Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды цепной связи
Текст. Признаки текста. Виды связи в тексте. Цепная связь. Способы передачи цепной связи. Параллельная связь.
Слово «текст» произошло от латинского textus – «ткань; сплетение, связь, сочетание». Исходя из латинского значения слова, подберите однокоренные слова в русском языке. Подсказка: подтекст, гипертекст, текстовый, текстиль, текстура. Текст – это результат мыслительного процесса, реализованный в виде конкретного произведения. Каждый текст имеет определенную цель, тему, мотивы, замысел и идею. Характеризуется определенной структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством. Признаки текста 1. Информативность – текст должен нести определенную информацию. 2. Связность – все предложения должны быть связаны по смыслу и грамматически. 3. Смысловая целостность – в тексте должно быть единство темы и основной мысли. 4. Завершенность – читатель должен получить всю необходимую информацию о предмете речи. 5. Членимость – текст всегда делится на более мелкие части (главы, параграфы, предложения и т.п.). 6. Ситуативность – текст должен быть соотнесен с какой-то конкретной ситуацией. 7. Виды связи предложений в тексте Цепная связь – каждое последующее предложение вытекает из предыдущего, дополняет его. Выделяют три вида цепной связи: 1. Лексический повтор. Пример: Компьютерная модель – это компьютерная программа, работающая на отдельном компьютере, реализующая представление объекта в форме, отличной от реальной. Компьютерные модели стали обычным инструментом и применяются в физике, механике и т.д. 2. Местоименная замена. Пример: Построение компьютерной модели состоит из двух этапов – сначала создание качественной, а затем количественной модели. Чем больше на нее будет перенесено свойств, тем ближе она окажется от реальной модели. 3. Синонимическая замена. Пример: Различные сферы применения компьютерных моделей предъявляют разные требования к надежности получаемых с их помощью результатов. Так, для моделирования самолетов требуется высокая точность и степень достоверности имитации.
Виды цепной связи
Задание 1. Составьте связный текст, используя только цепную связь с лексическим повтором. Работа проводится в группе – каждый называет по одному предложению. Один записывает все предложения, чтобы потом прочитать готовый текст. Примерные темы для текстов: 1. Как у меня появился первый компьютер. 2. Как я хотел стать художником-мультипликатором. 3. Как я ездил за границу. 4. Как я первый раз пришел в университет. Параллельная связь – предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу. Обычно в таких предложениях одинаковый порядок слов, используются сходные грамматические формы. Пример: При выборе между персональным компьютером и ноутбуком нужно расставить приоритеты. Если Вы часто перемещаетесь с места на место, Ваша работа связана с командировками, то есть Вы мобильный человек, то Ваш выбор – это однозначно ноутбук. Если вы собираетесь играть в самые современные игры с высоким качеством графики, постоянно работаете дома, у вас есть оборудованное рабочее место, то приобретайте стационарный персональный компьютер. Задание 2. Докажите, что в текстах использована параллельная связь. 1. Июльский сумеречно-тёплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Смолкали непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки. Затвердевала смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы. 2. Galaxy вышел весной прошлого года и открыл новое направление для планшетов. Он отличался нетипичной диагональю, получил SuperAMOLED-экран, а также был весьма интересным устройством по дизайну, выгодно отличаясь не только от большинства моделей Samsung, но и от остальных планшетов на Android. В то же время Tab 7.7 отличался весьма «сырым» софтом, его достаточно долго доводили до рабочего состояния без тормозов, при этом ценник на эту модель был значительно выше, чем на другие устройства. Задание 3. Составьте тексты с параллельной связью по данным моделям. Постарайтесь придумать как можно больше связных предложений на одну модель. 1. Определение – подлежащее – дополнение, определение – подлежащее, определение – подлежащее – обстоятельство – сказуемое – дополнение. Пример: Невыразительный экстерьер планшета, глянцевый пластик, широкая рамка вокруг экрана определяют дешевое устройство. Металлический корпус девайса, широкий экран, изящная гравировка по корпусу характеризуют элитный планшет. 2. Подлежащее – дополнение – сказуемое – обстоятельство. 3. Подлежащее – дополнение – сказуемое, подлежащее – дополнение – сказуемое. 4. Определение – подлежащее – дополнение, определение – подлежащее – дополнение, обстоятельство – подлежащее – сказуемое. При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего. Основные средства выражения параллельной связи - одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видо-временная соотнесенность сказуемых. Например: ... Еще одна ночь протекала...... Еще один день выступал... (Ч. Айтматов). Для связи предложений в тексте, а также между отдельными его членами используются не только собственно синтаксические средства (структурная соотнесенность предложений), но и средства лексические и морфологические, а также союзы, частицы, слова и словосочетания, выступающие в роли вводных, а также слова, приближающиеся к союзам (типа – прежде всего, сейчас, затем, поэтому, тогда, при этом и т.д.), прилагательные и причастия (типа – предыдущий, предшествующий, следующий, указанный, приведенный, описанный, данный, последний и т.д.), последние особенно характерны для научной и деловой речи. Задание 4. Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на вопросы. Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, – с придачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после нас для выражения еще неизвестных нам идей мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарными предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык. В нем самом уже есть все элементы искусства и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, и словесная живопись. (С.Я.Маршак). • Какова основная мысль С.Я.Маршака? • Какие мысли раскрываются в каждом абзаце этого текста? Как оформляется на письме абзац? Что служит сигналом его начала и конца при чтении вслух? • Проследите, при помощи каких языковых средств осуществляется связь между абзацами? Задание 5. Прочитайте высказывание А.М.Горького. Какими признаками текста оно обладает? Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы передать свою мысль другому человеку ясно и просто. Будешь понимать людей и их мысль – легче будет жить, и умнее станешь, да и тебя все сразу будут понимать, а это – хорошо! • Почему этот небольшой текст расчленен на абзацы? О каких двух сторонах языкового общения людей говорится в каждом из них? • Сколько предложений в тексте? Как это определить при восприятии текста на слух? Как это обозначается на письме? • Выделите из первого предложения словосочетание, которое могло бы послужить названием темы, общей для использованных выше текстов. Одинакова ли основная мысль каждого из них? Докажите. Задание 6. Составьте текст, используя все данные слова (или производные от этих слов). Значения незнакомых слов посмотрите в словаре иностранных слов. Ваш текст должен иметь объем не более трех предложений (как простых, так и сложных). Укажите все признаки текста. Слова: копирайтер, мультиплекс, хедлайнер, тренд, бойфренд, мониторинг, кластер, инновация. Вопросы: Какие трудности у вас возникли при выполнении данного задания? Были ли проблемы с использованием лексики? С чем связано появление данных слов в русском языке? Существуют ли для них аналоги? Почему небольшое по объему произведение тоже может быть законченным текстом? Домашнее задание: а) Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака «Дом, который построил Джек». Какие виды связи в нем использованы? Напишите собственный аналогичный небольшой рассказ на свободную тему (в прозе).
Вот дом, Который построил Джек.
А это пшеница, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
А это веселая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
Вот кот, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
А это корова безрогая, Лягнувшая старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
А это старушка, седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
А это ленивый и толстый пастух, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
|