Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воображение и творчество






Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенной.

Воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности.

Первое и важнейшее назначение воображения, как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда, но и его промежуточные продукты.

Воображение тесно связано с мышлением и позволяет предвидеть будущее.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Оно в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, ее суррогат. Когда фантазия создает образы, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными, то такая формула воображения называется пассивным воображением.

Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами.

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре.

Воображение – это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров, их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение – самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном, как об известном. И все это проходит не материально – в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.

Воображение человека – его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.

Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

– новизна воспринятого “чего-то”;

– осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

– импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.

Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру – состояние совершенной гармонии – логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково- символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.

1. По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

2. По линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

3. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.

4. Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

Творчество. Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам, прежде всего потому, что творчество – это широкомасштабная тема. От её изучения зависит понимание механизмов развития, как человека, так и общества. Обсуждение вопроса о творчестве затрагивает две проблемы. Первая – это проблема источников творчества. Вторая – проблема механизмов, при каких условиях имеет место творчество, что представляет собой процесс творческого акта, как человек создает нечто новое, как вообще возникает новое, не существовавшее ранее?

Источники творчества скрыты в глубинах человека, как биосоциального существа (З. Фрейд, Ж. Пиаже, А. Адлер, А. Маслоу). Описывая потребность в творчестве, подчеркивают связь этой потребности с такими, как стремление к порядку и потребность в достижении. Обобщая результаты собственных экспериментальных исследований, В. Н. Дружинин, пришел к выводу, что творческая активность детерминируется творческой (внутренней) мотивацией и проявляется в особых условиях жизнедеятельности. В отечественной психологии творчества существуют подходы, где творчество (творческость) в целом понимается как стремление к реализации собственной индивидуальности. Более способные школьники имеют и более высокий уровень или потребность самореализации в личностном плане. Стремление к значимости характерно для школьников всех возрастов, но больше всего это наблюдается у ребят с ярко проявляющимися умственными способностями, эта тенденция имеет свои возрастные особенности. Например, в старшем школьном возрасте наиболее заметно проявляется стремление к самосовершенствованию и установка на значительность своего будущего, на выдающихся людей.

Для постижения источников творчества и его психологических механизмов необходимо рассматривать творчество как некий целостный процесс, что невозможно сделать, не опираясь на понимание личности человека как единого и системного образования. Так как творчество – это феномен целостной личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов).

Существует два концептуальных принципа (К. К. Платонов). Во-первых, главной движущей силой поведения и жизнедеятельности человека является стремление к значимости собственной личности, со всеми возможными нюансами (А. Адлер, А. Маслоу, Е.П. Никитин). Во-вторых, человек – это целостная, самоуправляемая, саморегулируемая и саморазвивающаяся динамическая система, которая может самосовершенствоваться в соответствии с поставленными целями и принятыми ценностями. Реализация и развертывание обозначенных принципов находит отражение в концепции творчества.

Стремление к собственной значимости – главный фактор, определяющий источник творческой активности человека, его сила и особенности. Не последнее место в культивировании этого источника имеют социокультурные условия (семья, ближайшее окружение, школа, конкретный социум, престиж профессии).

Стремление к значимости собственной личности может реализоваться самым различным образом в зависимости от внешних и внутренних условий: социального уклада, жизненных обстоятельств, склонностей, способностей. Особенности механизма реализации обусловлены соотношением следующих структурных компонентов значимости: стремлением к превосходству и самовозвышению; желанием быть, таким как все, слиться с другими; влечением к самоуничижению, к тому, чтобы быть в чем-то ниже других (проще, беднее, несчастнее).

Но стремление к значимости может творить, создавать человека, вознося его чуть ли не до божественных высот, а может и разрушать его, полностью лишать человеческого облика, низвергать в бездны звериного.

В творчестве человек предельно интегрирован, собран и целостен, он полностью посвящает себя служению делу, поэтому саморегуляция в творчестве выступает как системное свойство, как объединяющее – создающее гештальт – качество целостной личности. Для творческого человека характерно более сильное стремление, чем для большинства людей, к значимости собственной личности. Оно соответствующим образом выражается в повышенной творческой, познавательной и интеллектуальной активности, на что обращает внимание Д.Б. Богоявленская, которая под интеллектуальной активностью понимает интеллектуальную инициативу. Интеллектуальная активность – это интегральное свойство некоторой гипотетической системы, основными компонентами которой являются общие умственные способности и мотивационные факторы интеллектуальной деятельности. Творческая активность имеет разнообразные формы, виды и особенности проявления. Так оформленная и закрепленная структура интеллектуальной активности отражает когнитивный стиль человека. Когнитивные стили – это способности, но «другие способности», которые имеют отношение к метакогнитивной регуляции интеллектуальной активности, деятельности (М.А. Холодная). Они свидетельствуют о сформированности механизмов интеллектуального контроля.

Творческий человек – это не только тот, который изобретает или делает что-то новое и оригинальное, а более всего тот, кто стремится овладеть собственным поведением и собственной психической деятельностью. Другими словами, это касается совершенствования механизмов саморегуляции и самоконтроля, которые только и возможны посредством рефлексии по отношению к конкретной деятельности, к собственным действиям, связанным с этой деятельностью. Такой механизм саморегуляции нередко называют рефлексивным. Деятельность этого механизма направлена не только на достижение конкретного результата, но и на выработку различного рода внутренних регуляторных схем, позволяющих все более эффективно организовывать свои мыслительные процессы. Рефлексивность интеллектуальной деятельности находит свое отражение и в том, что человек в процессе поиска активно строит те средства, с помощью которых возможна регуляция интеллектуальной деятельности, т.е. свои гипотезы, антиципирующие схемы, модели.

Рефлексивный аспект мышления начал исследоваться О. Кюльпе и созданной им Вюрцбургской школой. «Рефлексия как осмысление субъектом собственного поискового движения – специфическая для познавательной ситуации форма проявления личности как целостности, идентифицирующей себя с осуществляемой деятельностью в целях её регуляции». И.Н. Семенов считает, что рефлексивная регуляция является основным психологическим механизмом продуктивного мышления. Само же мышление осуществляется на таких уровнях как: операциональный, предметный, рефлексивный и личностный. Они образуют структуру познавательной деятельности. Тогда творческое мышление есть движение мысли по иерархически соподчиненным уровням. Применительно к познавательной деятельности, к творчеству, рефлексия обеспечивает саморегуляцию, бесперебойность и управление протеканием деятельности, как через её корректировку, так и через оценку возможностей для устранения разрывов и даже переориентировку поиска для решения творческой задачи. Рефлексивный компонент выступает как фактор организации мышления. В ситуации «тупика» особую роль приобретает рефлексивное движение, ведущее к осознанию исходного положения и к его продуктивному преодолению. На этом этапе смысловая регуляция в виде интенсификации рефлексии предметного содержания выполняет конструктивную функцию, опосредуя обнаружение принципа (критерия) верного решения.

Основой психологического механизма саморегуляции творческой и всякой другой деятельности человека является оценочная функция. И не случайно интегральным элементом одаренности, является оценочная, измерительная функция всех сложных психологических структур (А.В. Запорожец, Ф. Бартлет). В психологии творчества оценка выделена как специальный фактор Дж. Гилфордом. Многие феномены и диагностические методы психического развития ребенка, разработанные Ж. Пиаже, основаны на этом фундаментальном факторе. По существу все сложные психологические структуры выполняют функцию измерителей, мерок, с помощью которых человека оценивает окружающий мир, других людей и самого себя. Эти оценки, выраженные в самых разнообразных формах (эталон, предпочтение), определяют степень значимости или обоснованности чего-то. На основе оценок делается выбор, и принимаются решения. Способность к оценке обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного, творческого человека в самом себе, в своих способностях, в своих решениях. Каким же образом происходит оценивание? Каков механизм оценки?

В работах, посвященных развитию творческого мышления, в которых гибкость рассматривается как его отличительный признак, показано наличие особого свойства мышления, заключающегося в выделении испытуемым в проблемной ситуации других, новых свойств и отношений объекта, которые ранее не анализировались. Однако, на основе чего, как вообще возможно выделять новые свойства и отношения? На основе выбранного человеком оригинального признака, свойства, т.е. нового критерия. Таким образом, изменение критериев выбора очень тесно связано с творчеством. Например, В.Т. Кудрявцев пишет об этом следующим образом: «Выбор – это только результирующий акт духовной работы и поэтому акт выбора не следует идентифицировать с актом творчества. Расширение альтернатив выбора, их осмысление приводит человека к изменению критериев выбора, а значит и подхода к проблемной ситуации». Подтверждением этому являются работы Д.В. Колесова и Е.Н. Соколова, которые на психофизиологическом уровне исследования творчества выделили в качестве критерия выбора детекции новизны, она наряду с механизмом доминантного фокуса образует психофизиологическую основу творчества.

Продуктивность мыслительной деятельности, творчества, по-видимому, связана с тем, насколько хорошо организована у человека иерархия различных уровней интеллектуальной саморегуляции и насколько быстро и эффективно человек может переходить с одного уровня на другой (Ю.Н. Кулюткин, И.Н. Семенов). Механизм перехода зависит от степени развития уровней рефлексии. На начальном этапе выполнения конкретной мыслительной деятельности (операционный уровень) субъект просто сличает прогноз и результат, не вдаваясь в подробности, т.е. выполняет репродуктивную деятельность, которая нередко заводит в «тупик». В такой ситуации эффективность творческой деятельности связана с выбором средств деятельности и принятием решений. В способности принимать решения, делать выбор выражается регуляторная функция творческого мышления, его самоорганизация (Л.Л. Гурова). Когнитивный стиль, влияя на выбор стратегии деятельности, входит также составной частью в когнитивный механизм принятия решений. Этот механизм состоит в динамическом развитии критериев оценки ситуации в сторону их обобщения и сущностной дифференциации. Используемое при этом интегративное качество личности, входящее в структуру общей одаренности, может быть названо интеллектуальной организованностью.

В своем стремлении к творчеству молодые люди ориентированы и культивируют следующие ценности: терпение и трудолюбие, стремление достичь совершенства, творчество. Они часто любят рисковать, выполнять сложные задания и не боятся одиночества. Так ориентация на ценности творчества падает в период от 21 до 26 лет, а затем возрастает. В возрасте 21-26 лет молодые люди прежде всего заняты трудоустройством, освоением профессии, устройством быта и у них на первое место выходят ценности окружающего мира.

Следующий компонент ТП касается критериев, на которые чаще всего опираются творческие люди в своей деятельности, т.е. они чувствительны к особенностям мышления и чувствам, ценят юмор, умеют обобщать и доходить до сути, высказывают оригинальные идеи и интересные оценки.

Творческая активность в познании и поведении проявляется в том, что молодые люди любят изобретать и придумывать, изучать что-то новое и фантазировать, проявлять инициативу, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

Роль рефлексии в творчестве очень трудно переоценить, она проявляется в самокритичности, как себя, так и своего дела, в анализе происходящего, прогнозировании и антиципации, поиске цели и смысла жизни, критичности мышления. С возрастом значение рефлексии для творческой деятельности возрастает и это намного заметнее, чем для других компонентов ТП. Очень ярко это выступает у мужчин.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал