Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение устойчивости внимания
Лабораторное занятие 5/1 Тема: Внимание Цель: раскрыть значение внимания в познании человеком реального мира, в различных видах деятельности; выявить зависимость внимания от психического склада личности (в т.ч. от интеллектуального и волевого развития), сформировать интерес к проявлениям внимания и способам его развития в учебной деятельности.
Определение устойчивости внимания Опыт 2.2 Цель. Определение устойчивости внимания посредством корректурных таблиц Бурдона. Материал. Таблицы Бурдона. Ход опыта. Объявив цель опыта, испытуемым раздают по две заранее заготовленные таблицы Бурдона (для пробного я основного опыта). Протокол Опыта 2.2(пробный) Цель _________________________________________________________________________ Испытуемый ______________________________________ Дата обследования___________ Экспериментатор ______________________________________________________________ Таблица Бурдона (для пробных опытов) AM КЗ ГХБПКШЗПЮВРБХПАЕТДДЖСГРВХСГИКВ РГМАИТКОБЕМФОИЮШЛЗЖВВПЕПАЧИВС ЮРХБЯЗШИОСВЧЕХТЕСПМННОЖХШНАЕЧ ЖВЛГОФОВПАКЧМКЧЗШАЖКЯДХИСВПБЮ ПВУЮШАТХСГМКРАТЮДДРГРЛВРГАМКЕ ЗОУБХФПЛЖШЯИСЮДЮХВТУЧПЯИХНЛУТ ВБКОГЗМХЯЯРДАЧЮЖСФНПДСРКГАО ЮДЯ
Инструкция: внимательно просматривая таблицу, вычеркивать вертикальной чертой бук«вы А, М, К, 3. После команды «Начинайте!» все испытуемые приступают к работе. После слова «Довольно!» прекращают ее». Пробный опыт продолжается 1 мин. Затем приступают к основному опыту. Здесь также необходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, 3. Кроме того, испытуемых предупреждают, что по прошествии каждой минуты будут давать команду: «Поставить птичку!» Данный знак надлежит ставить над той буквой, где застала команда. В отличие от пробного опыта, новый опыт проводят в течение 4 мин. На 2-й и 4-й минуте вводят побочный раздражитель, например метроном 60—80 ударов в 1 мин.
Протокол Опыта 2.2 (основной) Цель _________________________________________________________________________ Испытуемый ______________________________________ Дата обследования___________ Экспериментатор ______________________________________________________________
Таблица Бурдона (для основных опытов) а м к 3 ютлефгжиупщсрдеатл бзкинсявпчмозагнбпс вномшсяснлчожвмфеюзухдртгкбиандкxутцг нбхюавчюфдпсзихпчжгобшжсвуарлмтпхдрт бдкомвзсюхнгяжвсюимпетршухкплжиучфрт езнгархмфпуюнкязгшвичажлсоедтвитшпнж длоужагздвюяифмсхукшлптебржнчокбр ч мс зсхигхлячздежофонбгуштюкмапибрвенпакв крамочрпдхиюпжшгвфсзбояжхлювебдктфсу лпезбутнвсоюмюпжешжнвртхсклпахишдагц мтргжмжузхдлпаекбрнюичбфяогтшсадкочx ибфсенсмфюонячхлреау дзжтгшвикблнпвзф аурголкюхушюмнвпсясхезнпчожфажнтбкдв ирчзекмнхтюжчбрвгсбжпиюудпхаенсшмлзд жмпджушсемптонюавкбичрлхяудфзгкоангб нлрбзяюбожхмуфдтпачгзскеврнлишивтфxж гажмпгткпуроиднвчулсяехфбзашжмдкосшк чнлхбняочшлфхмсзаевпгжткидюрбуюри3уя мдтфекигюсхвягсжджтеапхбрвюпзшакошяи дэакнхюрхлужсвнчпепвжзлшюисфмегихдрт бмрбдкомвзсюхнгяжвсюимпетршухкплжич фркирекмнхтюжчбрвгсбжпиюудпхаенсштлч гзшянбхюавчюфдпсзихпчжгобшзсвуарлмт пезбутнвсоюмюпжешживртхсклпахишдаг
По завершении основного опыта приступают к обработке полученных данных следующим образом. По каждой минуте основного опыта индивидуально подсчитывают общее количество букв, подлежащих вычеркиванию, пропуск букв, подлежащих вычеркиванию, и количество других, ошибочно вычеркнутых знаков. Суммируют эти данные по 1-й и 3-й минуте, а затем — по 2-й и 4-й минуте. Вычисляют показатели устойчивости внимания для 1-й и 3-й, 2-й и 4-й минуты. Для этого необходимо определять процент правильно зачеркнутых знаков ко всему количеству букв, которые содержатся в просмотренной за данные минуты таблице, предварительно вычтя из общего количества правильно зачеркнутых знаков число допущенных пропусков и неверно зачеркнутых букв. При таком способе обработки полученных данных можно исходить из следующих норм устойчивости внимания, выраженных в процентах: очень хороший показатель — 81 —100; хороший показатель— 61—81; средний показатель — 41—60; плохой показатель — 21—40. Для устойчивости внимания особенно симптоматичен показатель в отношении 2-й и 4-й минуты, в течение которых на испытуемых воздействовал побочный раздражитель. Опыт 3. Исследование характеристик избирательности внимания методом корректурной пробы
Вводные замечания. Наиболее распространенную группу лабораторных методов исследования внимания составляют бланковые методы, объединенные под общим названием «корректурные пробы». Корректурные пробы могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, связных и несвязных текстов и т. п. Задача испытуемого заключается в обнаружении заданного стимула среди других стимулов и в фиксировании его на бланке тем или иным способом. Показателем точности избирательности внимания в известной мере может служить коэффициент точности выполнения задания. Коэффициент точности выполнения задания (А) рассчитывают по формуле Уиппла: А = N-r N+p где N — общее количество обнаруженных стимулов; r — количество неправильно обнаруженных стимулов; р — количество пропущенных стимулов.
ПРОТОКОЛ Цель_________________________________________________ Дата ________________ Экспериментатор____________________________________________________________ Испытуемый ________________________________________________________________ Самочувствие испытуемого ___________________________________________________ Измеряемые характеристики __________________________________________________ Вид стимула________________________________________________________________ Результат корректурной пробы
Другим показателем избирательности внимания мажет служить время (Т, с), затраченное испытуемым на поиски отдельного стимул» (m). Его рассматривают как условный показатель скорости выбора, т. е, время, затраченное на один стимул (S); скорость выбора определяют по формуле
Целью данного опыта является определение характеристик избирательности внимания с помощью корректурной пробы: Занятие строится на буквенном варианте корректуры, состоящем из набора букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке сплошным текстом (без пропусков). Оснащение эксперимента. Программный бланк для экспериментатора и корректурные бланки для испытуемого. На каждом бланке напечатано по 10 сплошных строчек букв по 54 буквы в каждой строке. Среди этих букв в случайном порядке размещены 24 существительных в именительном падеже единственного числа. Степень сложности слов разная (например; радость; дом т. п.). Для регистрации времени выполнения задания необходим секундомер. Для записи результатов опыта полезно заранее подготовить форму для протокола Порядок работы. Занятие групповое. Экспериментатор выдаст каждому испытуемому по корректурному бланку и сообщает инструкцию к заданию. Испытуемый должен, последовательно просматривая буквенный строки, обнаружить скрытые в них слова. Инструкция испытуемому: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди которых ecть сочетания, образующие слова-существительные в именительном падеже единственном числе. Вам необходимо внимательно просмотреть строку за строкой, обнаружить эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой и кончая последней буквой. Постарайтесь не подчеркивать лишних букв. Задание выполняйте быстро и точно». Эксперимент заканчивается после просмотра всех строк. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания каждым испытуемым и сообщает его испытуемому. Обработка результатов 1. Проверить результаты корректурной пробы по программному бланку. 2. Подсчитать общее количество подчеркнутых испытуемым слов. 3. Подсчитать количество пропущенных слов (р). 4. Подсчитать количество неправильно подчеркнутых слов (г). 5. Подсчитать количество правильно подчеркнутых слов (т). 6. По формуле Уиппла вычислить показатель точности избирательности внимания (А). 7. Вычислить скорость выбора (S). 8. Совместно определить для всей группы испытуемых средние значения избирательности внимания и скорости выбора. Проанализировать индивидуальные данные, сопоставляя их со среднегрупповыми результатами. Сделать выводы об индивидуальных особенностях избирательности внимания. Контрольные вопросы 1. Что понимается под избирательностью внимания и какие характеристики ее вы знаете? 2. Как вычислить показатели избирательности внимания? 3. Какая измерительно-оценочная шкала применена в этом задании? 4. Каков общий принцип лабораторных приемов исследования избирательности внимания?
Опыт 4. Измерение устойчивости и концентрации внимания (корректурная проба Бурдона-Анфимова)
Вводные замечания Исследования устойчивости и концентрации внимания были вызваны потребностями практики, я частности поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Выбор того или иного экспериментального метода исследования внимания обусловлен тем', какой именно вид внимания подлежит изучению. Так. при определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратурные методы, а при исследовании произвольного внимания обязательным условием является учет активности самого субъекта. В последнем случае наиболее распространенным методом является корректурная проба. Исследование устойчивости внимания важно проводить в динамике. В данном опыте используется корректурная проба Бурдона—Анфимова (вычеркивание заданных букв на бланке), выполняемая на фоне помех. Условным показателем устойчивости внимания является изменение скорости выбора (см. опыт 1). Так как в данном задании не один стимул, а несколько (mn) и соответственно временных промежутков будет несколько (Тn), то изменение скорости выбора на протяжении всего задания будет определяться следующим выражением: m1 + mn Т1 Тn Условным показателем концентрации внимания (К' и К") является отношение коэффициента точности выполнения задания на фоне помех (Аn и An') к точности выполнения задания без помех (А' бп и А" бп):
Расчеты коэффициента точности как для условий помех так и условий без помех, производятся по общему принципу, отраженному в формуле Уйппла в опыте1. Оснащение эксперимента. Перед проведением занятия необходимо подготовить для каждого испытуемого по печатному бланку корректурной пробы Бурдона—Анфимова. Эти бланки содержат стандартный набор букв русского алфавита, расположенных построчно в случайном порядке. Всего в бланке 40 строк по 36 букв в каждом. Самому экспериментатору надо иметь программный бланк и секундомер. До начала опыта каждый испытуемый заготавливает таблицу для регистрации результатов пробы. Порядок работы. Занятие групповое. Ведет его экспериментатор. Экспериментатор выдает каждому испытуемому стандартный бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию. Инструкция испытуемому: «Просматривая слева направо каждую строку в бланке, вы должны вычеркивать вертикальной чертой буквы " р" и " к". Задание следует выполнять быстро и точно Кроме того, по моему сигналу " Черта! " вы должны будете проставлять вертикальную черту у той буквы, у которой вас застал мой сигнал, а затем продолжить выполнять задание до следующего моего сигнала. И так далее до конца бланка». В течение опыта экспериментатор фиксирует, произнося слово «черта», 30-секундные промежутки времени. На 2-й и 4-й минутах опыта экспериментатор, не предупреждая испытуемых, вводит помехи, называя вслух в.течение 15 с какие-либо буквы алфавита. Работа с корректурным бланком рассчитана на 5 мин. Результаты выполнения задания каждый испытуемый определяет сам и фиксирует их в протоколе. Обработка результатов 1. Сверить результаты в корректурном бланке с программой экспериментатора. 2. Подсчитать в корректурном бланке временные промежутки (T1...T10) по меткам - вертикальным линиям. 3. Подсчитать число правильных ответов (m) для каждого временного промежутка. 4. Определить показатели скорости выбора (S) для каждого временного промежутка в отдельности (S1...S10) согласно формуле, приведенной в опыте 1. 5. Построить график, условно называемый графиком динамики устойчивости внимания, для чего на оси абсцисс отложить все 30-секундные отрезки (T1...T10), а на оси ординат — скорости выбора (S1...S10). 6. Вычислить коэффициенты точности внимания до воздействия 1-й (А' бп) и '2-й (А" бп) помех. Так как до 1-й помехи два временных промежутка, то (А" бп) вычисляется как среднее арифметическое из А1+А2. Аналогично и должно вычисляться как среднее из А4+А5+А6. 7. Определить значения показателя концентрации внимания (К' и К"), 8. Совместно с экспериментатором определить средние значения К' и К" для всей группы испытуемых. При анализе результатов эксперимента на графиках проследите индивидуальную динамику устойчивости внимания в течение всего задания. Обратить внимайте на изменение показателей скорости выполнения задания на 2-й и 4-й минутах (т. е. S3 и S7). Сделать выводы о влиянии помех на устойчивость внимания. Сопоставьте свои показатели концентрации внимания со среднегрупповыми показателями и сделайте выводы об индивидуальных особенностях. Контрольные вопросы 1. Дайте определение устойчивости и концентрации внимания. 2. Какие условные количественные показатели используются для измерения устойчивости и концентрации внимания? 3. Какая измерительная шкала использована в данном задании? 4. Какая общая особенность экспериментальных исследований устойчивости внимания?
ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЕТОДОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОБЫ Вводные замечания. Выбор метода изучения произвольного внимания оп- редел5? ется задачами исследования. Общим принципом построения эксперимента является создание такой лабораторной ситуации, при которой испытуемому необходимо приложить усилия для поддержания направленности и сосредоточенности психической активности. Это достигаеТсяпутем варьирования уровн»сложности стимулов, способов их предъявления, а также уятт состояний Испытуемого. Вданномзксперименте произвольное внимание исследуют методом интеллектуальной пробы. Метод заключается в поиске/различении и регистрации простых и четных чисел, объединенных в группы по три числа в каждой. Экспериментатор читает вслух ряд случайных чисел. Характеристиками произвольного внимания в этом случае будут распределение и устойчивость внимания, а косвенным показателем распределения внимания — коэффициент p а с п ре, де лен HJ МОЙМИЯЯ (С). Его вычисляют как результат отношения количества правильно зарегистрированных испытуемым троек простых 4исел (а) и троек четных чисел {к} к общему количеству троек согласно программе экспериментатора. Таким образом, результат всегда представляет число меньше 1, а при количестве правильных ответов (/я), равном запрограммированному общему количеству четный и простых чисел (N):: ■ Г
Большее значение величины С означает лучшее распределение внимания. Иногда сравнивают индивидуальные показатели адйыдгёйых со средними данными по группе (С^). Т<? ГД^ значеяие С может быть и больше 1. В таком случае качественно внимание оценивается следующим образом: Отличное: С & 1, 25 СГ(1. Хорошее: 1, 0 С^ С < 1, 25 Сгр. Удовлетворительное: 0, 75 Сгр< С < 1, 0 С^. Плохое: С < 0, 75 С^. - т Устойчивость внимания оценивают так же, как в занятии 6.2, т. е. по графику, * Целью данного задания является определение характеристик распределения и устойчивости произвольного внимания при выполнении задания на цифровом материале: Задача испытуемого заключается^ обнаружении и записи троек простых и четных чисел. 4 Оснащение эксперимента. Для проведения занятия экспериментатору нужен цифровой бланк, на котором в случайномпорядке расположено
Занятие 6.3. Исследование характеристик произвольного внимания... t35 300 чисел (от 1 до 29). Среди них часть цифр встречаете - группами, образуя тройки -i* всего Пять троек простых чисел (наприм«|>, таких как 13; 19; 17) и пять троекчетных чисел (например: 22; 16; 4). Числа в бланке распределены таким образом, что в течение 1 мин испытуемый может успеть зарегистрировать лишь одну тройку. Скорость чтения экспериментатором — одно число за 2 с. Для регистрации времени экспериментатору необходим секундомер. Перёд началом работы испытуемые заготовляют таблицу для протокольных зйпиеей(форма 21). -, Замятие групповое. Преподаватель или его помощ- ник-зж«1ертйШ¥ Йтор сообщает иейытуёмомуинструкцию. Инструкция испытуемому: «В^ буд^ етЭД< тййы раснояоженные'в случайнойпоследовательности числа от 1 до 29. Среди них встречаются идущие пёадяя по три Простых и по три четных числа. Как Только вы об|$£ ружите на слух любую тройку таких чисел, запишите их в протоколе. Если- вы обнаружите другое количество чисел (большее или меньшее), их записывать не следует. По сигналу экспериментатора " Черта! " вы делаете со» ответствующйе пометки-в протоколе у Той цифры, у которой вас застал сигнал». ' ', Затем экспериментатор приступает к чтению цифрового материала, регулируя его скорость по сёкундомеру. Через каждую минуту он подает команду «Черта!». Эксперимент заканчивается после прочтения всего бланка. Обработка результатов 1. Сверить ответы испытуемого с программным бланком экспериментатора. 2. По отметкам — вертикальным линиям, сделанным испытуемым в прото- - коле»определить временные.промежутки выполнения заданияг(Г,...Т10). 3. Oajjic$ej№r& общее количество правильно зарегистрированных троек чисел («) на протяженииввего опыта. 4. Вычислить скорость выбора (S) для каждого временного промежутка по формуле, приведенной в занятии 6.2 (см. также занятяе б.2^.; Аналнзирулрезультаты эксперимента, произведите качественный ана- лйз Лркавателя с по схеме, приведенной в вводных замечаниях к заданию. С^двЛайтё выводы о влиянии характера стимульного материала на характеристики произвольного внимания. . Контрольны» вопросы *'. I 1. Дайте определение произвольного внимания. 2. Какие характеристики произвольного внимания исследуются в данном, эксперименте? 3. Какая измерительно-оценочная шкала используется в процедуре опыта? - ■ " - ". 4. Как ва думаете, в каких видах практической деятельности может быть использована данная методика? ~. VI. Внимание
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ВНИМАНИЯ (С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ ШУЛЬТЕ В МОДИФИКАЦИИ МАРИЩУКА, СЫСОЕВА И ДР.) - «е-^^-^- Вводные замечания. Экспериме«Тальиве исследввгийЯе^в|? еключения внимания является одним не важных для практики направлений исследования характеристик внимания. Специалистами установлено, что в ряде профессий (например, при пилотировании самолетов или многостаночном обслуживании) быстрое переключение внимания является необходимым условием эффективности деятельности. Варьирование экспериментальных исследования переключения внимания снсновываегея на разнообразил стцдоцдоематармыфнедособов^аботььсним испытуемого. Одна- Кь во всех сарчтч ааяеча иеиытуёмого заключается в совмещенном выполнении A'-s^ мли более заданий экспериментатора. Затем проводится сопоставление пока^. -Лскорости выбора (см. вводные замечания к занятию t_1> B Уровнях совмещений.., мполнення дейсЛнй (^J* бе* него (SJ. Эту величину рассматривают в ка-, ОСтве условного пока^ателя переключения внимания: п=-~.< 1; ■ ■ -/; ■
Стимульным материалом в данном задании служат таблицы Э. Шульте в модификации В. Марищука и И. Сысоева, т. е, черно-красные таблицы с буквенными символами. Задачей испытуемого является одновременный счет
Занятие 6.4. Исследование перекяючееТЯости внимания.. чисел Двух цветовых рядов: одного в возрастающей последовательности и другого — в убывающей. -. 1 Оснащение эксперимента. Экспериментатору и всем испытуемым * надо иметь заранее составленные таблицы Шульте с изображением 25 черных чисел (от 1 до 25) и 24 красных чисел (от 1 до 24). Числа разбросаны но таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное расстояние.. Каждое число имеет свой символ — букву латинского или русского алфавита, написанную рядом с числом (например, 24i, 25j и т. д.). Экспериментатор заранее готовит программу правильных ответов. Для4регистрации времени выполнения ^задания экспериментатору необходим секундомер. Для регистрации результатов опыта кажг дый испытуемый до начала опыта составляет таблицу протокола (форма 22). Порядок работы. Занятие групповое. Ведет его или преподаватель, или его помощник-экспериментатор. Задание выполняется в три этапа. Инструкция испытуемому для I па: «Найдите в таблице числа черного цвета, причем в возрастающей последовательности (от 1 до 25), и запишите в протокол их символы». Инструкция испытуемому для II этапа: «Найдите в таблице числа красного цвета в убывающей последовательности и такжч запишите, их символы в протокол». Инструкция испытуемому дл я III этапа: «В таблице 25 черных — от 1 до 25 и 24 красных числа — от 24 до 1. Каждое число имеет свой буквен- ныйсимвол. Необходимо одновременно вести счет черных и красных чисел, попеременно записывая в протоколе символы сначала черного числа, затем красного, затем вновь черного, пока счет не будет закончен. При этом черные числа надо считать в возрастающей последовательности, а красные — в убывающей». То есть на III этапе испытуемый должен выполнять обе процедуры одновременно. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания на каждом этапе и сообщает его испытуемому. Обработка результатов 1. Проверить записи испытуемого, сравнивая их с контрольными записями экспериментатора. ■ - ' 2. Подсчитать количество правильно найденных чисел (т) на I, II и III эта- ' пах задания отдельно для черных чисел и красных чисел. 3. Определить время выполнения процедур нахождения черных и красных ' чисел раздельно на III этапе задания (Т); для этого общее время, затраченное на весь этап, надо разделить пополам. 4. Определить скорость выбора (S) на I, II и Й1 этапах; причем в последнем случае раздельно для черных и красных чисел. 5. Найти условный показатель переключения внимания (П) по формуле раздельно для красных и черных чисел. ~ Анализируя результаты эксперимента, следует указать степень трудности осуществления переключения внимания при осуществлении совмещенных заданий. VI. Контрольны* вопросы 1. Дайте определение переключения внимания. 2. Каким образом измеряется степень трудности переключения внимания? 3. Какая измерительно-оценочная шкала используется в каином задании? 4. Как вы думаете, какие недостатки метадвдм! измерена*переключения внимания имеются в дддномзадании?
|