Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровни художественного восприятия.
· уровень, связанный с эмоциональными реакциями человека на ритмические, колористические и пространственные характеристики произведения; · уровень, связанный с эмоциональными реакциями человека, сложившимися в ходе социального и исторического развития общества; · уровень, связанный с формированием эстетического отношения к действительности. Структурные элементы художественного восприятия: зрительный, чувственный, душевный, материальный, телесный, цветовой, элемент ощущения Основные свойства художественного восприятия: · Осмысленность - восприятие рисунка сопряжено с развитием способности к его интерпретации. Дети с интересом пытаются осмыслить, что на рисунках изображено. Если сюжет достаточно понятен и близок ребенку, он может подробно о нем рассказать, если же недоступен - он просто перечисляет отдельные фигуры, предметы. · Избирательность - свойство восприятия выделять и воспринимать только часть каких-либо объектов из окружения, превращая все остальное в этот момент в невоспринимаемый фон. · Апперцепция - это зависимость восприятия от личностных особенностей и интересов человека. При интерпретации сюжетных изображений каждый ребенок выделяет, замечает что-то свое. Художественное восприятие предметного мира у детей происходит на персептивном уровне, оно всегда выборочно и эмоционально. При этом ребенка важно научить обращать внимание на то, какие чувства у него вызывают те или иные предметы, обращая его эмоции к внутреннему содержанию постановки, так как чувства способствуют пониманию окружающей среды, которая несет в себе информацию, нужную для принятия решения. Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. Художественное восприятие, как полноценная, осознанная художественно-сотворческая деятельность, становится возможным только в подростковом возрасте. В подростковом возрасте происходит скачок в психофизиологическом развитии индивида. Внимание подростка, направленное ранее на познание окружающей действительности, возвращается к собственной личности. Одновременно подросток пытается найти свое место в окружающем мире. К этому времени человек обладает достаточно зрелым мышлением, способностью анализировать те или иные явления действительности, способностью понимать сложную противоречивость и в то же время целостность художественного образа активным развитием воображения. Эстетическое восприятие – особая форма психической деятельности человека, сущность которой заключается в том, что общественно значимое содержание произведений исторически развивающегося художественного творчества человечества становится достоянием отдельной личности и оказывает на неё своё специфическое воздействие. Воздействие произведений искусства на человека – многосторонний процесс, осуществляющийся на всех уровнях его психической деятельности и включающий в себя самые разные элементы этой деятельности. Восприятие – процесс, связанный с деятельностью органов чувств и мозга человека. С эстетическим восприятием связана деятельность двух органов чувств – зрения и слуха. Восприятие возможно лишь при условии целостности и нормального функционирования всех элементов анализаторов. 12. Современные педагогические технологии и их применение на уроках по дисциплинам художественного цикла. Педагогическая предметная технология. Алгоритмы управления и алгоритмы функционирования в предметных педагогических технологиях. Специфические особенности педагогических технологий и методик в различных сферах художественного образования (музейной педагогике, музыкальном образовании, художественно- изобразительном, театрально-сценическом, экранном, хореографическом образовании). Преподавание художественных дисциплин в «методике погружения». Опережающие задания как элемент педагогической технологии. Методы анализа произведений искусства. Единство восприятия и воображения. Переживание и сопереживание. Формирование отношения учащихся к произведениям искусства. Общение по поводу произведения искусства и рефлексия. Педагогическая технология (от греч.: techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение) – совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно-используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. Педагогическая технология – система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединение единой концептуальной основы, целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников. Построение алгоритма функционирования (правил познавательной деятельности учащихся) опирается на определенную психологическую теорию усвоения знаний, принятую в данной П.Т. От совершенства теории усвоения зависит скорость и некоторые другие показатели качества обучения. Однако выдвинутые психологами гипотезы усвоения не доведены до инструментального уровня, как того требует П.Т. Для построения управляемого дидактического процесса разработана обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов обучения: ориентировки (формирования представления о целях и задачах усвоения предмета, о логической структуре курса и т.п.; осмысление избранной последовательности содержания предмета и соответствующих метод, приемов изучения), исполнения (изучение отдельных тем курса, межпредметных связей и др.), контроля и корректирования. Специфические особенности педагогических технологий и методик зависят от предметной области, в которой они применяются, так где-то достаточно прочитать лекцию, а где-то надо показаться наглядный материал, а еще возможно устроить экскурсию – все это должно учитываться при разработке программы применения. «Метод погружения» – интенсивный метод используются для организации обучения предмету в короткие сроки с большим объемом информации и знаний, в том числе практических. Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике. Опережающие задания как правило ориентированы на самостоятельное изучение учеником нового материала. Подобные задания мотивирую учащихся на поиск информации, повышение уровня своих знаний. Анализ – метод научного исследования путём разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путём логической абстракции. Существует несколько методов анализа произведений искусства: · Герменевтический метод · Семиотический метод · Культурологический метод · Психоаналитический метод Восприятие –психический познавательный процесс, результатом которого являются субъективные образы непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в совокупности их свойств и признаков. Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Воображение бывает воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение протекает на основе восприятия чертежа, схемы, карты, описания. В результате работы этого вида воображения создаются образы предметов, имеющихся в действительности. Переживание – особая внутренняя деятельность, внутренняя работа, с помощью которой человеку удается перенести те или иные (обычно тяжелые) жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, т.е. справиться с критической ситуацией. Переживание – эстетическое эмоциональное состояние, возникающее у человека в процессе эстетического восприятия окружающей действительности или произведений искусства. Сопереживание – проявление группового сознания в форме групповой эмоции, появляющейся непроизвольно в результате внушения увиденным или услышанным. Сопереживание имеет иерархию проявлений от сочувствия до психической эпидемии. Способность спроецировать себя на объект взаимодействия, почувствовать себя на месте объекта. Понимание чьих-либо переживаний. Благожелательное отношение к этим переживаниям – симпатия, безразличное – апатия, неприязненное к ним отношение – антипатия. Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: Рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры. В этом смысле рефлексия есть метод философии, а диалектика – рефлексия разума. В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. 13. Возможности современных информационных и коммуникационных технологий в модернизации художественного образования. Информационные технологии, как понятие. Коммуникационные технологии, как понятие. Модернизация и компьютеризация современного образования. Основные нормативно-правовые документы регулирующие деятельность современного художественного образования. Цели и задачи. Применение инноваций в области художественного образования. Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology) – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами. Основные черты современных ИТ: · компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам; · хранение больших объёмов информации на машинных носителях; · передача информации на любые расстояния в ограниченное время. Коммуникационные технологии – технологии позволяющие осуществить обмен информацией. Обмен информацией производится по каналам передачи информации. Общая схема передачи информации включает в себя отправителя информации, канал передачи информации и получателя информации. Основной характеристикой каналов передачи информации является их пропускная способность (скорость передачи информации).
|