Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прием сравнения. Условия сравнения экономических показателей.
Универсальным приемом эк.анализа является метод простого сравнения. Сущность его состоит в сопоставлении однородных объектов с целью выявления черт сходства либо различий между ними. Он позволяет давать оценку любому показателю, всегда сравнивается фактическое значение отчетного года с различными базовыми значениями. Чем больше база сравнения, тем глубже результаты аналитического исследования. В качестве базы сравнения может быть плановое значение, фактические значения предыдущего периода, фактические данные отчетного периода этой же отрасли, нормативные значения, среднеотраслевой уровень отчетного периода. - Сравнение с планом необходимо для контроля и оценки выполнения наличных в бизнес-плане заданий, а также для определения неиспользованных резервов предприятий. - Сравнение с фактическими данными за прошлый период делается для исследования динамики, закономерностей и темпов развития организации. - Сравнение со среднеотраслевым уровнем делается для выявления перспективы развития предприятия. - Сравнение с отчетными данными предприятий своей отрасли позволяет определить рейтинг внутри системы. - Сравнение с нормами и лимитами необходимо для изучения их соблюдения и выявления резервов по экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения себестоимости. - Сравнение с данными лучших предприятий отрасли служит для выявления возможности и резервов ХД. Результатами использования приема простого сравнения является абсолютное отношение. Прием простого анализа перетекает во времени в сравнительный анализ, который позволяет проводить сравнение различных организаций одной и той же отрасли – межотраслевой анализ. Сравнительный межотраслевой анализ должен проводиться по однотипным группам предприятий с сопоставлением условий работы. Такой анализ направлен на поиск новых возможностей производства, изучение передового опыта и является важным средством определения резервов повышения эффективности работы предприятия. Одним из существенных моментов сравнения различных показателей является требования соблюдения сопоставимости показателей: 1) Идентичные (тождественные), одинаковость методик определения сравниваемых показателей. Например: 2002 год: Чистая прибыль = Прибыль бух-ая – налог на прибыль + Чрезвычайные доходы – Чрезвычайные расходы. 2003 год: Чистая прибыль = Прибыль бух-я ± отложенные налоговые обязательства ± отложенные налоговые активы – «текущий» налог на прибыль Для приведения показателя чистой прибыли к сопоставимому виду – они должны быть рассчитаны по одной и той же методике. 2) Использование цен одного уровня. Например: Выручка от продаж (N) = кол-во продаж (q) · цену (P) 2002 год: 30000 = 500·60 2003 год: 1. 45500 = 650·70 2. 39000 = 650·60 Условие сопоставимости показателей выдержано во (2) случаи, т.к. при расчете были использованы цены одного уровня. 3) Фактор времени – это проявляется в том, что сравнение должно проводится за одинаковые периоды, должна соблюдать идентичность Можно сравнивать: 1 квартал 2002 года и 1 квартал 2003 года, 2 полугодие 2002 года и 2 полугодие 2003 года. Нельзя сравнивать 4 квартал 2002 года и 1 полугодие 2003 года. Для приведения показателей к сопоставимому виду существуют спец. приемы, которые помогают устранить различия в сравниваемых показателях. Таким образом, несопоставимость показателей может быть вызвана разными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными периодами и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приведет к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому, прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели приводятся к единой базе по уровню перечисленных ранее факторов.
|