Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие теории и практики менеджмента






История развития менеджмента насчитывает несколько революций /7 /:

-1-я датируется зарождением письменности в древнем Шумере. Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя " жрецов-бизнесменов", связанных с торговыми операциями.

-2-я относится к 1760 г. до н.э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения;

-3-я произошла во времена правления Навуходоносора II (605 — 682 гг. до н. э.) и была направлена на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства;

-4-я датируется XVII - XVIII вв. н.э. и связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента;

-5-я управленческая революция возникла в конце XIX — начале XX в.

Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента носит в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью, отражая изменения, происходящие в обществе. К концу XIX — началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами. Так, например, в 1873 году на Всемирной выставке в Вене высшую оценку получили работы Московского высшего технического училища (знаменитого МВТУ) за, разработанные учебные пособия по рациональным методам обучения разным профессиям металлообработки. Дальнейшее развитие менеджмента как науки характеризуется несколькими школами и подходами к управлению, имеющими свои особенности и условные временные периоды. Это школы: научного управления, административного управления, человеческих отношений, поведенческих наук, количественных методов

Школу научного управления основал Ф.У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, опубликовавший свои работы по вопросам управления в 1903 и 1911 гг. В них он разработал свою научную систему организации труда, основанную на изучении процессов труда передовых работников и распространении их среди всех участников производства. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф.Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

-научный подход к выполнению каждого элемента работы;

-научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

-кооперация с рабочими;

-разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Учёный разработал методологические основы нормирования труда, стандартизации рабочих операций, научные подходы к подбору и расстановке кадров, стимулированию труда рабочих. Продолжением системы управления Ф. Тейлора стала система организации труда в автомобилестроении Г. Форда, сущность которой заключалась в разделение трудовых операций. Производственные операции, выполняемые в процессе производства, расчленялись на простейшие трудовые движения, которыми в совершенстве овладевал рабочий, сокращая время на выполнение отдельных движений и всего производственного процесса. На автомобилестроительных предприятиях с 1911 года резко возросла производительность труда благодаря внедрению конвейерной сборки машин. Системы управления Ф. Тейлора и Г. Форда в основном сводились к научному обоснованию интенсификации труда и повышению эффективности производственного процесса на основе принципа тщательной организации поточного производства. Школа научного управления внесла весомый вклад в разработку прогрессивных и реалистичных норм производства, в систему стимулирования, обеспечивая тем самым повышение эффективности производства. Представителями этой школы были уже названные Ф. Тейлор, Г. Форд и супруги Гилбреты, которые обогатили теорию и практику управления исследованиями в области трудовых движений, добиваясь более эффективного их выполнения, усовершенствовали методики хронометражных наблюдений, разработали научные методы организации рабочих мест. Большой вклад в развитие управленческой науки внесли А.А. Богданов, Н.А. АК. Гастев, О.А. Ерманский.

Школа административного управления возникла благодаря работам французского учёного и бизнесмена А. Файоля. Основной вклад ученого в теорию управления заключается в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, включающий отдельные взаимосвязанные управленческие функции. Кроме того, им сформулированы принципы управления, многие из которых представляются полезными и в наши дни. (Таблица 1.1)

Таблица 1.1 Принципы управления

Принцип Содержание принципа
1 Разделение труда Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего)
2 Полномочия и ответственность Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы
   
3 Дисциплина Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплин  
4 Единоначалие Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником  
5 Единство действий Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану  
6 Подчиненность личных интересов 7 Вознаграждение персонала Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд  
8 Централизация Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности  
9 Скалярная цепь Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»)  
10 Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте  
11 Справедливость Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи  
12 Стабильность персонала Установка работников на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность  
13 Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ  
14 Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении – сила»)  

К другим представителям этой школы можно отнести М. Блюмфилда, который разработал научную концепцию управления персоналом, или рабочей силой, и немецкого социолога М. Вебера, предложившего серию идей о структуре организации, которая получила название рациональной бюрократической. Таким образом, школа административного управления касалась разработки рациональной системы управления и построения организационной структуры.

Школу человеческих отношений представили ученые Э. Мэйо и М. Фаллет. Элтон Мэйо в ходе исследований обнаружил, что передовые методы работы и повышение заработной платы не всегда способствуют росту производительности труда. Более существенным фактором оказывалось влияние членов коллектива. Оно превосходило влияние материального стимулирования и других усилий со стороны руководства. Эти наблюдения способствовали тому, что на практике больше внимания стало уделяться межличностным отношениям внутри коллектива, а также между руководством и работниками. В результате движение «человеческих отношений» стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент в движении школе человеческих отношений делался на людях, а в школе научного управления —на заботе о производстве. Из других ученых этого направления можно выделить М.П.Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства. Она первая дала определение менеджмента как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»/ 8 стр. 69/.

Школа поведенческих наук возникла в середине двадцатого столетия благодаря бурному развитию психологии и социологии. Это позволило изучать поведение работника в процессе производства строго на научной основе. Научный подход к оценке поведения обеспечивает повышение уровня использования возможностей как отдельного работника, так и коллектива в целом. Большой вклад в развитие данной школы внесли учёные А. Маслоу, Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг.

Наука управления, или количественный подход, характеризуется применением прикладной математики, других точных наук, компьютерной техники в управлении. Методы прикладной математики, используемые в управлении, в литературе получили название количественных методов, а их практическое применение — исследование операций. Основоположником этого подхода стал русский математик лауреат Нобелевской премии Л. В. Канторович, который в 1939 г. опубликовал монографию «Математические методы организации и планирования производства». В ней изложены важнейшие производственные задачи, поддающиеся математической формализации и решению количественными методами. Опыт исследования трудовых операций на основе количественного подхода способствовал разработке экономико-математических моделей, которые в символическом виде отображают содержание управленческих задач и становятся необходимым элементом управления. Использование в управлении моделей и методов количественного анализа привело к дальнейшему развитию теоретических исследований в области оптимального функционирования хозяйственного механизма, разработки экономико-математического аппарата для управления с использованием компьютерной техники.

Современные теории управления раскрывают следующие подходы:

1.Процессный подход характеризуется тем, что управление рассматривается как комплекс взаимосвязанных управленческих действий, образующих непрерывный процесс. Каждое управленческое действие называется управленческой функцией, которая, в свою очередь, является процессом, состоящим из взаимосвязанных действий. Каждая управленческая функция тоже является процессом, объединяющим управленческие действия, которые также являются частичными, но взаимосвязанными действиями, и т. д. Другими словами, вся сложная и разнообразная управленческая деятельность может быть представлена комплексом управленческих функций, каждая из которых является процессом. Составные части комплекса тоже являются процессами, но более мелкого масштаба. Эти последние объединяют управленческие действия — тоже процессы. Такое деление управления на частичные процессы можно осуществлять до тех пор, пока не будет выделено нужное управленческое действие.

2.Системный подход к управлению основан на применении теории систем, которая получила развитие в конце 50-х годов XX в. Значительный вклад в ее развитие внесла кибернетика, сформулированная американским ученым Н. Винером как наука о самых общих законах управления. Она явилась принципиально новым и универсальным инструментом исследовательских и управленческих процессов. Применительно к экономике эта наука называется экономической кибернетикой и представляет собой научную основу для изучения экономических явлений и управления экономическими процессами. Экономическая кибернетика, опираясь на общие законы, позволяет исследовать экономические задачи, четко формулировать цели, выделять существенные особенности, определять возможности достижения цели. Сходство процессов, выполняемых человеком при управлении трудовым коллективом, с процессами, происходящими в природе, составляет основную идею экономической кибернетики. Это сходство проявляется в том, что во всех случаях процессы управления могут быть одинаково смоделированы, а последующий их анализ позволяет достигнуть оптимальных результатов. Экономические процессы и явления необычайно многообразны. Они относятся к самым различным областям человеческой деятельности и знаний. Все эти процессы и явления представляют собой предмет экономической кибернетики. Основу теории экономической кибернетики составляет системный подход к исследованию экономических явлений и управлению производственно-хозяйственными процессами. Система — это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости и образующих определенную целостность, единство. Применительно к управлению одна из систем представляет собой совокупность социально-экономических и производственно- технических процессов и явлений, возникающих в хозяйственной деятельности предприятий и других производственных образований, являющихся объектом управления. Другая система — это организационно обособленный орган управления, осуществляющий разработку и принятие управленческих решений, называемый управляющим звеном. Объект управления и управляющее звено, будучи самостоятельными, но взаимосвязанными системами, могут быть расчленены на частные системы (подсистемы), которые, в свою очередь, можно разбить на отдельные элементы, а элементы — на еще более мелкие составные части, и так можно продолжать до тех пор, пока не будет получен нужный для изучения элемент системы. Сложную систему можно расчленить на составные части многими способами в зависимости от поставленной цели изучения. Например, по уровню управления объектами производство может быть разделено на рабочие места, поточные технологические линии, производственные участки, цехи, отдельные предприятия, фирмы, объединения и т. п. По функциональному признаку производственную сферу можно представить в виде основного производства и обслуживающего его хозяйства. Продолжая членение, в основном производстве можно выделить частичные процессы (стадии производства): подготовку сырья к производству, непосредственно технологический процесс, контроль качества продукции и т. д. Управляющее звено представляет собой многоуровневую систему, к которой могут быть отнесены отдельные ответственные за участок рабочие, бригадиры, производственные мастера, начальники смен и цехов, функциональные отделы заводоуправления, директор. Каждая система, подсистема и составная их часть предполагает определенный процесс, в котором главным компонентом является человек, обеспечивающий формирование этих систем и элементов, их функционирование и развитие.

3.Ситуационный подход означает то, что применение самых разнообразных управленческих методов зависит от особенностей и содержания конкретной ситуации. Огромное разнообразие возникающих в процессе управления ситуаций требует привлечения всего арсенала научно-практических методов, позволяющих решить задачу в оптимальном режиме. Ситуационный подход, применяемый с конца 60-х годовдвадцатого века, тесно связан с системным подходом.

Перечисленные школы менеджмента стали основой для разработки различных модификаций современных научных концепций управления.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал