Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические аспекты компьютеризации обучения.
Разработка информационно-компьютерных технологий и распространение компьютеров привели к их активному внедрению в образование. Компьютеризация образования – это внедрение вычислительной техники и информационных технологий в учебный процесс как средней, так и высшей школы. Можно указать наиболее важные области применения в образовании информационно-компьютерных технологий: 1. Управление образованием (вычислительная и оргтехника для образовательных учреждений, автоматизация делопроизводства и бухгалтерии в учебных заведениях, средства связи, мониторинг образования и т.п.). 2. Информатика и вычислительная техника как цель обучения (подготовка специалистов в области информационно-компьютерных технологий по разработке и эксплуатации компьютерной техники, программному обеспечению, компьютерной безопасности; подготовка пользователей, в том числе обучение компьютерной грамотности преподавателей и учеников). 3. Компьютерная техника как средство обучения, развития, воспитания (компьютерные учебники, интернет-технологии). Но в отношении активного внедрения и использования компьютера в процессе обучения имеются противоречивые данные, так как идёт прямое воздействие на психику. Это объясняется местом компьютера в структуре деятельности, характером и длительностью работы с компьютером, возрастом детей и рядом других важных условий. Из исследований: работа с комп. действует на практически на все психические явления: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, характер, способности и т.д. Взаимодействие с комп. совершенствует саморегуляцию человека, побуждает его к саморегуляции, самоизменению, развитию упреждающей функции сознания. Однако целостной картины развития личности в условиях компьютеризованного обучения пока не получено. Е.И. Машбиц (1986) на основе анализа экспериментальных данных выделил три группы психолого-педагогических проблем, подлежащих решению в ходе работ по компьютеризации учебного процесса: 1) проблемы, связанные с теоретическим обоснованием обучения: на каком научном фундаменте должны строиться программы, какие психолого-педагогические идеи они реализуют; 2) создание технологии компьютеризированного обучения, связывающей педагогические науки с практикой обучения; 3) проектирование программ, обеспечивающих реализацию технологии обучения в учебном процессе. Преимущества: использование комп. влияет на мотивацию, привлекательность обучения, даёт возможность повысить самостоятельность обучения, возможность обучения без непосредственного участия учителя. Компьютер выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценки знаний. Использование информационно-компьютерных технологий расширяет возможность для учеников и учителей осуществлять оперативный доступ к различной информации. Посредством комп. программ становится возможна реализация индивидуализации и дифференц. обучения, при использовании компьютерных программ можно обеспечить автоматизацию процесса обучения; компьютерные обучающие технологии являются инструментом познавательного развития ученика. Ограничения: использование легко доступной информации, возможность формирования стереотипного мышления, ограничение живого общения, интернет-зависимость, сдвиг мотива учебной деятельности на виртуальную действительность и др.
|