Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие методические принципы расчета экономической эффективности проектных мероприятий






Для расчета годового экономического эффекта – Э от внедрения проектных мероприятий, за счет снижения текущих затрат используется базовая формула:

Э = Р – З, (2.1)

где Р – результат от внедрения мероприятия, руб.;

З – затраты на мероприятие, руб.

Результат от внедрения проектного мероприятия в конечном итоге может быть выражен либо в виде прироста прибыли, либо в виде снижения себестоимости.

Увеличение прибыли может быть обусловлено следующими факторами: увеличением выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг)[1]; улучшением качества продукции (товаров, работ, услуг)[2]; продажей излишнего оборудования или сдачей его в аренду; снижением себестоимости продукции; внедрением новых форм продвижения товаров; совершенствованием ценовой стратегии; проведением рекламных мероприятий и другими мероприятиями, обусловленными спецификой темы ВКР.

Для расчета факторного прироста прибыли - могут быть использованы формулы, представленные в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Рекомендуемые формулы для расчета прироста прибыли за счет ряда факторов

Фактор прироста прибыли Формула для расчета
   
1. Увеличение выручки от продажи продукции DП = (Впр – Вб) × α б, где Впр и Вб – выручка от продажи продукции в базисном и отчетном периодах, тыс.р.; α б – рентабельность продаж продукции в базисном периоде
2. Улучшение качества продукции 2.1 , где Упкпр – удельный вес продукции повышенного качества по проекту; Rq – рентабельность продукции повышенного качества, %; DRq – прирост рентабельности продукции повышенного качества, %; Rсрпр – средняя рентабельность производства по проекту, %
  2.2 DП = (Nб - Nпр) × Ссрб, где и Nпр – годовое количество продукции, поступающей на исправление по базовому и проектному вариантам, шт Ссрб – средняя себестоимость исправления в базисном периоде, руб.

 

 

Продолжение таблицы 2.1

   
3. Внедрение прогрессивных форм обслуживания клиентов DП = Ц2 × (Q2’ - Q1’) × ПР2 – Ц1 × (Q1 - Q2) × ПР1, где Ц1 и Ц2 – средняя цена единицы продукции или услуги до и после применения прогрессивной формы обслуживания, руб.; Q1 и Q2 – количество услуг, оказанных по обычным формам обслуживания по базовому и проектному варианту, единиц; Q1 - Q2 –количество услуг, оказанных с применением прогрессивной формы обслуживания по базе и проекту, единиц; ПР1 и ПР2 – прибыль на 1 рубль реализации услуг до и после применения прогрессивной формы обслуживания, руб.

 

Для расчета снижения себестоимости продукции - могут быть использованы формулы, представленные в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Рекомендуемые формулы для расчета снижения себестоимости за счет ряда факторов

Фактор снижения себестоимости Формула расчета
   
1. Снижение материалоемкости × Qпр где Нб и Нпр – нормы расхода материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива) по базовому и проектному вариантам, в натуральном выражении; Цб и Цпр – цена единицы материальных ресурсов по базовому и проектному вариантам, тыс.р.; Qпр – объем производства по проекту, в натуральном выражении

 

Продолжение таблицы 2.2

   
2. Снижение трудоемкости продукции , где tб и tпр – трудоемкость единицы продукции по базовому и проектному вариантам, час; Квнб и Квнпр – коэффициент выполнения норм выработки по базовому и проектному вариантам; Кд и Квф – коэффициент учитывающий дополнительную заработную плату и отчисление во внебюджетные фонды
3. Снижение удельных амортизационных отчислений за счет повышения уровня использования оборудования где Цоб – стоимость оборудования, тыс.р.; На – норма амортизации, %; и Qпр – объем выпуска продукции в натуральном выражении по базовому и проектному вариантам
4. Увеличение выручки от реализации продукции (достигается экономия на условно-постоянных расходах) , где Спост – сумма условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тыс.р.

 

Расчет экономической эффективности проектных мероприятий инвестиционного характера имеет свою специфику.

Инвестиции – это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, а также интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Другими словами, под инвестициями понимаются денежные средства, вкладываемые в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты.

Так, например, маркетинговый инвестиционный проект – это проект, связанный с вложением инвестиций в строительство маркетинговых центров, приобретение оборудования для осуществления маркетинговой деятельности, развитие системы маркетинговых каналов, брэндинг и другие мероприятия, имеющие долговременный (свыше одного года) период осуществления.

Для оценки эффективности маркетинговых инвестиционных проектов рассчитываются следующие показатели:

- чистый дисконтированный доход (ЧДД);

- внутренняя норма доходности (ВНД);

- срок окупаемости инвестиций.

Чистый дисконтированный доход – ЧДД определяется по формуле:

, (2.2)

где Rt и Ct – результаты (денежные поступления) и затраты (денежные выплаты периода t;

Тп – длительность жизненного цикла проекта в годах;

Е – ставка дисконта;

- функция дисконтирования, приводящая затраты и результаты к периоду t = 0.

Внутренняя форма доходности ВНД – это показатель ставки дисконта, при котором величина приведенных результатов равняется приведенным затратам. ВНД показывает, под какую предельную ставку кредита можно реализовать проект, связанный с маркетинговой деятельностью.

ВНД находится из решения уравнения

, (2.3)

т.е. находится Евн, когда ЧДД = 0

Внутреннюю норму доходности можно определить методом итерационного подбора, используя следующую формулу:

, (2.4)

где Е1 – норма дисконта, при которой ЧДД имеет положительное значение;

ЧДД1 – величина положительного чистого дисконтированного дохода, тыс.р.;

Е2 – норма дисконта, для которого ЧДД имеет отрицательное значение;

ЧДД2 – величина отрицательного чистого дисконтированного дохода.

Индекс доходности – ИД определяется по формуле:

, (2.5)

Срок окупаемости инвестиций – Ток определяется по формуле:

, (2.6)

где И – инвестиции, тыс.р.

Маркетинговый инвестиционный проект признается эффективным, если соблюдается одновременно условия, представленные в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Условия эффективности маркетингового инвестиционного проекта

Показатели эффективности Условие эффективности
1. Чистый дисконтированный доход - ЧДД ЧДД > 0
2. Внутренняя норма доходности - ВНД Евн > Е
3. Индекс доходности - ИД ИД > 1
4. Срок окупаемости инвестиций - Ток Ток < Тн, где Тн – нормативный срок окупаемости инвестиций в годах

 

2.2.2 Особенности расчета экономической эффективности мероприятий по профилю «Маркетинг»

Для расчета экономической эффективности мероприятий по профилю «Маркетинг» могут быть использованы формулы, отражающие специфику отдельных элементов комплекса маркетинга.

Годовой экономический эффект от мероприятий по совершенствованию товарной политики (если это требует текущих затрат) – Эт производится по формуле:

Эт = DП – Зт, (2.7)

где DП – прирост прибыли за счет увеличения выручки от продажи продукции, руб.

Зт – текущие годовые затраты на проведение мероприятий, руб.

DП = DV - DV × З1, (2.8)

где DV – прирост выручки за счет продажи новых видов продукции, руб.

З1 – затраты на один рубль выручки от продажи новых видов продукции по проекту, руб.

DV = Цi × Qi, (2.9)

где Цi – цена единицы вновь вводимой продукции после проведения мероприятий (в проектируемом периоде), руб;

Qi – объем нового вида продукции в проектируемом периоде в натуральном выражении, ед.;

n – количество видов вновь вводимой продукции.

Для расчета экономической эффективности мероприятий по совершенствованию изучения и прогнозирования спроса рекомендуется использовать нижеприведенные формулы.

Годовой экономический эффект от мероприятий, результатом которых явилось увеличение товарооборота – Эт, а следовательно и прибыли, производится по формуле:

Эт = П1 × DТ = П × (Тпр – Тб), (2.10)

где П1 – прибыль на 1 руб. товарооборота по проекту, руб.;

– прирост товарооборота, млн. р.;

Тпр и Тб – товарооборот по базовому и проектному вариантам, руб.

Годовойэкономический эффект мероприятий по изучению спроса, результатом которых явилось снижение товарных запасов - Этз, характеризуется сокращением издержек обращения на остаток товаров, что в конечном счете влияет на объем получаемой прибыли. Он рассчитывается следующим образом:

Этз =Р1 × DЗ = Р1 × (Зб – Зпр), (2.11)

где Р1 – издержки обращения на 1 руб. товарных остатков, руб.;

– величина уменьшения товарных запасов, руб.;

Зб и Зпр – товарные запасы по базовому и проектному вариантам, руб.

Годовой экономический эффект от мероприятий по изучению спроса, приводящих к ускорению оборачиваемости товаров - Эоб производится по формуле:

Эоб =Р2 × DО = Р2 × (Об – Опр), (2.12)

где Эоб – годовой экономический эффект от ускорения оборачиваемости товаров, руб.;

Р2 – однодневная сумма издержек обращения, тыс.р;

– ускорение оборачиваемости товаров (в днях);

Об и Опр – оборачиваемость в днях по базовому и проектному вариантам.

(2.13)

Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию товарной политики и совершенствованию изучения и прогнозирования спроса – Эф осуществляется по формуле:

, (2.14)

где Э – годовой экономический эффект, руб.;

З – затраты, руб.

Экономическая эффективность затрат на маркетинговые исследования – Эми определяется по формуле:

, (2.15)

где Р – внешний эффект, который получила организация в результате принятия управленческого решения, основанного на информации, полученной от проведения маркетингового исследования, руб.;

З – затраты на проведение маркетинговых исследований, руб.

Cоставляющая внешнего эффекта определяются индивидуально в рамках каждой ВКР и могут быть выражены в увеличении объема и прибыли от продаж, в результате привлечения дополнительных клиентов, организации выпуска новых видов продукции или реализации новых товаров, увеличении количества сделок, ускорении оборачиваемости товарных запасов, уменьшении дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал