Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность государственного управления и его функции
Сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятие управления, классик менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций: 1) технические операции (производство, выделка и обработка); 2) коммерческие операции (покупка, продажа и обмен); 3) финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими); 4) страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц); 5) учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.); 6) административные операции (предвидение, контроль, организация, распорядительство и координирование). Административную науку интересуют административные операции, в которых проявляется сущность управления. Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать: предвидеть (учитывать грядущее и вырабатывать программу действия); организовывать (строить двойной, материальный и социальный, организм предприятия); распоряжаться (заставлять персонал надлежаще работать); координировать (связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия); контролировать (заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям). Функции управления это основные виды управленческой деятельности, порождаемые разделением труда в процессе управления. Функций же государственного управления гораздо больше, их классификация разнообразная. Государство, как выделенный из общества аппарат управления, обладающий публичной властью, придает функциям управления политический аспект (ориентацию на общие интересы и цели); увязывает их реализацию с механизмом власти; исходит из того, что основной субъект функций это официальная общественно организованная группа. Классификация основных функций государственного управления: • прогнозирование изменений в развитии каких-либо объектов или явлений в процессе управления на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учетом всех условий и факторов влияния (например, с учетом прогнозирования разрабатываются федеральные и региональные программы основных направлений государственной деятельности); • планирование деятельности в процессе государственного управления по реализации федеральных и региональных программ, регламентированных актами управления; • выявление и осмысливание актуальных проблем, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей и критериев оценки организации управленческой деятельности; • разработка вариантов, обоснование и принятие рационального решения (в правовой форме) и организация его исполнения; • распорядительство (руководство) и координация действий не подчиненных друг другу органов государственного управления в целях улучшения их взаимодействия; • правовое регулирование отношений во внутренней и внешней сфере государственного управления по предметам ведения и в объеме компетенции; • контроль с целью выявления и устранения отклонений в процессе государственного управления, соблюдения правил и норм и принятия мер дисциплинарной ответственности к виновным; • учет наличия финансовых, кадровых, материально-технических и других ресурсов; • информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа; • кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование. Перечисленные функции являются основными для органов государственного управления и по существу характеризуют содержание их деятельности. Регулирование отношений, связанных с реализацией этих функций государственного управления, и является объектом и предметом регулирования норм административного права.
Заключение Государственное управление представляет собой властное воздействие на поведение людей, находящихся в юрисдикции государства, в целях воплощения основных направлений и целей государственной политики, осуществляемое в форме исполнительной и распорядительной деятельности специально образованных управляющих органов государства. Государственное управление является разновидностью социального управления, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличающий от ее иных проявлений, а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований. Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей. Его предназначением является упорядочение целей, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов. Государственное управление - это один из видов деятельности государственных органов РФ по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий.
|