Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Цель дисциплины: сформировать у студентов знание общих подходов к изучению литературы; системное представление о методах и способах исследования литературы; выработать терминологический аппарат, применимый для анализы конкретных литературных произведений и литературного процесса в целом. Характеристика профессиональной деятельности: магистр готовится к педагогической и культурно-просветительской профессиональной деятельности в области образования, культуры и социальной сферы. В ходе изучения дисциплины решаются задачи: В области педагогической деятельности: организации обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования; осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. В области научно-исследовательской деятельности: формирование умения использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки; проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий. В области культурно-просветительской деятельности: организация культурного пространства; популяризация профессиональной области знаний в обществе; формирование художественно-культурной среды, способствующей удовлетворению культурных потребностей и художественно-культурному развитию отдельных групп населения. Для достижения этой цели необходимо: 1. Познакомить студентов с основными подходами к изучению произведений литературы, литературоведческими и литературно-критическими школами и направлениями; научить основным методам анализа художественного текста, методологическим приемам и инструментарию, свободное владение которыми создаст условия для успешной профессиональной работы будущего преподавателя или исследователя. 2. Выработать умения использовать полученные знания при анализе конкретного литературного материала, в особенности в связи с современной литературой; 3. Подготовить базу для самостоятельной научно-исследовательской работы магистрантов. Цели курса достигаются с помощью знакомства студентов как с работами по классической поэтике и эстетике, так и новейшими трудами в этих областях. В ходе работы также необходимо обращаться к междисциплинарным областям, соединяя знания по истории и теории литературы с полученными в курсах философии, культурологи на предыдущем уровне образования. Учебный курс состоит из 40 аудиторных часов (10 лекционных и 30 семинарских). Представленные в нем подходы систематизированы по принципу обще- и частнонаучных, внутрилитературоведческих и междисциплинарных. Студентам предоставляется возможность изучать все наиболее актуальное и, одновременно, наиболее разработанное в современном литературоведении. Системный взгляд на методологию филологических исследований дается в ходе лекций, на практических занятиях рассматриваются конкретные труды исследователей и подходы к текстам, связанные с теми или иными научными концепциями. Учебная литература, соответствующая предлагаемому курсу, недостаточна. В связи с этим студентам рекомендуется сосредоточиться на изучении оригинальных текстов, созданных литературоведами в пределах соответствующих эстетических школ. При подготовке к практическим занятиям и экзаменам можно пользоваться любыми изданиями указанных текстов. Раздел «дополнительная литература», включенный в пособие, необходим для того, чтобы дать читателю возможность творческого осмысления новых или вновь появляющихся эстетических школ и концепций. Текущая проверка качества усвоения учебного материала осуществляется с помощью опросов на практических занятиях и курсовых работ. Контролю подлежат также формируемые на занятиях навыки использования приемов и научных методов, соответствующих той или иной научной парадигме. Курс завершается зачетом. На зачете проверяется качество усвоения материала студентами, а также умение вести научный диалог, включая способность доказать или опровергнуть ту или иную литературоведческую гипотезу.
|