в рамках теории оптимального функционирования экономики, была важным этапом в истории научной разработки проблем ценообразования в бывш. СССР. Концепция О. ц. в отличие от господствовавшего затратного принципа ценоообразования основывала формирование цен на факторе эффективности потребления продукции при согласованном спросе и предложении, а математически — на расчете оптимальных оценок в народнохозяйственной модели математического программирования. Предполагалось, что такие цены должны получаться одновременно с решением плановой задачи (составлением народнохозяйственного оптимального плана) и разработкой системы экономических нормативов (в нее входят и цены). Теоретически возможности для создания такой системы в условиях планового хозяйства были, но реальная экономика куда сложнее, чем любая математическая схема. Поэтому в качестве промежуточных этапов перехода к системе О. ц. предлагались компромиссные, паллиативные методы построения цен. Причем главным направлением здесь являлся все более последовательный и полный учет потребительских свойств продукции (ее качества, эффективности использования), а также соотношения спроса и предложения.

19. Анализ ценообразования на предприятии и ценовая политика

В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно вли­яющих на финансовое положение предприятия. Поэтому, рас­считывая цену изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка.

Уровень устанавливаемой предприятием цены на продук­цию во многом определяется тем, какие цели ставит пред­приятие на ближайшее время и перспективу. Как показывает практика, в условиях рыночной экономики наиболее распро­страненными являются следующие ценовые стратегии пред­приятия:

• сохранение стабильного положения на рынке при умерен­ной рентабельности;

• получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка;

• вытеснение конкурентов;

• обеспечение выживаемости в условиях рынка и предот­вращение банкротства;

• внедрение на рынке новой продукции;

• завоевание лидерства по показателям качества и др.

Выбор политики цен основан на оценке приоритетов де­ятельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных ха­рактеристик. Поэтому, например, принятие одной из них ведет к отрицанию преимуществ другой. В результате реальная оценка действительности приводит к необходимости ориен­тации в деятельности предприятия на смешанные стратегии ценообразования.

Каждая фирма должна иметь четкую, упорядоченную ме­тодику установления исходной цены на свою продукцию. От­сутствие четко определенной ценовой политики вызывает не­определенность в принятии решений в этой области различ­ными службами предприятия, может привести к несогласован­ности этих решений. В результате позиции предприятия на рынке становятся более слабыми, предприятие несет потери в выручке и прибыли.

Процесс ценообразования на предприятии можно предста­вить следующими основными этапами:

• постановка цели (задачи) ценообразования;

• определение уровня спроса на данный вид продукции;

 

• оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;

• анализ цен и товаров конкурентов;

• выбор метода ценообразования;

• расчет исходной цены изделия;

• учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;

• установление окончательной цены.

Выбор и оценка стратегии предприятия в области ценооб­разования являются сложным, требующим большого внимания и коллективных усилий процессом. Делая выбор, предприятие тем самым отдает предпочтение тому или другому варианту развития. Между тем каждое из направлений развития имеет свои плюсы и минусы. Например, принятие предприятием стра­тегии на увеличение доли рынка в реализации продукции в основном связано со снижением цен против цен конкурентов. А это ведет к сокращению доходов, что нежелательно для предприятия. Ориентация на заказчиков с надежной платеже­способностью также заставляет предприятие поступиться уров­нем цены. В отдельных случаях фирма может ставить перед собой одновременно несколько целей, например увеличение объема сбыта продукции при улучшении ее качественных пара­метров и обеспечение определенного уровня дохода на вложен­ный капитал. В любом случае ценовая политика предприятия не является твердофиксированной, незыблемой. Она постоянно меняется с изменением ситуации на рынке, поэтому нуждается в систематической оперативной корректировке.

Для эффективной реализации стратегии ценообразования и обоснования цен на товары необходимо определить рынки, на которых предприятие будет работать. Это позволит сопоста­вить возможности различных рынков и возможности предпри­ятия в удовлетворении рыночного спроса.

При определении рынков сбыта необходимо учитывать:

• сферы деятельности предприятия на внутреннем рынке страны и на внешнем рынке. Эти рынки существенно различа­ются по условиям деятельности и нормам правового регули­рования;

• территориальную географию рынков;

• особенности городского и сельского рынков;

• отличия рынков текущего спроса и рынка инвестицион­ного спроса. К рынкам текущего спроса относятся рынки, на которых реализуются товары, идущие на конечное потребле­ние. Рынки инвестиционного спроса — рынки основных фон­дов и материальных оборотных средств. Эти рынки различа­ются как составом спроса на товары и услуги, так и различной эластичностью спроса.

На этапе установления влияния на цену спроса на продук­цию определяется признание этой продукции рынком. Зависи­мость между ценой продукции и уровнем спроса на нее выра­жается кривой спроса. Цена и спрос на продукцию находятся в обратной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот. Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может установить на свою продукцию. Минимальная цена изделия определяется по сумме валовых издержек. Поэтому на этапе их анализа фирма рассчитывает затраты при различных объемах продаж и выбирает опти­мальный вариант.

Ценовая стратегия предприятия зависит от того, на какой фазе жизненного цикла находится товар. Цена на фазе внедрения нового товара, как правило, высокая; на фазе роста — несколько ниже; на фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.

Важным для предприятия является учет фактора государст­венного регулирования цен. Государство посредством актив­ной ценовой политики может сделать прибыльным для произ­водителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыноч­ного хозяйствования (долгосрочные научно-технические разработки, ВПК, транспорт, связь, городское хозяйство и т.д.). Это осуществляется как через различные виды договор­ных цен, так и через государственные заказы и закупки.

Максимальная цена товара определяется спросом, мини­мальная — издержками производства. Но значительное влия­ние на цену товара оказывают цены и качество товаров кон­курентов. С этой целью могут осуществляться сравнительные покупки, на основе анализа которых делается заключение о качестве и цене продукции конкурентов.

В условиях конкуренции предприниматели при реализации своей продукции стремятся найти так называемую оптималь­ную цену товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена, рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены.

На практике в зависимости от конкретных условий и целей предприятия используются различные методы расчета пред­полагаемой цены на товар. Все эти методы объединяются в две группы:

• методы, основанные на затратном подходе;

• методы, основанные на «целевом ценообразовании».

Первая группа методов отличается простотой расчетов. Основной принцип этих расчетов заключается в прибавлении к издержкам на производство товара определенной суммы прибыли, которую планирует получить фирма. Имеется не­сколько разновидностей расчета цен, основанных на затратном подходе.

По методу «полных затрат» * в калькуляцию издержек произ­водства включаются переменные и постоянные затраты. Размер прибыли может быть как фиксированным, так и переменным. При определении цен по этому методу предполагается, что учет условий и требований рынка не имеет большого значения. Таким образом, фирма уверена в реализации своего товара.

* См.: Мир цен: Справочно-аналитический сборник. № 3. — М., 1994.

 

Метод «полных затрат» применяется при заключении госу­дарственных контрактов, контрактов на поставку нового или уникального оборудования. Например, в Великобритании за­ключение контрактов с «полным возмещением затрат» приме­няется в тех отраслях приборостроения, машиностроения и химической промышленности, в которых цена устанавливается в ходе выполнения контракта или при поставке товара. При­быль в этом случае определяется с учетом существующей нормы ссудного процента, а также средней по отрасли нормы прибыли за ряд предшествующих лет.

Метод «усредненных затрат» заключается в том, что при установлении цены в калькуляцию включаются не полные, а средние затраты на производство единицы продукции. Усред­ненные затраты чаще всего определяются за период экономи­ческого цикла. Величина усредненных затрат будет тем мень­ше, чем больше объем выпускаемой продукции, поскольку средние постоянные затраты находятся в обратной зависимо­сти от объема производства.

При методе «стандартных издержек производства» затраты рассчитываются до начала процесса производства. Калькули­рование себестоимости производится на основе установленных нормативов затрат сырья, топлива, материалов, амортизации и т.д. Весь расчет ведется применительно к стандартному, или нормальному, объему загрузки производственных мощностей (обычно 85—90%). Этот метод применяется в основном в высокомонополизированных отраслях промышленности. В ча­стности, в США он используется в химической промышлен­ности, сельскохозяйственном машиностроении, черной метал­лургии.

В «целевом ценообразовании» издержки производства также являются исходным элементом расчетов. Но в отличие от затратного метода прибыль устанавливается не в процентном отношении к издержкам производства, а является индивиду­альной величиной каждого конкретного товара. Данная мето­дика основывается на анализе безубыточности производства. Это достигается путем сопоставления издержек с ожидаемыми поступлениями при различных уровнях объема продаж. Этот метод ценообразования используется в большинстве крупных корпораций США. В частности, ведущая автомобильная кор­порация «Дженерал моторс» назначает на свои автомобили цены с таким расчетом, чтобы получить 15—20% прибыли на вложенный капитал.

Применение метода «целевого ценообразования» тесно свя­зано с использованием системы учета прямых затрат «директ-костинг». Иначе эту систему называют еще «системой управле­ния себестоимостью». Система «директ-костинг» является ат­рибутом рыночной экономики. Сущностью системы «директ-костинг» является разделение затрат на производство на пере­менные и постоянные в зависимости от изменений объема производства. Наиболее важные аналитические возможности этой системы заключаются в следующем: оптимизации прибы­ли и ассортимента выпускаемой продукции; определении цены на новую продукцию; просчете вариантов изменения произ­водственной мощности предприятия и др. До недавнего време­ни в отечественной экономике этой системе не уделялось долж­ного внимания. Переход на рыночные условия хозяйствования привел к необходимости по-новому расставить приоритеты. В настоящее время эта система начинает широко использоваться в практике экономических расчетов.

В рассматриваемом методе «целевого ценообразования» фир­ма должна рассчитать, при каком уровне цены будут достигнуты объемы продаж, позволяющие возместить валовые издержки и получить целевую прибыль. Если известны постоянные затраты, цена единицы изделия, переменные затраты на единицу изделия, а также сумма расчетной (желаемой) суммы прибыли, то объем продаж определяется по следующей формуле:

где gпл — объем продаж, обеспечивающий получение целевой при­были;

Rпл — плановая сумма прибыли;

Zс — постоянные расходы на весь объем производства продук­ции;

ZV — переменные расходы в расчете на единицу изделия;

Ц — цена изделия.

На развитом рынке производитель свое положение обычно определяет спросом на продукцию, ее конкурентными качест­вами и рядом других показателей. В условиях переходной экономики ориентация предприятия в динамике спроса затруд­нена. Поэтому издержки становятся основополагающим фак­тором определения величины цены. Предприятия включают в цены товаров и услуг затраты не только нынешнего, но и будущего периода, учитывая дальнейшее повышение цен на сырье, комплектующие изделия, рабочую силу. В результате в российской экономике устойчиво действует фактор затрат, а фактор спроса действует слабо. На динамику цен слабо влияет и конкуренция. Поэтому наиболее сильнодействующими фак­торами ценообразования являются структура и уровень за­трат, образующих нижний предел цены, индексируемый с уче­том инфляционных ожиданий.

Для преодоления затратного характера ценообразования необходимо способствовать максимальному насыщению рын­ка товарами и капиталами, стимулировать накопления и ин­вестиции в промышленность.

На основе одного из вышерассмотренных методов пред­приятие определяет исходную цену на свою продукцию.

Окончательная цена изделия может корректироваться с учетом, например, каких-либо его уникальных, редких свойств, а также уровня обслуживания, особых гарантий покупателям и т.д.

Уровень цены изделия оказывает непосредственное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия. Чем выше цена (при прочих равных условиях), тем больше сумма прибыли. Изменение прибыли от реализации продукции под влиянием изменения отпускных цен определяется следующим образом:

где å Ц1 g1 — реализация в отчетном году в ценах отчетного года (Ц — цена изделия; g — количество изделий);

å Цo g1 — реализация в отчетном году в ценах базисного года.

Для каждого торгующего предприятия контроль и анализ ценообразования очень важен. Почему?

  • Без анализа производитель или торгующая компания не сможет продать (предложить) конкурентоспособную цену на потребительском рынке, потому что нужно знать основные факторы, влияющие на ценообразование: кто производит данный товар или его аналоги, какого качества товар, какова себестоимость товара, особенности логистики, количество организаций, торгующих данным товаром в вашем регионе.
  • Торгующая организация не сможет закупить товар по низкой цене, так как данный товар могут продавать тысячи организаций из-за чего разброс цен может быть большим.
  • Контроль и анализ (маркетинговые исследования) ценообразования - очень сложный и трудоемкий бизнес-процесс, который требует от предприятий больших трудозатрат и бюджета.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал