Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кабинет художественной дисциплины в школе.






Кабинет ИЗО должен отвечать следующим требованиям:

Кабинет изобразительного искусства должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория: наличие мольбертов, диапроекторов, магнитной доски, мультимедиа оборудования.

Перечень оборудования: столы, парты, мольберты, подставки для натюрмортов, компьютерные столы с полками для периферийных устройств (принтер, сканер), доска (интерактивная), стенды для размещения работ, стеллажи для наглядных пособий.

В кабинете должен быть достаточный комплект методической литературы для обучающихся, включающий методический журнал по предмету, программы обучения изобразительному искусству в данном учебном заведении, справочную литературу нормативного характера, образовательный стандарт по изобразительному искусству.

Средства технического обеспечения художественно-педагогического процесса:

· звукотехнические (компьютер и аудиоколонки; магнитофон),

· визуальные (телевизор с видеомагнитофоном; компьютер и проектор, проекционный экран).

· визуальные экранно-динамические (интерактивная доска, сенсорная панель).

· унифицированные средства технологического обеспечения учебного процесса (различное интерактивное компьютерное оборудование)

· компьютерные (программируемые) средства обеспечения процесса обучения (различный набор программного обеспечения в зависимости от предмета урока)

Перечень программных средств для образования:

· электронные (компьютеризированные) учебники;

· электронные лекции,

· контролирующие компьютерные программы;

· справочники и базы данных учебного назначения;

· сборники задач и генераторы примеров (ситуаций);

· предметно-ориентированные среды;

· учебно-методические комплексы;

· программно-методические комплексы;

· компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.


15. Художественное творчество как часть социокультурной среды.

Социальная обусловленность художественного творчества. Роль мышления и воображения в создании художественно-творческих произведений. Анализ и синтез как механизм открытия и создания нового. Роль образного обобщения и нелогических компонентов мышления. Творческое вдохновение. Признание. Социокультурная среда.

Социальное развитие молодежи связано с основными этапами ее творческого роста в культурно-досуговой деятельности.

Оптимальное совершенствование творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для студента, молодого рабочего, интеллигента. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов:

· субъектов социотворческого процесса,

· творческой общности (студии, клуба, группы),

· самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.

Мышление – проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. Если говорить о мышлении художника. То ввиду специфики изобразительной деятельности, художественного творчества, оно отличается своими особенностями. Имея в своей практике дело с предметами и явлениями, которые надо наглядно представить, отразить в произведениях, художник постоянно насыщает свой мыслительный процесс наглядными образами. Специфика практической деятельности художника, выражаясь в систематической комбинации (холсте, бумаге, скульптуре) образов предметов действительности, определяет в высшей степени наглядно-образный характер мышления художника.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Воображение бывает воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение протекает на основе восприятия чертежа, схемы, карты, описания. В результате работы этого вида воображения создаются образы предметов, имеющихся в действительности.

Анализ – 1) метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части; наряду с синтезом имеет большое значение в научном познании; 2) разбор, рассмотрение чего-либо. В искусствоведении разбор состава произведения искусства. Анализируется любое произведение искусства в единстве содержания и формы. При детальном анализе произведения, как правило, раскрывается идея и тема произведения; выявляются художественные средства, которые использовал художник для воплощения замысла; дается оценка значения произведения в творческой биографии художника и т.д.

Синтез искусств – органичное соединение разных искусств или их видов в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие «синтеза искусств» подразумевает создание качественно нового художественно явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождает в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи. Оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное воздействие.

Художественное обобщение – способность художника познавать объективную действительность, выявляя главное, существенное в объектах и явлениях путем сравнения, анализа и синтеза. Произведение изобразительного искусства является результатом выразительности общего, сохраняя вместе с тем всю неповторимость конкретно-зрительного образа. В узкопрофессиональном понимании обобщение это последняя стадия процесса выполнения рисунка или живописи с натуры, следующая за детальной проработкой формы. На этой стадии работы осуществляется обобщение деталей с целью создания целостного образа натуры на основе цельного ее зрительного восприятия.

Мышление – познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Оно позволяет познавать наглядные связи, отношения объектов, явлений и их сущность.

Вдохновение – психологическое состояние творческого подъема. Вдохновение возникает в процессе труда, часто у художников, литераторов, ученых, композиторов. Вдохновение приходит вследствие напряжения духовных сил человека, глубокой сосредоточенности на предмете деятельности, активизации способностей. Знаний. Навыков, умений. В период вдохновения легко рождаются новые мысли. Решения, подходы, труд становится исключительно продуктивным. В структурном отношении вдохновение включает восприятие, внимание, память, воображение. Эмоции, мотивы, интуицию. Вдохновение характеризуется максимальной концентрацией всех психических сил художника на решение творческих задач. Вся деятельность художника в состоянии вдохновения сосредоточена на объекте творчества.

Признание – социальная ступень в определенной деятельности, по достижении которой, общество замечает возможности и действия индивидуума или группы. Во-первых, признание позволяет занять лидирующее положение в творческом процессе. Во-вторых, высокий статус в хакерском сообществе дает возможность со временем занять соответствующее положение и в традиционной экономической системе.

Понятие «социокультурная среда» имеет и более широкое значение, подразумевающее макросреду, в которой действуют социально обусловленные факторы и закономерности. Есть и другое, сравнительно узкое значение этого понятия как сферы действия малых групп и входящих в нее личностей.

В пространстве социокультурной среды действует множество инициативно-творческих образований. В них немалую роль играют молодежная и юношеская субкультуры, непрерывно взаимодействующие с макросредой и создающие самостоятельную канву для вхождения в нее. В связи с этим активизируется творческий потенциал каждой отдельной личности.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на творческие способности молодежи через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.

Усвоение социально-художественного познания, интенсивно происходящее в рассматриваемый момент развития, ставит перед необходимостью подчинения творческих задач и потребностей, возникающих в ближайшем окружении, единой стратегии, задаваемой досуговой деятельностью.

Студийная среда приближает творческую личность к реальному выполнению различных видов творчества. Все это позволяет говорить о появлении у молодежи микросоциальных отношений, в которых начинает формироваться личность через актуализацию заложенных в ней свойств.

Через элементы творчества, включаемые в деятельность на репродуктивной стадии деятельности, педагог постепенно начинает переходить к формированию устойчивой ориентации на инновационную деятельность. Художественно-творческий опыт, получаемый в ходе обогащения восприятия, способствует той степени успешности, которая позволяет добиваться совершенства и качественных результатов, но при этом не выходит за рамки определенной заданности в восприятии, мышлении, воображении. Однако при этом проявляются предпосылки, создающие основу для поиска нового решения и выхода за пределы предугадываемых возможностей.


16. Художественные способности человека. Диагностика художественных способностей в детском возрасте.

Структурно-функциональный анализ понятия «способности». Классификация способностей. Понятия «творчество», «творческие способности», «креативность», «художественные способности». Характеристика художественных способностей человека. Методы диагностики художественных способностей детей на примере научных исследований Б.М. Теплова, Л.С Выготского, Д.К. Кирнарской, П.В. Анисимова, Е.М. Торшиловой.

Способности – такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладеть тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Каждая способность включает целый ряд психических особенностей человека и зависит от них. Например, определенные качества памяти, воображения, мышления (глубина, критичность, гибкость, быстрота). Психологическими предпосылками развития способностей являются мотивы, эмоциональные и волевые свойства: любовь к своему делу, настойчивость и активность в преодолении трудностей и др. Формирование способностей предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и др. психических процессов и свойств личности.

· Общие проявляются в большинстве видов деятельности - умственные, физические, способности к обучению;

· Узкие, специальные: технические, операторские, педагогические, управленческие, музыкальные, художественные, литературные, математические.

Творчество – процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, процесс претворения наблюдений действительности в художественный образ.

Творческие способности – совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество. Эти свойства характерны для творческой личности с оригинальным, нестандартным мышлением. К ним относят воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, мотивации творчества и другие свойства.

Креативность – способность к умственным преобразованиям и творчеству. Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде.

Художественные способности – сложная многофункциональная организация художественного восприятия создание выразительного изображения. Они проявляются в форме задатков и интереса к рисованию. В ходе изобразительной деятельности художественные способности проходят сложный путь развития. Они складываются из совокупности знаний, умений и специальной особенности творческого мышления. Путями развития художественных способностей являются: развитие специфических особенностей творческого мышления, повышение образного мышления через изучение и практическое рисование.

Ведущие свойства художественных способностей:

· Свойства художественного творческого воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;

· Свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ;

· Эмоциональное отношение (особенно развиты эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению;

· Волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

Вспомогательные свойства художественных способностей:

· Свойства зрительного анализатора отражать («чувствовать») фактуру поверхности воспринимаемых предметов мягкость, твердость, бархатистость и т. д.;

· Сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов в рисунке, живописи

Художественные способности ребенка представляют собой довольно сложную организацию особых качеств художественного восприятия, мышления, внимания, образного воображения. Экспериментальное изучение художественных способностей в Советском Союзе началось с фундаментального исследования Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» (1947). Исследуя особенности музыкальной деятельности, Теплов выделил три существенных компонента музыкальных способностей:

· ладовое чувство, проявляющееся в эмоциональном восприятии и узнавании мелодии;

· способность к слуховому представлению, проявляющаяся в воспроизведении мелодии по слуху и составляющая ядро музыкальной памяти;

· музыкально-ритмическое чувство способность чувствовать ритм и воспроизводить его.

Теплов выделяет три основных признака способностей как индивидуально-психологических особенностей человека:

· во-первых, они отличают одного человека от другого,

· во-вторых, они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей,

· в-третьих, они не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения

Это уже не отдельные элементарные способности, которые, как считает Теплов, можно выделять лишь при помощи специального анализа, это – компоненты, составляющие основу музыкальной деятельности. Они участвуют в основном, по мысли Теплова, признаке музыкальности – переживании музыки как выражения некоторого содержания. Все остальные способности, имеющие отношение к музыкальности (например, абсолютный слух) хотя и ценны, но не являются основными, так как и без них возможно полноценное переживание музыки.

Концепция Л.С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на «комбинирующей способности мозга». Отсюда продукты творческой деятельности выступают как «кристаллизованное воображение».

Выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:

1. Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. «Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображения».

2. Воображение выступает как средство расширения опыта. Это «высшая форма связи» воображения с реальностью, которая возможна «только благодаря чужому или социальному опыту».

3. Эмоциональная связь. Воображение руководствуется эмоциональным фактором – внутренней логикой чувств, «чувства влияют на воображение». Это «наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения». Воображение влияет на чувства, проявляется «закон эмоциональной реальности воображения».

4. Воображение становится действительностью когда оно «кристаллизируется», «воплощается», начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это «полный круг» творческой деятельности воображения, возможный также и для «субъективного воображения», опирающегося на эмоции. Развитие творчества осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта.

В области образования диагностика применяется в процессе планирования, организации и оценивания образования; выявление одаренных детей; выявление детей со слабыми нарушениями психо-эмоционального развития, как психо-коррекционное развитие и анализ эффективности традиционных и инновационных технологий образования.


17. Методы и приемы развития художественных способностей у детей разных возрастных групп.

Раскрыть понятия методов и приемов. Художественные способности и задатки. Психологические и возрастные особенности развития художественно-творческих способностей. Просветительская деятельность, как приоритетные профессиональные качества педагога.

Метод – совокупность теоретических принципов и практических приемов для осуществления чего-либо.

Прием – одиночное действие, позволяющее достичь определенного результата, составная часть метода.

Способности – ансамбль свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих высокие достижения. Художественные способности относят к специальным.

Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Каждый возраст имеет свои психологические особенности. Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности.

Развитие художественно-творческих способностей имеет некоторые особенности в каждой возрастной группе:

Основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

· Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

· Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

· Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

· Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

· Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

· Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

· Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

· Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность.

Младший школьный возраст –период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу.

Способности детей этого возраста:

· доверчивое подчинение авторитету,

· повышенная восприимчивость,

· впечатлительность,

· наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.

В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.

В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности.

В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, определяются черты характера, происходит становление мировоззрения. На развитие личности в старшем школьном возрасте решающее влияние оказывает изменение положения учащегося в школе, семье, в системе общественных отношений.

В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве – независимо от его профессиональной или любительской направленности.

Просветительство – просветительная, культурническая деятельность.

Преобразование современного общества невозможно без его духовного обновления, в котором возрастает значимость фактора гуманистической направленности к формированию личности. В этой связи возрастает роль художественно-просветительной деятельности в подготовке специалистов полихудожественного профиля, осуществляющих педагогическое руководство в общеобразовательных, культурно-досуговых, специальных учреждениях, художественных студиях, в системе дополнительного образования.

Потребность в подготовке специалистов полихудожественного профиля на основе взаимодействия искусств обусловлена спецификой культурно-просветительной деятельности, в которой особенно важны приоритеты среди гуманитарных дисциплин: литературы, кино, театра, изобразительного искусства.

 

18. Художественная творческая деятельность детей как педагогическая проблема. Методы и приемы активизации художественной творческой деятельности учащихся.

Психологические основы творческой деятельности детей. Личностные детерминанты учения. Гностическая деятельность ученика и организация работы. Психологическая характеристика методов обучения. Самостоятельная творческая деятельность.

Художественная творческая деятельность детей – одна из наиболее доступных и действенных форм эстетического освоения мира детьми. В процессе художественного творчества, они получают возможность выразить свое эстетическое отношение к предметам искусства.

«Творческая личность» – личность социально адаптированная, способная к активным и творческим преобразованиям окружающего мира в любом виде деятельности, к поиску оптимальных оригинальных решений на поставленные задачи.

Необходимым психологическим условием для развития художественных способностей является создание атмосферы, благоприятной для проявления новых идей и мнений, развитие чувства психологической защищенности и позитивной Я-концепции. Ученики, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать свои способности, поэтому педагогам необходимо оказать помощь в развитии у учеников позитивного представлении о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к ним, поощрения их деятельности. Этот подход помогает в стабилизации эмоционального процесса, снижается напряженность эмоциональных состояний, что позволяет более позитивно воспринимать краски мира.

Личностные детерминанты развития художественной одаренности школьников, основаны на процессе развития одаренности детерминированы внутренней позицией личности, а также личностными особенностями.

Детерминантами развития художественной одаренности выступают:

· развитие кругозора и предметной эрудиции,

· потребность в творческой деятельности,

· ценностная ориентированность на позитивный итог творческой деятельности.

Умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности.

Познание окружающего мира, гностическая деятельность, как и практическая, может быть предметной и внешней. Это может быть также перцептивная деятельность или символическая деятельность. В отличие от практической деятельности, гностическая деятельность может быть еще и внутренней, или, по крайней мере, не наблюдаемой. Так, восприятие часто осуществляется с помощью внешне не наблюдаемых перцептивных действий, обеспечивающих формирование образа предмета.

Под методом обучения понимают способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Учитель в данном случае является соединительным звеном, т.е. его главная функция: направить ребенка на решение поставленной задачи. При правильно организованной учебной деятельности учитель должен выдавать новый материал, а затем направлять ученика на решение задач, направленных на усвоение полученного материала.

Наибольшее распространение получили три метода общения учителя и ученика.

1. Пассивный метод – такая форма обучения предполагает то, что учитель рассказывает новый материал, выдает информацию, а ученик в свою очередь является пассивным слушателем. Методы проверки: самостоятельные, контрольные и др. Этот метод является самым неэффективным.

2. Активный метод. Учитель и ученики взаимодействуют друг с другом. Ученик уже не пассивный слушатель, а непосредственный участник урока. Стиль общения – демократичный.

3. Интерактивный метод. Основан на доминировании учащихся во время урока. Обучение построено в форме беседы, дискуссии, когда общение идет не только с учителем, но и между учениками. Этот метод считается самым эффективным.

Самостоятельная творческая деятельность учащихся может быть обязательной, когда необходимо выполнить задание учителя, это формальное исполнение поставленной задачи с применением технических навыков и теоретических знаний, необходимых для выполнения данной задачи.

Для «творческой личности» подобные задания наряду с обязательным исполнением несут дополнительно функцию эстетического удовлетворения и активизируют на создание новых произведений с применением изученных технических приемов и самостоятельным освоением новых, этот стимулирует к необходимости приобретения и новых теоретических знаний.

Стимулом для самостоятельной творческой активности является проведение выставок работ учащихся, конкурсов и т.д.


19. Методы и приемы активизации художественного мышления учащихся разных возрастных групп.

Мышление как процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Индивидуальные особенности мышления человека. Основные качества мышления: самостоятельность, широта и глубина ума, гибкость мысли, быстрота и критичность ума. Виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое. Понятие, суждение, умозаключение, решение мыслительных задач как основные формы мышления. Сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация как методы активизации и развития художественного мышления у школьников. Приемы активизации художественного мышления учащихся: задания на сопоставление жизненных эмоций с художественными, в которых детям предлагается из двух контрастных произведений выбрать то, которое наибольшим образом соответствует их настроению, выразить данное настроение; одного и того же художественного образа или явления, выраженного разными видами искусства; перекодирование содержания художественного образа в другую знаковую систему и др. Методики обучения восприятию и осмыслению звуковых образов. Развитие художественно направленного музыкального мышления на занятиях в музыкально- компьютерном классе (аудитории). Развитие художественно направленного музыкального мышления на уроках MKT в школе (лицее). Восприятие и осмысление музыкально- художественных образов в контексте ознакомления с произведениями современной музыкальной культуры.

Мышление – познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Оно позволяет познавать наглядные связи, отношения объектов, явлений и их сущность.

Художественное осознание мира в образах, как и научное мышление, направлено на познание сущности окружающей человека действительности. Но в отличие от науки, отражающей действительность в форме логических обобщений (отвлеченное понятие, закон, категория), образ искусства воспроизводит общее в форме конкретного, индивидуального.

Мышление –проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. Если говорить о мышлении художника. То ввиду специфики изобразительной деятельности, художественного творчества, оно отличается своими особенностями. Имея в своей практике дело с предметами и явлениями, которые надо наглядно представить, отразить в произведениях, художник постоянно насыщает свой мыслительный процесс наглядными образами. Специфика практической деятельности художника, выражаясь в систематической комбинации (холсте, бумаге, скульптуре) образов предметов действительности, определяет в высшей степени наглядно-образный характер мышления художника.

Художественное мышление является особой разновидностью мышления, видом интеллектуальной деятельности, направленной на создание и восприятие произведений искусств.

Художественное мышление – это мышление образами, опирающимися на конкретные представления.

Художественное мышление – отражение действительности и выражение мыслей и чувств художника в художественном образе.

Основные качества мышления:

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Ассоциативно-образное мышление – это высшая ступень познания человеком действительности, чувственных ощущений, восприятия и представлений в образах.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Ассоциативно-образное мышление будущего педагога выступает главным образом как решение учебных и воспитательных задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются жизнью, педагогическая реальность. Решение педагогических задач позволяет получить новое педагогическое знание.

Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

Основные формы мышления:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал