![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возможные методы достижения цели⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Основной эффект рассматриваемого метода заключается не в самих таблицах, а в дисциплине мышления пользователя, которая обеспечивается предлагаемым порядком анализа каждого факта или гипотезы, необходимостью постоянного пересмотра перспектив в той области, где ведется поиск наилучшего решения.
Выбор направлений исследования для фирмы создаваемой вновь. Неразумно затевать новое дело, если не видны его перспективы. Этот вопрос становится особенно важным, если мы вспомним о характере бизнес-плана как особого документа, о его ориентации, назначении и предъявляемых к нему требованиях. Кроме того, именно с решения этого вопроса и начинается собственно бизнес-планирование. Поставленный вопрос (выбор направлений исследования) требует наличия определенной информации, которую принято разделять на два крупных блока: • информация о внешней среде фирмы; • информация о внутренней среде фирмы. Наполнение первого блока целиком определяется той реально существующей обстановкой и теми, не зависящими от предпринимателя внешними условиями, в которых ему предстоит действовать. Такая информация может быть представлена в виде своеобразной «базы данных» и во всех случаях должна собираться «на стороне». Для этого можно использовать три подхода: иррегулярный — применяется в условиях разового, непериодического обращения к интересующей руководство фирмы внешней информации. В этом случае поступающая информация всегда имеет ретроспективный характер и поступает с некоторым запаздыванием (лагом) относительно момента ее возникновения, т.е. всегда относится к некоторому прошедшему промежутку времени; регулярный — требует наличия хорошо поставленной информационной системы, которая могла бы с заданной периодичностью представлять обзоры поступающих в систему информационных сообщений, включая сведения, поступившие в последний момент. Может опираться на постоянно поддерживаемые контакты со специализированными информационными или консалтинговыми фирмами; непрерывный — основан на непрерывном отслеживании всей текущей информации, которая касается сферы деятельности фирмы, и формировании текущих обзоров, выделяющих из общего информационного потока все значимые для фирмы его компоненты. Такой подход в последнее время называют «мониторингом». В этом случае поступающая информация может быть использована для разработки прогнозов, а информационная система в целом ориентируется не на прошлое и даже не на текущий момент, а на прогнозируемое будущее. Однако содержание такой системы обходится недешево. Но дороже всего всегда обходится бессистемный подход к сбору информации, когда берутся разрозненные, случайно попавшие под руку сведения, поскольку в этом случае возникают дополнительные проблемы, связанные с согласованием разрозненных данных между собой, выделением и исключением заведомо устаревших сведений, оценкой достоверности, надежности и полноты информации, оставляемой для последующей работы с ней. Поэтому, если фирма не может позволить себе создать дорогостоящую систему мониторинга и не желает обращаться к услугам сторонних специализированных фирм, то ей проще всего ввести штатную должность референта, поставив ему задачу вылавливания из информационного потока интересующих фирму сведений, их обобщения и регулярного представления руководству в систематизированном виде. Если фирма достаточно богата, то она может позволить себе иметь собственный аналитический отдел, перед которым можно ставить задачи периодической разработки прогнозов ожидаемого развития рыночной ситуации в интересном для фирмы направлении. Часто эта работа поручается отделу планирования фирмы. Следует иметь в виду, что для получения интересующей фирму внешней информации нет необходимости искать какие-либо нелегальные источники. До 90% нужных релевантных (т.е. относящихся к исследуемому вопросу) сведений всегда можно найти, обращаясь к обычной рыночной информации. Но всегда важно отсеивать сведения второстепенного порядка (фон) и сведения, которые отношения к интересующему вопросу вообще не имеют (шум). Содержимое второго блока является предметом проектирования создаваемой фирмы и во многом определяется идеями, которые предполагает реализовать ее создатель — предприниматель, инициирующий процесс создания фирмы. Если фирма уже существует, его решение определяется данными о результатах ее функционирования, которые безусловно имеются в руках создавшего ее предпринимателя. Еще одним вариантом является сочетание тех и других данных, если фирма имеется, но предполагается ее серьезная перестройка. Все эти сведения удобно систематизируются с помощью известной «модели внутренней среды» предприятия. Состав информации о состоянии внутренней среды определяется кругом известных компонентов менеджмента и включает следующие вопросы: производственного процесса (в курсе менеджмента именуется логистикой), в том числе о размерах производства и производственной мощности, типе и возрасте оборудования, источниках поставок, тенденциях производительности, инновационных возможностях, способах нормирования работ, уровне брака (качества); организационной структуры и менеджмента, в том числе сведения о типе организационной структуры, характере делегирования полномочий, отношений между менеджерами и рабочими, стиле руководства, эффективности менеджмента, особенностях отношений власти и лидерства; маркетинга, включая характеристики номенклатуры продукции, ее качества, размеров и доли рынка, качества маркетинговых исследований, эффективности рекламы, организации продаж и сервиса; финансов, в том числе о состоянии активов, валовых накоплениях, доходности, источниках денежных поступлений, показателях баланса, размерах капитала фирмы и др.; управления персоналом, включая характеристики программ обучения, процедур привлечения и отбора кадров, методов анализа трудовых операций и содержательности работ, систем вознаграждения; экономики, в том числе сведения об уровне затрат и издержек производства, амортизационных отчислениях, рентабельности, порядке ценообразования; управленческого учета, включая сведения о применяемых методах организации учета. Собранная такими путями и систематизированная информация включается в процесс аналитического исследования полученных данных. Основной целью анализа служит оценка состояния внешней и внутренней среды и определение рыночных перспектив фирмы, в том числе ее конкурентоспособности, сохранения устойчивости ее финансового состояния, а также выяснение и измерение положительных и отрицательных сторон в деятельности фирмы. Полученные оценки далее используются при разработке стратегических планов, определении альтернативных вариантов рыночной стратегии фирмы. Другими направлениями исследования систем управления могут быть: • исследование связей между внешней и внутренней средой системы управления (исследование входов и выходов); • исследование внутренних связей между входами и выходами (исследование процессов); • исследование параметров, характеризующих состояния и ситуации, в которых может находиться система; • исследование отношений между процессами и функциями системы управления (структура системы).
|