Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология проектного обучения ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В современной трактовке технология проектного обучения может быть охарактеризована как совокупность исследовательских, проблемных, поисковых методов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов решения. Цели технологии проектного обучения: формирование критического и творческого мышления; формирование умений работать с информацией: отбирать и анализировать нужную информацию из разных источников, систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной учебной задачей, выявлять и формулировать проблемы в различных областях знания и окружающей действительности, выдвигать гипотезы их решения, ставить эксперименты, делать аргументированные выводы, проводить доказательство, статистически обрабатывать полученные опытные данные, генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов; формирование умений работать в группе, решать познавательные, творческие и т.п. задания в сотрудничестве, исполняя разные социальные роли; развитие коммуникативной и рефлексивной культуры. Коротко охарактеризуем типы проектов, которые Чаще всего учащимися средней общеобразовательной школы (вуза) разрабатываются следующие типы проектов. Информационный (ознакомительно-ориентировочный) проект имеет целью сбор информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т.п. В ходе выполнения таких проектов у школьников формируются умения и навыки поиска, обработки и представления информации широкой аудитории. Информационные проекты могут интегрироваться в исследовательские. Исследо-вательский проект моделирует ситуацию реального научного поиска. Такой проект предполагает доказательство актуальности темы исследования, формулирование проблемы, предмета исследования, определение задач и методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования (научная публикация, научный отчет, участие в конкурсе проектов и т.п.). Собственно творческий проект отличается от других типов проектов четко продуманной структурой оформления результатов проекта в виде сценария спектакля, видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, альбома, выпуска газеты, радиопередачи и др. В то же время структура совместной деятельности участников проекта детально не прорабатывается, она только намечается и развивается далее, подчиняясь жанру конечного результата. Практико-ориентированные (прикладные) проекты отличаются четко обозначенным с самого начала социально значимым результатом деятельности его участников. Этим результатом, например, может быть какое-либо наглядное, дидактическое пособие (схема, таблица, справочный материал, раздаточный материал в виде карточек и т.п.), проект урока, оформления школьной столовой и т.п. Прикладные проекты требуют тщательно продуманной структуры или сценария деятельности их участников и определения функций каждого из них. Кроме того, необходимо участие каждого ученика в оформлении конечного продукта. Особенно важной является роль координатора проекта в плане поэтапных обсуждений, корректировки деятельности, в организации презентации полученных результатов и способов внедрения их в практику, а также систематической внешней оценки проекта. В реальной образовательной практике проекты носят чаще всего смешанный (комбинированный) характер, сочетая признаки разных типов проектов. Основные этапы технологии проектного обучения: 1. Выбор темы проекта, определение его типа, количества участников. 2. Формулирование учителем и учащимися проблемы проекта, определение целей и задач деятельности по его реализации. Первые два этапа – своеобразное погружение в проект. 3. Организация деятельности учащихся по выполнению проекта: образование групп, распределение ролей в группах, планирование работы над проектом, выбор способов и форм презентации предполагаемых результатов. 4. Осуществление работы над проектом: самостоятельная работа участников проекта по решению своих индивидуальных или групповых исследовательских, творческих задач; промежуточные обсуждения полученных результатов в группах, получение в случае необходимости консультаций у учителя; подготовка презентации результатов. Учитель, если необходимо, представляет информацию, консультирует, тактично оказывает помощь, контролирует. 5. Презентация (защита, оппонирование) результатов, полученных в ходе работы над проектом. Учащиеся демонстрируют понимание учебной проблемы, целей и задач деятельности, умение планировать и выполнять работу, найденные пути и способы решения проблемы, дают взаимооценку и осуществляют рефлексию деятельности и ее результатов. Учитель же принимает отчеты учащихся, обобщает полученные результаты, подводит итоги обучения, оценивает коммуникативные умения, умения работать в группе. Отчет о выполнении проекта обычно состоит: из введения (обоснование выбора темы, актуальность и сущность изучаемой проблемы, предмет исследования, гипотеза, цель и задачи проекта, применяемые методы исследования, анализ источников информации); основной части (этапы и последовательность выполнения работы над проектом, содержание работы, обоснование результатов); заключения (формулировка выводов, путей решения проблемы, анализ процесса работы). Не менее важно правильно оценить проект. Внешнюю оценку проектов осуществляют с помощью следующих критериев: значимость и актуальность выдвинутых проблем; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; умение отвечать на вопросы оппонентов проекта, аргументированность и лаконичность ответов каждого члена группы; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; характер общения и отношений между участниками проекта, умения работать в группе, взаимопомощь и т.п.; эстетика оформления результатов проекта (отчета); степень ответственности за выполнение работы и своевременность выполнения. 3.2.7. Тезирование (составление тезисов) – составление кратких цитат или сжатых выдержек из источника (книги, статьи и т.д.). Результаты работы могут представляться в форме «двухчастного дневника» ( таблица 3). (Цитируются те мысли автора текста, которые вызвали желание их прокомментировать: почему фраза обратила на себя внимание; какие мысли и ассоциации в связи с ней возникают; какие вопросы возникают; с чем вы не согласны и почему и т.д.).
Таблица 3.Форма «двухчастного дневника»
3.2.8. Реферирование (написание реферата) - сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами изложение основного содержания одного или нескольких источников. Слово реферат в переводе с латинского означает буквально «пусть он доложит». Реферат предназначен для защиты его идей перед аудиторией и совместного их обсуждения. Реферат может стать пособием для устного выступления с элементами импровизации или может быть дословно зачитан вслух. В последнем случае особое внимание следует обратить на стиль изложения. Написание реферата также как и составление конспекта предполагает овладение методикой составления их частей: выписок, планов, тезисов. 3.2.9. Метод «Конспектирование первоисточника» (работы какого-либо автора (книги, статьи и т.п.) или ее фрагмента)
Конспектирование (от лат. conspectus - обзор) – более или менее детальное изложение основных идей источника с выделением его главных положений (краткое изложение, цитирование, определение своего собственного отношения к выводам автора и т.д.). Связный и грамотный конспект должен давать ответы на следующие вопросы: о чем идет речь в конспектируемом источнике, что доказывается или утверждается и каким именно способом. Величина конспекта источника обычно в 7-15 раз меньше самого источника. Конспектирование начинается с записи всех выходных данных источника: сведения об авторе, название, год и место издания, количество страниц. Составлению конспекта, особенно на первых порах, обязательно должно предшествовать составление плана, тезисов, цитат, выписок и т.п. Записи ведутся разборчиво, правильно оформляются цитаты (с указанием страниц). Текст конспекта целесообразно разбивать на абзацы, можно использовать нумерацию при перечислении авторских доказательств или выводов. Текст можно оформлять графически, в виде диаграммы, таблицы, графика и т.п. Наиболее важные мысли можно выделять подчеркиванием или цветом. Целесообразно оставлять справа широкие поля для записи собственных суждений или дополнительных сведений по поводу прочитанного. Следует помнить, что четкая графика записей в конспекте облегчает пользование им.
|