Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что мы знаем о телефоне?

Неделя. Тема: «Повествование как функционально-смысловой тип речи. Повествование в художественном тексте».

Цель: Формирование у студентов понятия о тексте повествовательного типа.

По завершению урока студент должен уметь:

  1. отличать повествовательные тексты по характерным признакам;
  2. составлять схему повествовательного текста, вычленяя из него ключевые глаголы и глагольные сочетания;
  3. продуцировать текст-повествование на заданную тему;
  4. использовать различные видо-временные формы глагола при создании и воспроизводстве текстов;
  5. использовать слова глоссария в процессе профессиональной коммуникации.

 

Микролекция

Повествование – это сообщение о каких-либо событиях и действиях. При повествовании ставится вопрос: Что произошло? Повествование ведётся от первого или третьего лица. Например:

Что мы знаем о телефоне?

Телефон изобрел в 1875 году Александр Белл. Онпервым смог найти пути преобразования голоса в электрические сигналы.

В 1905 году А.Поповым был разработан телефонный аппарат, в котором были использованы провода. Сейчас в мире почти 600 миллионов телефонных аппаратов.

В 1969 году японские ученые разработали первые модели сотовых телефонов. Хотя ранее, в военных структурах, уже была использована мобильная связь.

 

Каждый текст-повествование имеет следующую структуру:
- завязка (начало действия, события);

- развитие действия;

- развязка (окончание события, завершение повествования).

Задание 1. Схема текста-повествования. Составьте схему к тексту, особое внимание обращая на элементы его структуры. Схему составьте в виде блоков, в которых записаны глаголы и глагольные сочетания, называющие ключевые действия. Каждому предложению должен соответствовать один блок.

Павел Дуров из Санкт-Петербурга с 11 лет начал активно интересоваться программированием и постоянно совершенствовал свои знания и навыки в этой области. Будучи студентом, он не упускал ни одной возможности участия в различных олимпиадах. Дуров был лауреатом стипендий президента и правительства Российской Федерации, троекратным лауреатом стипендии Владимира Потанина.

1 октября 2006 года 22-летний Павел и его команда зарегистрировали домен vkontakte.ru. С этого дня началась официальная история развития самой популярной на сегодняшний день социальной сети на территории РФ и стран СНГ.

В 2007 году сайт " Вконтакте" занял топовое 3-е место по популярности в России. В 2008 году сайт встретил своего 20-миллионного пользователя. На конец 2010 года рыночная стоимость компании ООО " Вконтакте" оценивалась в 1, 5$ млрд. Состояние Дурова оценивается в 300$ млн.

На странице Павла Дурова есть такое высказывание: " Помните: вас - тех, кто может что-то делать, а не разговаривать, - очень мало. Гораздо меньше, чем кажется. Не надо тратить свое время впустую. Действия, а не слова приводят человека к успеху".

 

Образец схемы (для первых трех предложений):

 


Микролекция.

Признаком повествовательного типа текста является употребление глаголов совершенного вида прошедшего времени. Однако обязательно учитывайте, что далеко не все авторы пользуются традиционным оформлением текста. Иногда в качестве средств выразительности выступают иные формы глагола:
- глаголы будущего времени создают впечатление неожиданности действия, делают повествование стремительным, динамичным;

- глаголы несовершенного вида акцентируют внимание на длительности действия;

- глаголы, употребляемые в форме настоящего времени, позволяют приблизить происходящее в тексте к читателю, совместив временные пространства реального восприятия текста и описываемых событий: создаётся иллюзия одновременного существования героев книги и читателя, действие разворачивается «на глазах».

Задание 2. Прочитайте стихотворение Игоря Аглицкого «Жизнь в ста словах». Определите, к какому функционально-смысловому типу относится этот текст. На примере этого стихотворения выявите основные отличия повествования от описания. Опишите свою жизнь, используя вначале только глаголы, затем – только существительные.

Колыбель. Пелёнки. Плач.
Слово. Шаг. Простуда. Врач.
Беготня. Игрушки. Брат.
Двор. Качели. Детский сад.
Школа. Двойка. Тройка. Пять.
Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.
Драка. Кровь. Разбитый нос.
Двор. Друзья. Тусовка. Форс.
Институт. Весна. Кусты.
Лето. Сессия. Хвосты.
Пиво. Водка. Джин со льдом.
Кофе. Сессия. Диплом.
Романтизм. Любовь. Звезда.
Руки. Губы. Ночь без сна.
Свадьба. Тёща. Тесть. Капкан.
Ссора. Клуб. Друзья. Стакан.
Дом. Работа. Дом. Семья.
Солнце. Лето. Снег. Зима.
Сын. Пелёнки. Колыбель.
Стресс. Любовница. Постель.
Бизнес. Деньги. План. Аврал.
Телевизор. Сериал.
Дача. Вишни. Кабачки.
Седина. Мигрень. Очки.
Внук. Пелёнки. Колыбель.
Стресс. Давление. Постель.
Сердце. Почки. Кости. Врач.
Речи. Гроб. Прощанье. Плач.

Задание 3. Прочитайте текст (приложение 1). Выполните задания, предложенные к тексту.

 

Задание 4. Составьте текст-повествование, используя все указанные глаголы движения (один из пары): идти-ходить, бежать-бегать, лететь-летать, нести-носить, везти – возить, катить-катать.

 

Задание 5. Подберите слова (наречия и существительные), сочетающиеся со следующими глаголами: агитировать, акцентировать, блокировать, бронировать, варьировать, вдохновлять, воодушевлять, декламировать, деформировать, капитулировать, комбинировать, лавировать, ориентировать, реставрировать, самосовершенствоваться.

Составьте (устно) предложения с получившимися словосочетаниями.

Задание 6. Прочитайте отрывки из стихотворений, в которых использованы описания. На основе этих отрывков составьте собственный текст-повествование. Подумайте, где, когда и какие события происходят.

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл (А.С. Пушкин)

Ты от времени посерел.
Но когда я иду аллеями
Мимо башен твоих и стрел
И здороваюсь с корифеями,

Мне светло от твоих лучей,
Я не верю, что мы состаримся!
Скоро мы, Универ, расстанемся,
И останется сквер ничей! (А. Емельяненко)

 

Проехав все моря и континенты,
Пускай этнограф в книгу занесет,
Что есть такая нация - студенты,
Веселый и особенный народ!
Понять и изучить их очень сложно.
Ну что, к примеру, скажете, когда
Все то, что прочим людям не возможно,
Студенту - наплевать и ерунда! (Э. Асадов)

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.
Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней (С. Есенин)

Задание 7. Дайте определения словам глоссария.

Роуминг

Тюнинг

Тендер

Лизинг

Тайм-менеджмент

 

Задание 8. Напишите эссе на тему: «Интересный эпизод из моей жизни».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды цепной связи | Микролекция
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал