Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Если есть время, то подробно.
Образовавшиеся стр-ры: Общ-во дешевых квартир, Общ-во ж труда, Дом трудолюбия дл образованных Ж, Ж издательск артель Осн достиж-я: откр-е высш ж курсов при универах, воскресн шк при церквях. 2. Эт начавшейся организац дифференциации и политизации (1895 – 1906) Формир-ся нов, общ-пол направление Русск ж взаимнобл-е общ-во, осн целью кот было добиться равных с М пол и гражд прав. Движ-е было либерально-демократическ. Образовавш-ся стр-ры: Союз равноправия Ж, Общ-во заботы Ж, Общ-во улучш-я участи Ж. Отличительн черта: многопрофильность ж общ орг-ций, развитие ж печати, агитация за избират права. 3. Эт формирования массового движ-я (1906-1914) Стасова создает «Осн хар-ки подпольщика». Идет в революц направлении. Зд они с Философовой разбегаются. Книжка создавала бесполый образ подпольщика. Впервые был создан гендерн идеал революционерки: серое невзрачн пальто, аскетизм во всем. Появ-ся термин «проф революционерка», «проф революционер». Обр-ся ж прогрессивн партия, целью кот стала борьба за пол права ж, за демократ преобразов-я пол сис-мы России. Оформились пролетарск движ-е, открылись ж раб клубы. Орг-ция по инициативе Рус ж взаимнобл-го общ-ва Перв.всерос ж съезда (10.11.1908) У социал-демократов однойиз ключевых фигур становится Крупская. В 1910 по инициативе либерал-демократов собир-ся 1й съезд по борьбе с торговлей Ж (т е по борьбе с проституцией) 1912 – Анна Философская умирает. НА смену приходит Анна Шабанова. Она же становится преемницей титула вице-президента м/унар ж совета. 1910-К Цеткин, работая в Коминтерне, предлагает учредить день 8 марта (как м/унар день солидарности работнику) 1913-1й съезд по образов-ю женщин. Ближе к 1914 окончательно оформилась пол разобщенность м/у соц-демократами и либералами. Соц-демократы категорически запретили женщинам-революционерам формировать самостоятельн ж общ объед-я и орг-ции. Потому что Ленин выдвинул задачу захвата власти и диктатуры пролетариата. Ленин считал, что созд-е ж орг-ций внесет раскол в ряды пролетариата. Т о возник тезис «гендерн равноправие только после завоевания диктатуры пролетариата». Идее класс борьбы было подчинено все. Ж-на объявлялась помощником революции. Посл эт с 1914 по 1917 Это время начала1й мир войны. Бл-ть стала одним из осн направлений, труд помощь Больш-во орг-ций объединились в Лигу. Рос лига равноправия Ж (более 10тыс чел в 50 гор России) В ходе февральск революции 1917 издается Манифест, где царь дарует избират права Ж.До этого они получили право ходить во властн стр-ры, но без права быть председателем. После окт революции уст-ся диктатура пролетариата и ж движение заканчиваются. Направл-я ж виж-я: -либерал-демократ (реформистск) Достиж-е равноправия м/у Ж и М во всех сферах общ жизни, преобр-е гос строя, расшир-е прав и свобод, реформа ж обр-я, улучш-е условий труда р-ц и крестьянок. -революц направл-е Устр-е дискриминации Ж поср-вом ликвидации частной собст-ти на ср-ва пр-ва, радикальн смена общ-пол строя. Сторонники: большевистск социал-демокр гр, меньшевики, эсеры. -национал-патриот направл Содействовать подъему рус нар с/сознания, поддерживать рус дух среди подрастающ поколений; осн мысль – Ж д находиться в подчинении у М, вредность равноправия полов. Сторонники: Ж русско-славянск союз, Союз рус Ж, Ж гр Союза рус народа. Цели Ж движ-я: борьба за избират права, улучш-е условий труда. С 1917 нач-ся сов эт ж движ-я.
40. Проблемы пола в мифологии. Многие мифы были подвергнуты научному анализу, главным образом с психоаналитических позиций. Особое место в списке мифов занимает миф о женщине-ведьме. Отражение мифологического гротескного отношения к женщине содержится в различных высказываниях, метафорах. Вот, например, две итальянские метафоры, возникшие, по-видимому, в раннем Средневековье: «Облик женщины – дьявольское зеркало», «Женское сердце хорошо только снаружи, внутри оно испорчено, как гнилое яблоко». Важно обратить внимание на то, что и в наши дни отголоски этого, кстати, не столь уж отдаленного прошлого можно найти, например, в детских сказках. Достаточно вспомнить образы злой мачехи, бабы-яги, ведьмы, запирающей детей для того, чтобы затем их съесть. В сказках многих авторов, например, братьев Гримм, Андерсена, содержатся мотивы темного заколдованного леса, из которого нельзя найти обратный путь. Человек, попавший в такой лес, теряет дорогу, блуждает, нередко наталкивается на домик ведьмы, где его ждет гибель. С точки зрения психоаналитической интерпретации, в описаниях такого рода имеется скрытая сексуальная символика (зияющий вход в лес, спрятанный в нем домик), имеющая отношение к женским половым органам, представляющим якобы опасность, угрозу для жизни мужчин. В произведениях подобного рода мы встречаемся с прорывом в сознание мифологического страха, корни которого уходят в доисторический период, однако до сих пор мифы могут оказывать свое деструктивное влияние. У эскимосов есть история, в которой повествуется об одной женщине, имевшей между ногами голову собаки. Женщина так откусывала мужские половые органы. У индейцев помо существует легенда о человеке по имени Лесная крыса, который ухаживал за дочерями Утренней звезды. Одна из дочерей сказала ему: «Лесная крыса, если ты действительно хочешь на мне жениться, ты должен знать, что отец в моем влагалище укрепил шипы». После этого Лесная крыса взял камень, сломал шипы и женился на девушке. Приведенные архаичные представления могут оказывать влияние на психологическое состояние современного человека. Согласно теории К. Хорни, эти комплексы особенно выражены в пубертатном периоде. Мальчики в это время испытывают страх и неуверенность перед женщинами, и только в дальнейшем при полном созревании в нормальных условиях страхи исчезают. Хорошо известна одна из форм страха перед женским началом – страх вступления в сексуальный контакт с девственницей. В культурных традициях некоторых народов это находило выражение в том, что после заключения брака процедура дефлорации совершалась не мужем, а специально приглашенным человеком, которым могла быть старая женщина или кто-нибудь из членов племени. Дефлорация иногда совершалась жрецом в ритуальном обряде.
41. Проблемы пола в истории западной классической философии. Иммануил Кант (1724-1804) также поддерживал идею о более низких ментальных способностях женщин, при этом он считал такое положение дел необходимым условием существования общества. Вообще, надо заметить, что философы в отношении рассматриваемого вопроса часто оказывались в достаточно неудобном положении. С одной стороны, начиная, по крайней мере, с эпохи Просвещения, не признавать женщину полноценным человеком было уже невозможно, но, с другой, – выяснялось, что ей несвойственны как раз те качества, которые и отличают собственно природу человека от всякой другой. В философских системах Канта (и Гегеля), как уже говорилось, мысль об этой, скажем так, двойственной (промежуточной между природой и культурой) природе женщины выражена непрямо, содержится в подтексте. Среди философов, атакующих движение за эмансипацию женщин, выделяется А.Шопенгауэр[1], которому принадлежат, в частности, следующие высказывания: «Уже вид женской фигуры учит, что женщина не пригодна ни к большой духовной, ни к физической работе... Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый и коротконогий пол может быть назван прекрасным только затуманенным половым инстинктом мужским интеллектом; в этом инстинкте именно и заключается вся его красота. С большей справедливостью женский пол можно назвать неэстетичным. Ни к музыке, ни к поэзии, ни к образовательному искусству у них действительно нет настоящего чувства и восприимчивости; только чистое обезьянничание для удовлетворения их кокетства...»... Интересно заметить, что другой известный немецкий философ начала века Г. Зиммель (1858-1918), исследуя природу женщины, по сути, с тех жепозиций приходит к противоположным выводам. Главная же ошибка – причина всех видов недоразумений и непониманий по поводу женщины, с точки зрения Зиммеля, заключается в том, что мы не учитываем асимметрии в природе двух полов, как на эмпирическом, так и на метафизическом уровнях. Э.Фромм. утверждал, что и женское, и мужское, и материнская, и отцовская интенции человеческого существования имеют как позитивные, так и негативные моменты. Чувства жизнеутверждения, равенства характеризуют всю патриархальную структуру. В той степени, в какой люди являются детьми природы и детьми матерей, они все равны, имеют равные права и притязания, и это определяет единственную ценность - жизнь. В то же время она блокирует развитие его индивидуальности и разума. Мужчина, считает исследователь, который от природы не способен производить детей, и не наделен функцией по их воспитанию и заботе, отстоит от природы дальше, чем женщина. Поскольку он меньше укоренен в природе, то вынужден развивать свой разум и строить сотворенный мужчиной мир идей, принципов, теорий, иными словами, мир культуры. Итак, несмотря на различия в оценке женской природы (для О.Вейнингера - это низший тип, для Г. Зиммеля – высший, для Э. Фромма – не низший, и не высший, но другой), все три автора сходятся в одном фундаментальном убеждении: дихотомия «мужчина – культура, женщина – природа» лежит в самом основании жизни пола. Однако есть еще другая точка зрения, представители которой видят источник своеобразия женской природы в особенностях ее биологического строения (эссенциализм). Они считают, что утверждение, будто человеческий разум и тело представляют собой два различных вида существования, которые только случайно связаны друг с другом и, соответственно, отношение к биологии как к просто «бремени для женщин» (Симона де Бовуар), неверны: человеческое сознание не может быть абсолютно абстрагировано от биологии. Они признают, что в истории человеческой мысли аргументы о биологически детерминированной женской природе были использованы, как правило, для поддержания различных форм дискриминации женщин. Особый интерес в этом плане представляет книга А. Рич «Рожденный женщиной». Книга – гимн женскому телу, но в противоположность многочисленным мужским гимнам, посвященным данному предмету, это гимн тем духовным потенциям, которые оно заключает в себе. Дело в том, что наиболее характерной особенностью женского мировосприятия А. Рич считает именно способность женщины «мыслить через тело». Эта способность вырастает из своеобразия психобиологической структуры женщины, «высокого уровня развития тактильного восприятия, дара пристального наблюдения, стойкости к перенесению боли, многомерного вживания в телесность... связи и резонанса нашей физиологии с природным порядком». Социальная, экономическая и интеллектуальная история России значительно отличается от европейской истории. Тема пола впервые стала активно обсуждаться в русской философской мысли в середине 19 века. Наиболее значимыми стали славянофильская концепция пола А. Хомякова (1804 – 1860), рационалистическая философия пола Н. Чернышевского (1828-1889) и религиозная философия пола. Так, для одного из лидеров славянофильства А.Хомякова половая разделенность человечества есть историческая данность и воля Бога. Взгляды А.Хомякова вполне традиционны: пол трактуется им чисто в биологическом смысле, а половая дифференциация, антагонизм и подчинение женщины – как «природная» и «божественная данность» Секулярная рационалистическая философия пола представлена работами Н. Чернышевского. Он полагал, что доминирование сильного мужчины над слабою женщиною – источник всех остальных форм угнетения, эксплуатации и подавления. Излагая программу социалистического преобразования общества, автор подробно обсуждал и различные аспекты эмансипации женщин (важнейший из которых – экономическая независимость и избавление от семейного угнетения). Русскую религиозную «философию пола» представляют такие достаточно разные по своим взглядам мыслители, как философы В. Соловьев и В. Розанов, писатели Л. Толстой и Ф. Достоевский. . Рабство женщины, по его мнению, заключено в том, что «…люди желают и …пользуются ею, как орудием наслаждения»[2]. За это женщина и «мстит» людям, ловя их в сети чувственности. В мире Ф. Достоевского [3] постоянно происходит борьба между Христом и дьяволом, которая интерпретируется как искушение мужчины, его раздваивание в воплощенных в женщине «идеалом Мадонны» и «идеалом содомским». В. Соловьев пишет работу «Смысл любви», в которой излагает основы своей теологии пола. Он называет половую любовь высшей и абсолютной ценностью человеческого бытия. В России принято оценивать В. Соловьева как философа, воспевающего женственность. Однако очевидно, что в теологии и онтологии В. Соловьева мужское начало (Бог) имеет первостепенное значение, а женское начало (пусть даже называемое Мудростью и душою мира) – вторичное и дополнительное. Как видим, в русской философии существовал своеобразный подход к восприятию и оценке дифференциации маскулинного и фемининнного. Во-первых, в русской философии и теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривается как метафизический или духовно-религиозный принцип; западная философия рассматривает такую дифференциацию, скорее, как онтологический или гносеологический принцип. Во-вторых, в русской философии подчас расставляются иные культурно-символические акценты: то, что в европейской философской традиции ассоциируется с маскулинным началом (божественное, духовное, истинное), в России и русской культуре ассоциируется – через категорию любви – с женским.
42. Проблемы пола в русской социологии. Так, для одного из лидеров славянофильства А.Хомякова половая разделенность человечества есть историческая данность и воля Бога. Взгляды А.Хомякова вполне традиционны: пол трактуется им чисто в биологическом смысле, а половая дифференциация, антагонизм и подчинение женщины – как «природная» и «божественная данность» Секулярная рационалистическая философия пола представлена работами Н. Чернышевского. Он полагал, что доминирование сильного мужчины над слабою женщиною – источник всех остальных форм угнетения, эксплуатации и подавления. Излагая программу социалистического преобразования общества, автор подробно обсуждал и различные аспекты эмансипации женщин (важнейший из которых – экономическая независимость и избавление от семейного угнетения). Русскую религиозную «философию пола» представляют такие достаточно разные по своим взглядам мыслители, как философы В. Соловьев и В. Розанов, писатели Л. Толстой и Ф. Достоевский. . Рабство женщины, по его мнению, заключено в том, что «…люди желают и …пользуются ею, как орудием наслаждения»[4]. За это женщина и «мстит» людям, ловя их в сети чувственности. В мире Ф. Достоевского [5] постоянно происходит борьба между Христом и дьяволом, которая интерпретируется как искушение мужчины, его раздваивание в воплощенных в женщине «идеалом Мадонны» и «идеалом содомским». В. Соловьев пишет работу «Смысл любви», в которой излагает основы своей теологии пола. Он называет половую любовь высшей и абсолютной ценностью человеческого бытия. В России принято оценивать В. Соловьева как философа, воспевающего женственность. Однако очевидно, что в теологии и онтологии В. Соловьева мужское начало (Бог) имеет первостепенное значение, а женское начало (пусть даже называемое Мудростью и душою мира) – вторичное и дополнительное. Как видим, в русской философии существовал своеобразный подход к восприятию и оценке дифференциации маскулинного и фемининнного. Во-первых, в русской философии и теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривается как метафизический или духовно-религиозный принцип; западная философия рассматривает такую дифференциацию, скорее, как онтологический или гносеологический принцип. Во-вторых, в русской философии подчас расставляются иные культурно-символические акценты: то, что в европейской философской традиции ассоциируется с маскулинным началом (божественное, духовное, истинное), в России и русской культуре ассоциируется – через категорию любви – с женским.
43. Понятие «гендер» и «пол».
44. История формирования феминистских идей (античность, средние века, новое время). Основные теоретические подходы были заложены в античности. Первый из них сформировался в школах киников и стоиков, которые предлагали этическое обоснование равенства и апеллировали к представлениям об общине, в которой нет институционализированной власти, частной собственности и гарантировано всеобщее одинаковое изобилие. Следующее направление осмысления темы равенства было артикулировано Аристотелем, который считал, что равенство возможно только между одинаковыми в определенном отношении индивидами, а достижение благ основано на состязательности индивидов, поскольку невозможно найти априорную процедуру выделения достойнейших.. Третье направление использует понятие равенства для оправдания естественной иерархии статусов -- как, например, в платоновской государственной утопии или в его же критике демократического устройства полиса. Христианство также предложило свою интерпретацию. В раннем христианстве всеобщее духовное равенство людей выступало как один из основных этических принципов. В эпоху средневековья идеи о фундаментальном и всеобщем духовном равенстве были отвергнуты. Отцы церкви утверждали, что грехопадение человечества сделало невозможным то полное духовное равенство, которое бог изначально желал дать людям, и породило их " естественную иерархию". Более распространена точка зрения, связывающая истоки феминизма с культом человека в эпоху Возрождения. В связи с этим обычно называются имена первых итальянских женщин-писательниц – Изотты Ногароллы, Лауры Череты и, в особенности, венецианки по рождению, творившей во Франции, Кристины Пизанской (1364–1430), автора Книги о Граде Женском. В 1405 она описала в ней идеальный город-убежище всех достойных женщин, ощущающих гнет и несправедливость по отношению к ним окружающих мужчин и общества. В начале 16 в. среди защитников прав женщин оказался обвиненный в еретичестве философ Корнелиус Агриппа (1486–1535), автор Декламации о благородстве и превосходстве женского пола над мужским, полагавший, что лишь «тирания мужчин лишает женщину свободы, полученной ею при рождении». К ярким проявлениям раннефеминистского протеста относится творчество английских пафлетисток 17 в. – Афры Бенн (1640–1689), Мэри Эстел (1666–1731), которых часто именуют первыми защитницами женских прав в Британии. Они защищали право женщины считать себя равной мужчине и считаться такой же свободной и полноправной. К их выступлениям примыкает творчество писателей-мужчин, прежде всего француза Пулена де ля Бара с его эссе 1673 О равенстве обоих полов. В нем он обосновывал тезис о том, что неравноправное положение женщины есть результат подчинения ее грубой мужской силе, а вовсе не «предписание природы». Это был аргументированный ответ на споры тогдашних интеллектуалов о положении женщины в обществе, ее праве определять себя как самостоятельную личность. К середине XVIII века критические голоса французских просветителей способствовали разоблачению мифа о женщине как неравном мужчине существе «второго сорта». Вольтер обличал несправедливость женской доли; Дидро полагал, что униженное существование женщины есть «следствие определенных гражданских законов» и обычаев; Монтескье писал, что женщина может и должна участвовать в общественной жизни; Гельвеций доказывал, что гражданская «непросвещенность женщин есть только следствие ее неполного и неправильного воспитания». При явной критической направленности высказываний просветителей о феодально-сословном браке, они воздержались от признания за женщинами прав на полную гражданскую состоятельность, способность выступать субъектами истории. Развив идею «естественного права» по отношению к женщинам, Ж.-Ж.Руссо включил в ее состав миф о «природном предназначении» мужчин и женщин, надолго закрепив в общественной мысли взгляд на природно-физиологическую обусловленность общественного разделения труда по половому признаку.
В США свой голос в защиту женских прав первой подняла Абигейл Смит Адамс (1744–1818), которую считают первой американской феминисткой. Она вошла в историю феминизма знаменитой фразой: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776). В предреволюционной Франции поборницы женских прав (мадам де Суаси, мадам де Гакон-Дюфур) также обращали внимание на женское бесправие. Однако главный документ Великой Французской революции, провозгласившей в 1789 лозунг свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения, – Декларация прав человека и гражданина – был принят все же без учета женских требований и объявил свободными и равными только мужчин. Как ни резок был появившийся вслед за Декларацией Протест французских женщин против созыва парламента (Генеральных Штатов) без их участия, французская Конституция 1791 отнесла женщин к «пассивным» членам общества, не дав им права избирать и быть избранными. Отказ включить женщин в категорию «свободных» и «равных» и привел к возникновению во Франции движения в защиту женских гражданских и политических прав – феминизма. Инициативу женского движения в этой стране и славу первой французской феминистки приписывают Олимпии де Гуж, составившей в 1791 Декларацию прав женщины и гражданки. Вскоре революция во Франции пошла на спад. В 1795 женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 император Наполеон издал Указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины Практически одновременно с О. де Гуж, в 1792, свою книгу Защита прав женщины опубликовала в Англии и, одновременно, в США Мэри Уоллстонкрафт (1759–1797. Писательница полагала, что способность к рациональному мышлению не связана с полом, не зависит от него, а женская «слабость» и готовность покоряться есть ничто иное, как следствие мужского стремления воспитать их в женщинах. М.Уолстонкрафт сделала вывод о том, что в обществе, где домашние обязанности не оплачиваются, будет сохраняться экономическая зависимость женщины от мужа. Домашние дела и материнство М.Уолстонкрафт именовала «формой разумного гражданства», рассматривая их как общественные обязанности, а не как источник личного удовлетворения или страдания женщины. В том же 1792 в Германии вышла книга Теодора Готтлиба фон Гиппеля (1741–1796) – Об улучшении гражданского положения женщины. С ее публикации началась история феминистской мысли в его стране. В своей книге фон Гиппель требовал равных прав для обоих полов и настаивал на том, что достижение этой цели должно быть уделом просвещенных мужчин, поскольку «женщинам внушили, что они неспособны к независимой политической деятельности». К началу 19 в. формирование феминистских теорий оказалось подкреплено развитием социально-философских концепций социалистов-утопистов – Сен-Симона и Шарля Фурье во Франции и британца Роберта Оуэна, полагавших, что личным примером и с помощью образования и просвещения можно положить конец неравенству полов. Социализм (утопического толка) и феминизм были объединены менее полувека. Их связывала общая идея о том, что через воспитание личности нового типа можно достичь политических и социально-экономических изменений. Последним выражением объединения двух социально-философских теорий было творчество последователя Р.Оуэна британца Уильяма Томпсона, написавшего в сотрудничестве с Анной Уиллер, ведущей феминисткой 1820–1830-х Воззвание одной половины человечества, женщин, против претензий другой половины человечества, мужчин (1824). Воззвание вскрывало наличие взаимосвязи политической, экономической и личной власти, демонстрировало множественность способов закабаления женщин. Однако приемлемых путей преодоления неравноправия оно не предлагало, так как авторы считали, что интересы обоих полов совпадут, едва только женщины станут свободными и «радость партнерства превзойдет радость деспотизма». Феминизм «первой волны». Начало противостояния либерального феминизма и марксизма в XIX в. Во второй четверти 19 в. требования феминисток в разных странах стали облекаться в форму общественных компаний и акций. Поначалу на первом месте в Европе и США стоял вопрос о доступе женщин к высшему образованию. Далее встал вопрос о законодательных реформах. Всюду женщины боролись против двойных стандартов в отношении полов, за реформы в области права собственности, развода, возможности работать. Следующим этапом была постановка вопроса о праве голоса для женщин как средстве для обеспечения законодательных реформ. Самым же успешным оказалось феминистское движение в США. В 1848 в городе Сенека Фолз (штат Нью-Йорк) 68 женщинами и 32 мужчинами, участниками Движения против рабства, была подписана Декларация позиций и резолюций, касавшаяся положения женщин. Она начиналась словами: «Все женщины и мужчины созданы равными…». Заявив требования предоставления женщинам прав на собственность, образование, оплачиваемый труд и участие в политической и религиозной жизни общества, Декларация стала поворотным пунктом в истории американского и мирового феминизма, положив начало формированию его либерально-реформистского направления. Участницы и участники встречи в Сенека Фолз не отрицали существующего общественного порядка, но желали расширить правовую защиту женщин и дать им равные с мужчинами права, в частности – и избирательные. Рождение либерального феминизма в Старом Свете связано с именами Марион Рейд (Мольба за женщину, 1845) и жены известного писателя Д.С.Милля, сохранившей свою фамилию, – Гарриет Тейлор (Избирательные права для женщин, 1851). Одну из самых известных своих книг – Подчиненность женщины (1851) – Д.С.Милль написал под влиянием и при участии жены. Вслед за Г.Тейлор, Д.С.Милль считал брак «единственным видом рабства, признаваемым новейшими законами», так как воспитание женщины и выработка в ней ожидаемых «слабостей», считал он, ограничивают свободу ее жизненного выбора и обрекают на роль сексуального объекта. Книга формулировала цели феминистской пропаганды, чтобы «женщина могла подняться из положения прислуги до положения партнера». Взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса положили начало развившимся позже социалистическому и марксистскому направлениям в феминизме. В центре внимания марксистов всегда была тема женского труда. Высокая оценка значимости экономического фактора в обеспечении самостоятельности и равноправия, историзм (рассмотрение прав и привилегий лишь в определенном историческом контексте) и, следовательно, понимание историчности любой идеологии (в том числе идеологии мужского превосходства) обогатили феминизм теоретически и методологически. Марксизм первым в мировой истории идей рассмотрел проблему принуждения не как однонаправленный процесс, но как процесс взаимодействий, в которых участвуют и угнетаемые (в классическом марксизме – пролетарии, а марксистском феминизме – женщины).
В 19 – начале 20 в. Либеральный феминизм быстро развивался, сторонники его преобладали.. Суфражизм – движение за политическое равноправие. Милитантство. С середины 19 в. и в Старом, и в Новом Свете образованные женщины привилегированного класса стали активнее включаться в общественную жизнь, требуя политического равноправия. Основные центры борьбы за него оказались во второй половине 19 в. в Англии и США, отчего английский термин «суфражизм», означающий избирательное право вообще, вошел в историю как определение политического направления в феминизме. Первая постоянная группа сторонников и сторонниц предоставления женщинам права голоса (англ. suffrage) в Британии – Шеффилдская ассоциация за предоставление права голоса (Sheffield Association for Female Suffrage) была создана в 1851. К 1867 в Манчестере при активном участии Лидии Беккер и Ричарда Панкхерста было создано «Общество женского избирательного права». Активистки общества во главе с Л.Беккер развернули бурную пропагандистскую деятельность, начав издание «Женского суфражистского журнала», приобретя в довольно короткий срок известность и авторитет. В 1868 общество было преобразовано в Национальную федерацию суфражистских обществ (НФСО), которая в течение года объединила 5000 членов и по примеру которой в 1869 была создана женская суфражистская ассоциация в США. Благодаря беспримерной активности ее членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию (в 1869 об этом объявил Вайоминг, в 1893 – Колорадо, в 1896 – Айдахо и Юта). Когда в 1888 феминистки разных стран объединились в «Международный совет женщин», К рубежу веков под давлением английский парламент принял законы, предоставляющие право незамужним состоятельным женщинам поступать в университеты, медицинские школы, владеть собственностью и управлять ею (с 1882), а с 1894 дал женщинам право голоса на местных выборах. в Англии принятие закона о праве женщин участвовать не только в местных, но и в парламентских выборах все откладывалось. Это привело к разочарованию ряда членов НФСО в либеральных методах борьбы. Недовольные объединились вокруг радикальной феминистски Эммелин Панкхерст (жены Р.Панкхерста) и ее дочерей Эвелин и Кристабель. Руководимое ими Манчестерское отделении НФСО в 1903 заявило о своем преобразовании в Женский социально-политический союз (ЖСПС), который породил новое направление в суфражизме: милитантство (от militant – воинственный). Если интересы суфражисток были представлены в программных требованиях Лейбористской партии (создана в 1900), что укрепляло сотрудничество женщин и мужчин в политике (в 1904 был создан «Международный альянс за избирательные права женщин», объединившего и мужские, и женские организации), то «милитантки» (которых в США именовали «суфражетками», противопоставляя умеренным суфражисткам) твердили о своей внепартийности и отказывались сотрудничать с мужчинами. Их организация признавала только женское членство. Пропагандировались воинственные методы привлечения внимания к требованию права голоса для женщин: милитантки/суфражетки разбрасывали листовки с гостевой галереи парламента, приковывали себя наручниками к перилам в общественных местах, устраивали несанкционированные митинги и шествия, разбивали камнями окна правительственных зданий, а оказавшись в тюрьме – объявляли голодовки в знак гражданского неповиновения. В отличие от НФСО, в ЖСПС принимались и женщины-работницы, что существенно расширило социальную базу движения за женское избирательное право. Переход милитанток к открытым покушениям на собственность ведущих политиков (поджоги, разгромы, воздействие кислотой), т.е. усиление террористических приемов борьбы, дискредирировало организацию и дало новые аргументы противникам женского равноправия. Перспективы получения женщинами права голоса без применения радикальных средств (как случилось во входившей в состав Российской империи Финляндии в 1905) заставили суфражисток и НФСО публично порвать с милитантками и добиться предоставления женщинам права голоса без их помощи в 1928.
|