![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания по выполнению контрольной работы № 1
(Предельные износы в парах трения) 2.1. Критерии предельного износа Выход величины износа за допустимые значения ведёт к нарушению работоспособности пары трения. Поэтому, последовательно для каждого сопряжения, рассчитывается предельно допустимая величина износа наиболее изнашиваемой и сопряженной с ней детали. Прежде чем в рассматриваемом узле приступать к определению допустимой величины износа для пары трения в, необходимо установить критерий, определяющий его работоспособность. Такими критериям могут быть: - прекращение функционирования изделия. (Например, при определённом износе клиньев в барабане разматывателя станет невозможна фиксация рулона на барабане разматывателя); - изнашивание упрочнённых поверхностей, приводящее к взаимодействию не упрочнённых поверхностей и, как следствие, к интенсивному изнашиванию и возможному схватыванию материалов пары трения, то есть к нарушению работоспособности изделия; - возникновение в деталях напряжений, превышающих допустимые значения и являющихся следствием возникновения динамических нагрузок при повышенных зазорах в результате износа сопряжения или ослабления сечения детали в результате её износа; - нарушение режима жидкостной смазки в подшипниках скольжения, как результат увеличения диаметрального зазора в процессе изнашивания вкладыша; - переход пары трения в область интенсивного изнашивания, (например, переход трения качения в трение скольжения) - повышенные утечки рабочей жидкости в управляющих устройствах и приводах гидравлических систем; - нарушение посадки соединения с натягом в результате пере прессовок при ремонтах и вследствие этого не обеспечивающих передачу заданного крутящего момента; - и другие критерии, характеризующие выход изделия из области работоспособного состояния. В соответствии с установленным критерием ведется расчет допустимой величины износа деталей в сопряжении. Полученные данные округляются до технически приемлемых значений, определяемых точностью применяемых измерительных инструментов. Здесь же приводится характеристика измерительного инструмента.
2.2. Определение величины предельного износа в зубчатом зацеплении по условию прочности.
Значения максимально допустимой величины износа [U] для тихоходных зубчатых (окружная скорость V˂ 1 м/с) передач можно найти по зависимости: ; где,
m – модуль зацепления; D – диаметр делительной окружности шестерни; Для быстроходных зубчатых передач (окружная скорость V> 1 м/с) при определении [U] из условия прочности необходимо также учесть возрастание динамических нагрузок при увеличении зазора в зацеплении. В этом случае используется зависимость где u – передаточное число передачи; n – запас прочности,
С – жесткость наиболее податливого звена в линии привода (как правило шпиндель или промвал), МН/рад; Мс – статический момент сил сопротивления в зацеплении, МНм; Uо – начальный зазор в сопряжении (табл), м; r – радиус делительной окружности шестерни, м.
Пример 2.1. Найти предельную величину износа шестерни первой ступени редуктора – шестерённой клети в линии привода первой клети стана 2000 холодной прокатки. Исходные данные: Мощность привода, N = 5482 кВт Частота вращения, n = 264/886 Модуль зацепления, m = 20 мм Число зубьев шестерни, Межосевое расстояние, А = 900 мм Коэффициент относительной износостойкости колеса и шестерни, k = 1 жёсткость наиболее податливого звена (карданный вал) 39 МН/рад
Решение. Предельную величину износа шестерни определяем из зависимости Находим: a. наибольший момент на входном валу редуктора b. радиус шестерни r и передаточное число u Из табл. Для А = 900 мм и сопряжения Д принимаем гарантированный начальный боковой зазор Тогда предельная величина износа шестерни
2.3. Определение величины предельного износа в подшипнике скольжения.
В процессе эксплуатации узла трения с подшипником скольжения происходит износ вкладышей или втулки, что ведёт к увеличению радиального зазора, и как следствие, к нарушению режима гидродинамической смазки Предельное значение зазора
d – номинальный диаметр вала, м
Пример 2. Определить предельную величину зазора по износу вкладышей в ПЖТ валков клети дуо 1150× 2800 Исходные данные: длина втулки подшипника 620 мм внутренний диаметр втулки подшипника 690 мм; давление металла на валки 17 МН; частота вращения валков 120 об./мин посадка подшипника E9/h8 ( Смазочный материал И-Т-В-460 Рабочая температура ПЖТ 50 Решение. Предельное значение зазора Предельное значение зазора Находим: a. значения угловой скорости b. значение динамической вязкости при рабочей температуре.
Кинематическая вязкость смазочного материала И-Т-В-460 при эталонной температуре 40
тогда динамическая вязкость где Динамическая вязкость при рабочей температуре 50 тогда Предельное значение зазора Принимаем предельное значение зазора
|