Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.






Лекция по литературе для групп ТМС-911, 912.

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».

Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий...» (философ Н.Бердяев)

Название «Серебряный век» прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца 19 – начала 20 веков. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имен художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: А.А. Ахматова и О.Э. Мандельштам, А.А. Блок и В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский и М. Горький, В.В. Маяковский и В.В. Хлебников… Этот перечень можно продолжить именами живописцев (М.А. Врубель, М.В. Нестеров, К.А. Коровин, В.А. Серов, К.А. Сомов и другие), композиторов (А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов), философов (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, Л.И Шестов).

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряженные поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы «Серебряный век», и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм). Сегодня «Серебряным веком» русской литературы называют исторически непродолжительный период на рубеже 19- 20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театра. Впервые это название было предложено Николаем Александровичем Бердяевым. Также этот период называют русским ренессансом. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен (приблизительно с 1890-1917 г.г.).

Рубеж веков, эпоха трех революций – важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Да, еще был жив Л.Н.Толстой, действовали герои А.П.Чехова. Но наряду с реалистической традицией существовал ДЕКАДАНС.

Нереалистические течения конца 19 – начала 20 века (символизм, акмеизм, футуризм) назывались декадентскими, т.е. УПАДНИЧЕСКИМИ. На том основании, что их, будто бы, объединяла «реакционная идеология». Это не совсем точно. Нельзя отождествлять с понятием упадка творчество интересных личностей, стремящихся к новому направлению в искусстве, литературе.

Сложное и противоречивое явление - ДЕКАДЕНСТВО – отражало растерянность многих художников перед социальной действительностью и наступающими политико-экономическими переменами в обществе.

Стремление преобразить жизнь объединило многих людей в творческие группы. Помимо понятия ДЕКАДАНС вскоре появляется МОДЕРНИЗМ – «новый».

Модернисты опирались на общие основы – осмысление отношения человека к жизни. Модернистские течения - символизм, акмеизм, футуризм.

Символизм – первое и самое крупное из модернистских течений, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание, в отличие от аллегории – однозначного иносказания. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. «Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб). Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.

По времени появления и особенностям мировоззрения русский символизм делится на два этапа: старшие символисты и «младосимволисты»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал