Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и объект гендерных исследований.






Объектом гендерологии выступают мужчины и женщины. Предметом гендерных исследований становятся социальные, политические, экономические, сексуальные и другие проблемы мужчин и женщин. Они рассматриваются как междисциплинарные, находящиеся на стыке наук. В то же время гендерные проблемы могут исследоваться в рамках одной дисциплины. Сегодня они активно изучаются в социологии, философии, культурологии, искусстве, экономике, антропологии, истории, теории и технологиях социальной работы, геронтологии и т.д. Гендерные исследования – это исследования различий гендера, пола и сексуальности; гей-, лесбийских- и квир социально-политических движений и теорий; направлений феминизма и феминистских теорий, движений мужчин и теорий маскулинности.

В 1968 году Р.Столлер впервые обозначил различие понятий «пол» и «гендер». Гендерология стала преемницей феминологии и феминизма. В 80 - 90 г.г. гендерные исследования стали достаточно распространенными, однако как понимание и использование понятия «гендер», так и методы исследований отличались большим разнообразием. В 1993 году был создан Центр исследований женщин и гендера, характеризуя общий переход от женских исследований к гендерным исследованиям в Западной Европе. На гендерологию оказали влияние идеи третьей и четвертой волны феминизма. Причиной возникновения гендерных исследований стал сформировавшийся дискомфорт, возникший в связи с противопоставлением женщин и мужчин, замалчиванием многообразия мужского опыта. Менее важным становится деление на мужчин и женщин, более важно различие половых практик, сексуальностей, идентичностей. Если основными представительницами женских исследований были женщины, то гендерными исследованиями стали заниматься и женщины, и мужчины, представители другой (гомосексуальной) сексуальной ориентации и половой идентичности.

Феминистские исследования исходят из того, что культуре присущи гендерная ассиметрия, маскулинная доминация и неравенство. Одним из упреков феминистской критики в адрес гендерных исследований является обвинение в том, что возникновение такого рода академических программ никак не соотносится с практикой общественного движения: есть движения женщин, этнических и сексуальных меньшинств, но нет «гендерных» движений. Основной аргумент может быть таким: нам нет смысла противопоставлять себя друг другу, особенно там, где мало ресурсов и так много предстоит сделать.

В сфере производственных отношений происходит постепенное и ускоряющееся разрушение традиционной системы гендерного разделения труда.

В политической сфере хотя и медленно, но заметно меняются гендерные отношения власти

Эволюционируют семейно-брачные отношения

Изменения в структуре гендерных ролей преломляются в социокультурных стереотипах маскулинности и фемининности

Социокультурные перемены распространяются на социальные представления о телесности, критерии красоты.

Усложняются взаимоотношения как между мужчинами и женщинами, так и в социальной группе мужчин и группе женщин.

Меняется характер мужской сексуальности.

 

 


46. Проблема метода в гендерологии.
В исследовательск практике активно привлекаются м-ды гуманитарных и естественных дисциплин, идет выработка новых методов и пересмотр традиц научной методологии.

Методология рассм-ся как «сов-ть приемов исслед-я, применяемых в данной науке». Она находит выражение в выборе проблемы исслед-я, постановке исследовательских задач, исследовательском дизайне.

Методология исслед-я опр-ет логику интерпретации ре-тов и анализа полученных данных. М-ды исслед-я – это действительные методики, применяемые дл изуч-я соц мира. Исследовательск м-ды гендерологии м б заимствованы как из естественно-научн дисциплин, так и из гуманитарн и соц наук. Т е, В равной ст допустимоговорить о применимости методов психодиагностики, кол-х и кач-х м-дов социологии, метода историзма, интерпретативных стратегий гуманитарн и некот соц наук, кол-х м-дов биол наук. Поэтому гендерн исслед-я в наст момент не яв-ся дисциплиной, а скорее междисциплинарной обл исслед-й.

 


47. Диалектика пола, взаимосвязь пола и социума.
Пол формирует сис-ма воспитания (семья), образования, культура, религия, СМИ и др.

Совр наука заним-ся изуч-м проблем пола по 3м направлениям:

1) психометрическ исслед-я половых различий. Исслед-е интеллекта

Амер антрополог Монтегю писал, Что коэф-т интел-ти в ср у Ж выше, чем у М. Они лучше сохр-т свой интеллект, более эмоц-ны, дольше живут.

2) Биол различия М и Ж. Учет генетическ, гормональн и нейрофизиолог детерминантов в когнитивн среде.

3) ан-з соц-психолог мех-мов, связ с усвоением половых ролей, влияющ на дифференциацию познавательных способ-тей и выбор сферы деятельности.

Подходить к анализу пола следует диалектически. С однойстороны, в каждом чел-е заложены 2 начала. Однако бывает и бисексуальное предрасположение. И вместе с тем пост-но д-ет двуполость, проявляющяся либо встроении скелета, либо в умств д-ти. Двуполость выраж-ся в гомосексуализме и лесбиянстве.

Однако в нормальном чел-е всегдасущ-т тяга к представителю др пола, хотя они и выступают как противоположности, взаимно предполагающ и взаимно исключающ др друга.

Платон также высказал мысль, что в каждом чел-е совмещается 2 начала – мужск и жен, кот по разному прояв-ся.

Бердяев замечал, чт М – только пол, половина, продукт мировой разобщенности разорванности. При этом в М пол менее дифференцирован: любовн радости или страдания дл него- значительно меньшие, чем дл Ж.

Взаимн дополняемость полов выраж-ся прежде всего в том, чт Ж творит М не только актом физ рождения, но и актом рождения в нем духовности.

 

 


48. Маскулинность и феминность как категория гендерологии.
«Маскулинность» и «фемининность» не имеют однозначного определения и подразумевают по крайней мере три разных значения.

1. Маскулинность и фемининность как дескриптивная, описательная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин.

2. Маскулинность и фемининность как аскриптивная категория обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем являются мужчина и женщина, какие качества им приписываются.

3. Маскулинность и фемининность как прескриптивная категория – это система предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеального «настоящего» мужчину и женщину, это нормативный эталон мужественности и женственности.

В современной науке существуют четыре главные парадигмы изучения маскулинности и фемининности: биологическая, психоаналитическая, социально-психологическая и постмодернистская. Первые две парадигмы являются эссенциалистскими, молчаливо подразумевая, что важнейшие свойства, отличающие мужчин от женщин, являются объективной данностью, культура только оформляет и регулирует их проявления. Вторые две парадигмы – конструктивистские: они считают эти качества продуктом культуры и общественных отношений, которые навязывают индивидам соответствующие представления и образы.

В девятнадцатом веке маскулинные и фемининнные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отклонение от «нормы» – девиацией. Мир явно становится все более многоцветным. Индивидуализация и плюрализация социального бытия влечет за собой неизбежность признания не только разных типов маскулинности/фемининности, но и таких индивидуальных стилей жизни, которые вообще не вписываются в эту дихотомию. Чем лучше мужчины и женщины будут знать сами себя и друг друга, тем меньше у них будет разочарований.

Миф – это древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы; в переносном смысле – вымысел, выдумка.

миф о женщине-ведьме.

Предрассудки – это установки, препятствующие адекватному восприятию сообщения, группы людей или действия.

Под стереотипом в психологии понимают упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, социальной общности и т.п.). Впервые термин «социальный стереотип» ввел У. Липпман. Он определил социальные стереотипы как картинки мира в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. Иногда под стереотипами понимают устойчивые, регулярно повторяющиеся формы поведения.

Гендерные стереотипы можно разделить на три группы.

Первая группа стереотипов связана с нормативными представлениями о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Вторая группа – это стереотипы, которые касаются содержания мужского и женского труда. Так женской сферой деятельности считается обслуживающая, исполнительская. Мужская сфера деятельности – это инструментальная, творческая, организаторская.

Третью группу стереотипов составляют те, которые связаны с распределением семейных и профессиональных ролей. Мужские роли – это профессиональные, а женские – это семейные роли.

Ассертивное поведение предполагает равенство в межличностных отношениях, в отношениях между мужчиной и женщиной, демифологизацию этих отношений, оно непосредственно связано с отсутствием предубеждений, страха, выражается в способности защищать свои интересы и права, уважая при этом интересы и права других людей.

 


49. Исторический и этноспецифический аспекты маскулинности и феминности.
Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus — мужской и femininus — женский) — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей. В дифференциальной психологии маскулинность и фемининность — это специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые маскулинности и фемининности, являются транскультурными (например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности с мягкостью и нежностью). Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При изучении этих образов необходимо учитывать принципиальную асимметрию половых ролей и то, чью точку зрения (мужскую или женскую) выражает данный стереотип. Ценный вклад в разработку этой проблематики внесли представители феминистского движения

. В XIX в. маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от «норматива» воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе которой были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и т. д. Все они предполагали, что в пределах некоторой нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининность и обратно, причем для мужчин желательна высокая маскулинность, а для женщин — фемининность. В дальнейшем, однако, выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на «мужские» и «женские» и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и т. д.) не всегда совпадают друг с другом. Усложнились и представления о том, какие именно качества наиболее благоприятствуют психическому здоровью и социальной адаптации.

 

Новые, более совершенные тесты (С. Бем, Д. Спенс и Р. Хельмрайха) рассматривают маскулинность и фемининность не как полюсы одного и того же континуума, а как независимые друг от друга параметры. Наряду с индивидами, имеющими отчетливую поло-ролевую дифференциацию, существуют психологически недифференцированные (низкие показатели как по маскулинности, так и по фемининности) и андрогинные, сочетающие высокую маскулинность с высокой фемининностью индивиды.

 


50. Мужественность и женственность как социокультурные конструкты.
Теория социальной конструкции является достаточно плодотворной в современной науке, основное положение которой гласит, что индивид в процессе социализации, продолжающейся всю жизнь, усваивает и воспроизводит общественно сконструированные образцы поведения, воспроизведения, оценивания.

Основное положение теории социального конструирования реальности (и социальной конструкции гендера как ее варианта) заключается в том, что индивид усваивает культурные образцы в процессе социализации.

Универсальных гендерных ролей для мужчины и женщины не существует.

На уровне обыденного сознания женственность связана, прежде всего, с женщиной как полом биологическим, физически более слабым по сравнению с мужчиной, вследствие чего во многих культурах женщине отведена роль последовательной исполнительницы воли мужчины. Однако, апеллируя к более широкому контексту этого концепта, рассматривая его в качестве социального конструкта, обнаруживается, что понятия женственность и женщина – отнюдь не идентичные

Социальный конструкт женственности плодотворно рассматривать в русле гендерных исследований

Понимание женственности невозможно вне такого социального признака, как стратификация. Гендерная стратификация – это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа, одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Женственность, как правило, отождествляется с «женским» и означает снижение социального и культурного статусов, традиционно воспринимаясь как культурно вторичный феномен. «Женское» по сложившейся повсеместно традиции оказывается за границами нормы. То есть стереотипное понимание женственности связано, прежде всего, с гендерным неравенством. Гендерное неравенство в качестве социокультурного конструкта возникло на основе естественных, биологических различий между мужчинами и женщинами. Социальные нормы и роли постоянно меняются во времени, однако гендерная асимметрия остается почти неизменной.

Формирование конструкта женственности шло одновременно с развитием культуры, где женщина заявила о себе не только как объект воплощения в образах и типах, а как полноправный субъект, способный сказать новое слово и предстать как один из новых субъектов творческой деятельности в разных ее вариантах

Говоря о значимости литературы в освоении и развитии культурного конструкта женственности следует иметь в виду две стороны явления. С одной стороны, роль литературы как презентации женщины в качестве объекта изображения, в «оболочке» литературного образа. С другой – субъектность женщины в литературе, ее саморепрезентативность в художественном процессе, то, как она себя реализует в качестве творца.

Постсоветское время рождает новую женственность, связанную с активной жизненной позицией. Тому свидетельством служит возрастающее число женских организаций, женских политических инициатив, однако не обеспечивающих политического влияния на политику и изменение постсоветского патриархального порядка культуры в целом. В то же время и в женской литературе презентация чрезмерной активности женщины дается с определенным осуждением, в русле традиционных представлений о женственности. Женская проза создала свой особый жанр – исповедального преодоления.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал