![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод семантического дифференциала
В последнее время для количественной оценки качественных явлений в различных дисциплинах технико-эстетических видов спорта все большее применение находит метод семантического дифференциала. Он широко применяется для описания целых стилистических направлений, выработки критериев эстетической оценки, выявления различий в восприятии и переживании эстетических феноменов различными группами людей, регистрации эффективности педагогических воздействий на эстетические показатели и оценки и т.п. Метод семантического дифференциала впервые был предложен американским ученым Ч. Осгудом с сотрудниками (1957) для измерения эмоциональных значений отдельных семантических единиц (слов) в психолингвистике. Сущность метода заключается в оценке коннотативных (эмоционально-оценочных) значений и свойств изучаемого явления путем соотнесения предметов или понятий с рядом признаков, обозначенных прилагательными, и количественном определении степени выраженности каждого из признаков в данном предмете или понятии. Это метод количественного и качественного индексирования значения с помощью двухполюсных шкал с семью делениями на каждой, задаваемых парой антонимичных (противоположных по смыслу) прилагательных. Содержание шкалы слева направо включает следующие категории: I) очень; 2) вполне; 3) немного; 4) ни...ни...; 5) немного; 6) вполне; 7) очень. Деления нумеруются от +3 до -3, О посередине или от I до 7, 4 посередине. Составление шкал семантического дифференциала основывается на выборе группы свойств, адекватно характеризующих изучаемое явление.
19.3. Метод круговой шкалы - подготовку судей и по возможности согласование их мнений до начала соревнований; - комплектование судейских бригад; - контроль за работой судей; - использование технических средств.
На соревнованиях судьи оценивают: а) содержание произвольных упражнений – сложность, оригинальность, композицию; б) исполнение упражнений – технику выполнения и эстетическое впечатление от исполнения (выразительности выполнения). Представляется возможным peшение этих задач с помощью разработанной круговой шкалы. Цель этого подхода заключается в графическом представлении на плоскости систематических или случайных расхождений оценок экспертов или судей, а также в статистическом оценивании этих расхождений. Процедура построения круговой шкалы включает следующие этапы: 1) выбор набора показателей, которые необходимо оценить в изучаемом объекте; 2) проведение пробного (адекватного) эксперимента, когда вместо реальных объектов для оценки предъявляются их модели или фотографии; 3) преобразование матрицы частот правильных и неправильных ответов в матрицу вероятностных мер; 4) определение координат центра тяжести многоугольника, вершинами которого являются оценки вероятностных мер по каждому показателю; 5) статистическое оценивание значения модуля радиус - вектора, соединяющего начало координат с центром тяжести многоугольника; 6) численное и графическое представление расчетных параметров в абсолютной и относительной системах координат; 7) трансформация круговой шкалы в многомерную линейную. Разработанная процедура была апробирована на экспериментальном материале по художественной гимнастике.
|