Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические и психологические аспекты самовоспитания.






 

Самовоспитание – это определённый тип отношения, поступков и действий к самому себе и собственному будущему с точки зрения соответствия идеалу. Самовоспитание является необходимым условием для человека, который уважает, любит себя, заботится о себе, т.е. не относится к себе равнодушно, старается сделать себя лучше, совершенствоваться. Человек, постоянно находящийся в процессе самовоспитания, в целом стремится к идеалам гуманного человека, поскольку общими целями самовоспитания является принятие самого себя таким, каков я есть, стремление к гармонии с окружающим миром.

Самовоспитание проходит определённый путь развития. Впервые о самовоспитании начинают задумываться, достигнув 12-13 лет: а именно о возможностях самосовершенствования, интеллектуального и личностного, о принятии целей, усилии для реализации этих целей. Первой ступенью самовоспитания является физическое и волевое самовоспитание. На второй ступени происходит нравственное самосовершенствование, третья ступень – профессиональное самовоспитание, четвёртая – социально-мировоззренческое, иногда встречается пятая ступень, соответствующая постановке и реализации человеком цели самоактулизации. Становление и реализация собственной программы самовоспитания становится возможным на этапе старшего школьного возраста.

Составляющими самовоспитания являются: самопознание, самооценка, самонаблюдение, самокритика; в отношении к себе – самочувствие, честолюбие, самоуверенность, скромность, достоинство; в саморегуляции: сдержанность, самообладание, самоконтроль, самодисциплина. В процессе воспитания самого себя вырабатываются определённые приёмы: самообязательство - добровольное задание самому себе осознанных целей и задач по самосовершенствованию, решение сформировать у себя те или иные качества; самоотчёт – ретроспективный взгляд на пройденный за определённое время путь; осмысливание собственной деятельности – выявление причин неуспехов; самоконтроль – систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.

Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие - “личность”.

О личности мы судим по следующим признакам:

1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.

2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности.

А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников” говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.

В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника.

А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания: направленность, т.е. мотивы работы над собой;

содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное); устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное); эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности школьника, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.

Помочь младшему подростку в встать на путь самовоспитания могут старшие (родители, учителя, товарищи): работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенство -вания.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал