Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характер






Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

В повседневной жизни человека обычно характеризуют как эгоиста или как коллективиста, доброго или скупого, деликатного или грубого. Из сказанного видно, что характер – интегральное образование, включающее самые разнообразные свойства психического склада личности. Однако решающее и определяющее значение в характере имеют морально-волевые свойства.

Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности. От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят полнота и сила характера. Там, где жизнь личности ограничена узкими рамками, изолирована от основного направления общественного движения, там, естественно, формируется ограниченный, косный характер. Наоборот, там, где люди получают богатые впечатления, активно решают общественные задачи, живут полнокровной жизнью, их мышление носит такой же характер универсальности, как и всякое другое проявление жизни.

В характере каждого человека надо видеть единство устойчивых и динамических свойств.

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и, прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявление характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете, черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.

Особенности темперамента могут противодействовать, или способствовать развитию определенных сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема – преодоление робости и тревожности. Формирование характера, осуществляющееся в коллективе, создает благоприятные условия для развития у холериков большей сдержанности и самокритичности, у сангвиников – усидчивости, у флегматиков – активности.

Характер представляет собой сложное психическое образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, труду, другим людям и к самому себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности. Они стали типичными для конкретного человека и проявляются в различных условиях его жизни и деятельности. Так настойчивость, решительность, чуткость, смелость, вежливость можно считать чертами характера, если они стали устойчивыми свойствами, типичными для данной личности. Однако типичное не исключает индивидуально-своеобразного проявления этих свойств, так как жизненные условия, воспитание, самовосприятие, общение каждого неповторимы, что ведет к неповторимости индивидуальности личности.

Изучая характер, нельзя ограничиваться выявлением отдельных его свойств и черт. Характер не является простой совокупностью, случайным набором изолированных особенностей или черт. Различные свойства характера взаимосвязаны, взаимозависимы, образуют целостное структурное образование. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных с той, которая нам известна.

Структурность характера выражается, кроме того, в определенной иерархичности его черт. Это значит, что среди черт характера некоторые являются основными, определяющими, ведущими, другие – второстепенными, менее существенными. Основные, ведущие черты в той или иной степени определяют, оказывают влияние, подчиняют себе второстепенные, менее существенные, обуславливая их проявление, или не проявление, или различную степень проявления в тех или иных обстоятельствах.

В зависимости от преобладающего влияния тех или иных сторон психики на отношения и деятельность человека можно выделить интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. На конкретных примерах следует показать значимость этих черт характера в его целостной структуре. Однако анализ будет неполным, если не будет учтена направленность личности, ее мировоззрение и воля, регулирующая и направляющая активность, поведение и деятельность.

Познание характера человека предполагает возможность и умение прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях. Поэтому изучение характера не сводится только к выделению тех или иных его особенностей и их взаимосвязи, взаимообусловленности. Важно также определить побудительные функции черт характера. Наряду с мотивами, отношениями, направленностью те или иные черты характера или их комплекс в определенных ситуациях могут определять поступки, поведение человека. Так, например, известно, что иногда люди совершают нежелательные поступки (для себя и (или) других людей или для дела) чисто из упрямства или «назло». Одним из таких побудительных факторов может выступить, например, склонность к риску (как черта характера) или стремление быть всегда первым, желание показать себя. Одни люди за неудачи склонны постоянно обвинять самих себя (интрапунитивный тип характера), другие перекладывают вину на других людей (экстрапунитивный тип), третьи ответственность за неудачи преимущественно приписывают условиям, обстоятельствам (импунитивный тип).

При изучении характера необходимо четко представлять и учитывать его соотношение с темпераментом. Нередко встречаются смешение черт характера с тем или иным проявлениям темперамента. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, будучи зависимы от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента. Особенности темперамента могут способствовать, или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Однако необходимо подчеркнуть, что черты характера не предопределяются темпераментом. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер.

Одним из физиологических механизмов формирования характера является динамический стереотип. Динамический стереотип – это система условных рефлексов, образующихся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей.

При рассмотрении этого механизма у человека необходимо подчеркнуть следующее. Во-первых, у человека на формирование динамических стереотипов в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке. В результате могут изменяться возбуждение, торможение и подвижность нервных процессов, а следовательно общее функциональное состояние нервной системы. Во-вторых, при образовании динамических стереотипов у человека определяющую роль играет вторая сигнальная система и выражаемые через нее социальные воздействия и реакции на них. Таким образом, соотношение темперамента и характера сложно и многопланово. В конечном счете, темперамент и характер представляют нераздельное единство, определяя общий облик человека, обуславливают интегральную характеристику его поведения, общения и деятельности.

Характер личности формируется и утверждается под влиянием воздействия на человека окружающей его среды, деятельности и воспитательных воздействий со стороны других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание. Но самовоспитание обусловлено соответствующей мотивацией. Человек, прежде всего, должен осознать потребность самовоспитания.

Характер не только формируется в деятельности и общении, но и, со своей стороны, влияет, обуславливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выраженными в результате проявления различных акцентуаций. Акцентуация характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющихся в избирательном отношении личности к определенного рода психологическим воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций характера. Знание этих типов и умение их опознать, диагностировать позволяет сделать воспитательные воздействия более адекватными, целенаправленными, а значит, и более эффективными. Описание этих типов (их выделено около десяти) можно найти в работах А.Е. Личко, К. Леонгарда.

Акцентуация характера могут проявляться с раннего детства, но, как правило, их проявления усиливаются в подростковом возрасте. Затем обычно наблюдается их сглаживание. Важно учитывать так называемые «слабые места», характерные для каждого из типов акцентуаций. Так, например, для гипертимного типа изоляция от сверстников, вынужденное безделье, однообразие, строгий режим могут оказаться психотравмирующими ситуациями. Для шизоидного типа акцентуации «слабым пунктом», ахиллесовой пятой является необходимость быстро устанавливать с окружающими глубокие, неформальные, эмоциональные контакты. Для истероидного типа «слабое место» – удары по эгоцентризму, невозможность быть в центре внимания, вызывать всеобщий интерес к себе.

Если психические воздействия не затрагивают «слабого пункта», ахиллесовой пяты, не попадают в место наименьшего сопротивления, если ситуации не предъявляют повышенных требований в этом отношении, личность обычно реагирует адекватно, не обнаруживая заметных нарушений социальной адаптации. Таким образом, выявление акцентуации – одна из важных задач в познании характера, понимания поведения и осуществления воспитательного воздействия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал