Проверил: преподаватель Корчагин Б.А.
Набережные Челны, 2015
1. ВВЕДЕНИЕ
Российский автомобильный рынок стал частью мирового рынка, ориентированного на потребителей, и все, что выгодно потребителям, уже внедряется теми предприятиями, которые хотят развиваться. Деятельность в области торговли автомобилями и запасными частями, обслуживание и ремонт автомобилей имеет сейчас огромные возможности. В мире сотни тысяч предприятий заняты этим бизнесов.
Рост парка автомобилей предъявляет повышенные требования к функционированию и развитию системы автотехобслуживания. Усложнение конструкции автомобилей, увеличение числа лиц, не всегда компетентных в вопросах технической эксплуатации принадлежащих им автомобилей, интенсификация движения на дорогах и другие факторы обусловили создание по существу нового направления промышленности – автосервиса. Это направление выходит в известной мере за рамки традиционных представлений о сфере бытового обслуживания в силу специфических особенностей, связанных с эксплуатацией и обслуживанием автомобиля.
Понятие «автосервис» отражает постоянные потребности владельцев автомобилей в разнообразных видах нормированных услуг по обслуживанию и возникающих вмешательствах для текущего ремонта. Происходит ужесточение требований к сервисному обслуживанию.
Теперь потребитель диктует условия этого вида деятельности. Потребителю нужен исправный автомобиль, и он его приобретает там, где предлагают быстрое и качественное послепродажное обслуживание, и есть гарантия наличия запасных частей. Послепродажное обслуживание играет большую роль в удовлетворенности клиента, оно лишний раз демонстрирует потребителю заботу производителя о своих клиентах.
ПК.190631.1177.00.00.00.ПЗ
| Автосервис отражает достигнутую и перспективную систему по: предпродажной подготовке автомобилей, их продаже, страхованию, гарантийному ремонту и обслуживанию, противокоррозионной обработке кузова, обслуживанию по талонам сервисных книжек, самого ремонта и т.д. Сегодня автосервис выполеняет более 100 видов работ владельцам автомобилей.
За послединее десятилетие рынок реализации автомобилей и их технического обслуживания сильно преобразился. Изменения носят количественный и качетвенный характер. Кроме отечественных автомобилей появилось значительное количество иномарок. Изменились требования к представляемому техническому обслуживанию. Надо не просто отремонтировать автомобиль любой ценой, а сделать это быстро, качественно, дешево и на высоком техническом уровне обслуживания. Условия рыночной экономики изменили отношения продавца и покупателя. Переход к рынку стал для автомобильного транспорта началом нового этапа его развития: внедряются новые виды деятельности и формы транспортного обслуживания. Вся система продажи и поддержания автомобилей в работоспособном состоянии (обслуживание, ремонт, материально-техническое снабжение и др.) потребовала существенных изменений.
Иномарки и отечественные автомобили рано или поздно сталкивается с необходимостью ремонта. Выбор места обслуживания сегодня обширен, вывески «Автосервис», «Ремонт автомобилей», «Авторемонт» и т.д. можно встеретить повсюду. Обслуживание автомобилей, особенно иномарок, считается прибыльным бизнесом. Сегодня им занимаются как фирменные сервис-центры официальных дилеров, сертифицированные автопроизводиелем, так и станции технического обслуживания (СТО), специализирующиеся на ремонте одной или нескольких марок зарубежных автомобилей или даже на обслуживании отдельных узлов (автоматические КПП, системы управления двигателем и т.п.) или выполняющие один вид работ, например: ремонт кузовов, окраска кузовов, капремонт двигателей и т.д.
Сложившиеся тенденции автомобилизации и автотехобслуживания в период их интенсивного развития в России обусловили появление ряды крупных
ПК.190631.1177.00.00.00.ПЗ
| технических, экономических, социальных, правоохранительных и других проблем. Развитие системы автотехобслуживания страны в перспективе будет тем более интенсивным и эффективным, чем в большей мере организация автосервиса будет опираться на:
- передовой опыт и на достижения научно-технического прогресса;
- нововведения в технологию ремонта и обслуживания автомобилей;
- развитие автоматизации, механизации процессов ремонта и обслуживания;
- совершенствование методов и форм организации трудового и производственного процессов;
- развитие территориальной организации ремонто-обслуживающих работ, чтобы во все большей степени удовлетворять потребителей в автосервисе по месту жительства автовладельцев;
- прогназирование и на этой основе планирование спроса населения данного района, города, страны на продукцию автосервиса;
- внедрение системы мероприятий по более качественному учету и контролю, препятствующей хищениям собственности, другим правонарушителям;
- совершенствование самоуправления, внедрение компьютерного обеспечения.
Каждое из напралений имеет свое техническое, экономическое и социальное значение для развития автосервиса.
ПК.190631.1177.00.00.00.ПЗ
| ПК.190631.1177.00.00.00.ПЗ
| Спроектировать
комплекс диагностики в условиях СТОА Renault
| 2. ТЕХНИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ АВТОСЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Как известно, задачей технологического расчета является определение необходимых данных (числа рабочих постов, численности рабочих, автомобиле-мест, площадей) для разборки объемно-планировочного решения станция технологического процесса обслуживания и ремонта автомобилей.
Понятие «условный легковой автомобиль парка»
Одним из главнейших факторов, определяющих мощность, размер и тип станции технического обслуживания автомобилей (специализированная, универсальная), является число и состав автомобилей по моделям, находящимся в зоне обслуживания проектируемой станций, а также число заездов на станцию технического обслуживания автомобилей.
При определении обслуживаемого станцией парка автомобилей необходимо учитывать следующие особенности:
1) Входящий поток требований (автомобиле-заездов) на станцию характеризуется различной частотой спроса на те или иные виды работ и трудоемкостью их выполнения. При этом на величину трудовых затрат, как известно, влияет «возраст» автомобиля, который имеет значительный разброс.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что поток требований (заездов автомобилей) можно подразделить на четыре группы.
1-я группа включает работы, для которых характерны большая частота спроса и малая трудоемкость их выполнения (смазочные работы, регулировка приборов систем электрооборудования и питания и др.). Средняя удельная (на один автомобиле-заезд) трудоемкость заезда по данной группе – не более 2 чел.–час, а их доля в структуре заездов около 60%.
2-ю группу составляют работы с меньшей, чем для работ 1-й группы, частотой спроса, но более трудоемкие (ТО в полном объеме, поэлементное
ПК.190631.1177.00.00.00.ПЗ
| диагностирование, ТР узлов и агрегатах, ТР приборов систем электрооборудования и питания, шиномонтажные работы, ТР тормозной системы и др.). Средняя удельная трудоемкость заезда по этой группе не более 4 чел. – час, а их доля в структуре заездов примерно 20%.
3-ю группу составляют работы со средней удельной трудоемкостью до 8 чел. – час (мелкие и средние кузовные работы, покраска и окраска автомобиля, обойные и арматурные работы и др.). Эти работы в общем потоке заездов составляют около 13%.
4-я группа – это наиболее трудоемкие и наименее часто встречающиеся работы. Средняя удельная трудоемкость более 8 чел. – час, а их доля 7% от общего числа заездов.
На станции технического обслуживания автомобилей поток заездов включает в себя различные виды работ.
2) Легковые автомобили могут обслуживаться на различных предприятиях автосервиса, т.е. они, как правило, не закреплены за определенными станциями, и заезды их на станции носят случайный характер.
3) Часть владельцев автомобилей выполняет ТО и ТР собственными силами или с привлечением других лиц и т.д., т.е. не все автомобиле, которым необходимы ТО и ТР, заезжают на станцию, а только часть из них.
С учетом приведенных выше особенностей технологический расчет принято выполнять для парки условно обслуживаемых на станции технического обслуживания автомобилей
где N – парк автомобилей региона;
K – коэффициент обращаемости, учитывающий число владельцев автомобилей пользующих услугами станции. По оценке экспертов, для отечественных автомобилей K = 0, 45…0, 50, для автомобилей иностранного производства K = 0, 75…0, 85.
При этом под условным автомобилем парка понимается автомобиль, комплексно обслуживаемый на станции в течении года, на котором выполняется
полный объем работ по ТО и ремонту, обеспечивающий его исправное состояние. Расчётно принимается, что условный автомобиль парка должен сделать в течение года в среднем 2 (отечественные) – 5 (иностранного производства) заездов на станцию техобслуживания.
Суточное число заездов для дорожных станций технического обслуживания определяется в зависимости от интенсивности движения автомобилей по дороге и от расстояния между дорожными станциями на трассе.
ПК.190631.1177.00.00.00.ПЗ
| Среднегодовой пробег легковых иномарок больше, чем отечественных автомобилей индивидуального пользования и составляет 15 – 25 тыс. км.
Режим работы станции определяется числом дней работы предприятия Д в году и продолжительностью рабочего дня, которая характеризуется продолжительностью смены и количеством смен С. Режим работы станции должен выбираться исходя из наиболее полного удовлетворения потребностей населения в услугах по ТО и ТР автомобилей. Он зависит от назначения станции, её месторасположения и видов выполняемых услуг.
Общий годовой объем (трудоёмкость) работ по обслуживанию и ремонту автомобилей разделяется на работы, выполняемые, как правило, силами владельцев, и работы, за выполнением которых владелец обращается на станцию. Трудоёмкость работ по ТО и ТР, выполняемых на станции, планируется на 1000 км пробега в зависимости от класса автомобиля.
|