Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Символисты






«Старшие» 1890- е годы: Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, З.Н.Гиппиус, Ф. Сологуб, К.Д. Бальмонт и др. (Не принимали действительности и обращались к запредельному миру в мистических переживаниях).

«Младшие» 1900-х г.г.: А.А. Блок, А. Белый, И.Ф. Анненский, В.И. Иванов, С. Соловьев и др. (Принимали реальность через преодоление разрыва между ней и запредельным миром).

Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д.С. Мережковским, в 1892 году выступившим с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Новым течениям, по мнению Мережковского, предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». Основными элементами этой работы он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

Одно из ведущих мест в истории русского символизма по праву принадлежит поэту В.Я. Брюсову. Он – вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления «новых» поэтов (сборники «Русские символисты», 1894-1895), один из руководителей издательства «Скорпион» и журнала «Весы», объединявших в 1890-е годы основные силы символизма, теоретик «нового» направления и активный участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих молодых поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных подражаний Брюсову. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодежи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов и футуристов.

К 1910-м г.г. начался кризис символизма. Попытка символистов провозгласить литературное движение и овладеть художественным сознанием эпохи потерпела неудачу. Вновь остро поднят вопрос об отношении искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры. Должно было появиться новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности. Именно таким направлением и стал акмеизм.

Акмеизм (от греч. «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России. Термин «акмеизм» был предложен в 1912 г. Н.С. Гумилевым и С.М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идет направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали «ивановские» среды – литературные собрания на петербургской квартире Вячеслава Иванова, получившей название «башня». В «башне» вели занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 г. слушатели этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов». «Цех» был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.С. Гумилев, С. М. Городецкий, А.А. Ахматова. Они же в январе 1913 г. в журнале «Аполлон» опубликовали декларации акмеистической группы.

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало недолго. Но гуманистический смысл этого течения был значителен – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты. К акмеистам примкнули также О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут и другие.

Эстетика акмеизма:

- Мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;

- надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;

- источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;

- в поэзии должно быть слито воедино четыре начала:

1)традиции В. Шекспира в изображении внутреннего мира человека;

2)традиции Ф. Рабле в воспевании тела;

3)традиции Ф.Вийона в воспевании радостей жизни;

4) традиции Т. Готье в воспевании силы искусства.

Основные принципы акмеизма:

- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

- отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

- стремление придать слову определенное, точное значение;

- предметность и четкость образов;

- обращение к человеку, к подлинности его чувств;

- поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

- перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Отличительные черты акмеизма:

- гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);

- лирический сюжет и изображение психологии переживания;

- разговорные элементы языка, диалоги, повествования.

Футуризм (от лат. «будущее»)- общее название художественных авангардистских движений 1910-х – начала 1920-х г.г., прежде всего в Италии и России. Футуризм отличался крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства – «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта.

В России это течение заявило о себе в 1910 году, когда был издан первый футуристический сборник «Садок судей» (его авторами были Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский).

Футуризм – явление неоднородное, в его рамках выделяются кубофутуризм, эгофутуризм, а также отдельные творческие группы.

В Москве сложилась школа кубофутуристов (Д.Д. Бурлюк, Н.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, В.В. Каменский, В.В. Хлебников, А.Е. Крученых). Кубофутуристы развивали принципы кубизма, стремились обновить искусство, сравнивая это с социальной революцией.

В Петербурге сформировалась школа эгофутуристов (И. Северянин, И. Гнедов, К.К. Олимпов). Эгофутуристы провозглашали интуитивное творчество и художественный индивидуализм.

Характерные черты эстетики футуризма:

- отрицание гармонии;

- попытка создать некий «заумный язык», многочисленные неологизмы (слова, созданные автором);

- искусство футуристов было направлено не к человеку, а от него;

- телеграфный синтаксис (отсутствие знаков препинания);

- бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

- отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;

- бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал