21. Структура и динамика внешней торговли РФ
Внешняя торговля России за 2007-2011гг., млрд. долл. США
| | Оборот
| Сальдо
| | |
| 551, 7
| 152, 8
| | |
| 734, 7
| 201, 2
| | |
| 469, 0
| 134, 3
| | |
| 625, 4
| 167, 5
| | |
| 821, 3
| 210, 7
| | |
| 837, 3
| 212, 2
| | Импорт товаров
| | |
|
|
|
|
|
| | Всего
|
|
|
|
|
|
| Европа
| | | |
|
|
| Германия
|
|
|
|
|
|
| Италия
|
|
|
|
|
|
| Нидерланды
|
|
|
|
|
|
| Польша
|
|
|
|
|
|
| Соединенное Королевство (Великобритания)
|
|
|
|
|
|
| Финляндия
|
|
|
|
|
|
| Франция
|
|
|
|
|
|
| Азия
|
|
|
|
|
|
| Израиль
|
|
|
|
|
|
| Индия
|
|
|
|
|
|
| Китай
|
|
|
|
|
|
| Турция
|
|
|
|
|
|
| Япония
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | |
Мировой кризис особо отразился на ситуации 2009 г., т.к. на вполне «позитивной» картине наблюдается резкий упадок экономики. Основной причиной сокращения стоимостного объема экспорта России послужило снижение уровня средних цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией.
Россия экспортирует, в основном, энергоносители (нефть и нефтепродукты, газ, уголь), стальной прокат, черные и цветные металлы и полезные ископаемые. Большую часть российского экспорта обеспечивает нефть и нефтепродукты. Также ведущими статьями экспорта являются природный газ, лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, вооружение. Россия обеспечивает большую часть потребностей стран СНГ в нефти и нефтепродуктах, газе, лесоматериалах, машинах и оборудовании.
Основу российского экспорта в 2012 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 73, 0% (в 2011 году – 72, 7%).
Основные партнеры: Германия, Великобритания, Франция, Финляндия, Польша; Китай, Япония и т.д.
Доля экспорта продукции химической промышленности в 2012 году составила 5, 6% (в 2011 году – 5, 8%). Доля экспорта машин и оборудования в 2012 году осталась на уровне предыдущего года и составила 3, 6%. По сравнению с 2011 годом стоимостной объем поставок машин и оборудования увеличился на 2, 2%. Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в 2012 году составила 2, 8% (в 2011 году – 2, 1%). Доля экспорталесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2012 году составила 1, 8% (в 2011 году – 2, 1%).
В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2012 году доля топливно-энергетических товаров составила 55, 4% от всего экспорта в эти страны (в 2011 году – 55, 3%).
В товарной структуре импортаиз стран дальнего зарубежья на долюмашин и оборудования в 2012 году приходилось 52, 1% (в 2011 году – 51, 0%). В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2012 году доля машин и оборудования составила 38, 1% (в 2011 году – 33, 3%).
Значительная доля внешнеторгового сегмента в структуре национального хозяйства делает экономику зависимой от ситуации на внешних рынках, которая не контролируется экономическими властями страны. Так, падение показателей и ухудшение ситуации во внешней торговли России в 2008-2009 гг. становилось ожидаемым. Объем внешней торговли России с начала финансового кризиса сократился в два раза. Однако, 2010 г. принес ощутимый рост объемов мировой торговли. Этот показатель в декабре впервые достиг докризисного уровня. И уже в январе-мае 2011 г. показатели внешней торговли вернулись и перешагнули докризисный уровень. По данным таможенной статистики в 2012 г. внешнеторговый оборот России составил 837, 3 млрд.долл. США.
Можно выделить следующие тенденции в развитии внешней торговли России:
1. Увеличение физических объемов импорта в условиях устойчивого расширения внутреннего спроса, изменения структуры потребления в пользу импортной продукции, увеличения физического объема поставок при умеренном росте контрактных цен.
2... Существенный рост экспорта был обеспечен как увеличением физических объемов поставок, так и значительным ростом контрактных цен.
3. Высокий удельный вес топливно-сырьевых товаров в структуре российского экспорта в страны дальнего зарубежья (свыше 60%), что делает экономику страны особенно чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры.
4. Экспорт России продолжает носить топливно-сырьевой характер. Снижение доли экспорта машин и оборудования.
5. Снижение экспорта в страны дальнего зарубежья.
6. Увеличение доли стран Азии во внешнеторговом обороте России.
22. Конъюнктура мирового товарного рынка: понятие и методы оценки
Конъюнктура рынка — это совокупность условий (черт), определяющих рыночную ситуацию в определенный момент времен.
Понятие рыночной ситуации включает:
§ соотношение спроса и предложения на товары (услуги);
§ тенденции развития рынка;
§ уровень устойчивости
§ масштаб рыночных операций и степень деловой активности;
§ уровень коммерческого (рыночного) риска;
§ сила и размах конкурентной борьбы;
§ нахождение рынка в определенной фазе экономического или сезонного цикла.
Конъюнктура рынка постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности факторов (конъюнкутурообразующие) – экономических, научно-технических, политических, социальных и др.
Существует три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой, товарный
На развитие конъектуры влияют факторы:
1. циклический характер развития экономики. Необходимо установить фазы цикла, которые проходит отрасль или рынок в данный период. К циклическим факторам можно отнести сезонность производства и потребления.
2. нециклические факторы. Они подразделяются на: постоянно действующие и не постоянно действующие. К постоянно действующим факторам относятся: НТП, концентрация производства и капитала, государственно-монополистический капитализм, милитаризация экономики, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.
К непостоянным нециклическим факторам относятся: (забастовки, бойкоты и т.д., стихийные бедствия (наводнения, ураганы, засухи, землетрясения и т. п.), спекулятивные факторы, международные и внутренние политические кризисы, чрезвычайная обстановка, и т.п.
Организация работы по изучению общехозяйственной и товарной конъюнктуры и, в частности, проведение анализа и прогнозирования конъюнктуры состоит из последовательных стадий:
1. определение объекта исследования;
2. накопление исходных данных и других материалов;
3. осуществление анализа конъюнктуры;
4. разработка прогноза развития конъюнктуры.
В настоящее время существует множество разнообразных методов оценки.
Экстраполяция основана на анализе сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей развития изучаемого экономического явления и распространения этих закономерностей на будущее. Предполагается, что основные соотношения, пропорции и темпы роста, характерные для данного явления, с большей степенью вероятности без существенных изменений могут иметь место в перспективе.
Экспертные оценки основываются на опыте, знаниях и интуиции высококвалифицированных специалистов. Эти методы являются наиболее часто применяемыми и во многих случаях основополагающими при разработке экономических прогнозов. Весьма распространены коллективные экспертные оценки (метод «мозговых атак» или мозгового штурма).
Экономико-математическое моделирование. Применение этого метода дает возможность установить определенные количественные закономерности, характеризующие развитие рынка, и дать количественную оценку значимости отдельных показателей, отражающих воздействие различных конъюнктурообразующих факторов.
Анализ спроса. При анализе и оценке спроса на исследуемый товар первостепенное значение имеет выявление потребностей в товаре, уровня покупательной способности населения, требований покупателя к товару, факторов предпочтения при выборе товаров покупателем, а также перспектив изменения потребностей в товаре, выраженных не только темпами роста, но и характеристикой жизненного цикла товара.
Анализ предложения. При проведении анализа предложения товара на рынке важное значение имеют: количественная оценка предложения конкретного товара; структура предложения; степень обновления ассортимента, значение новых товаров, технико-экономические характеристики новых и перспективных товаров; уровень цен на товары различных моделей и модификаций; доля фирм.
«Кабинетные» исследования, в которых применяются методы экономического анализа в сочетании с элементами эконометрики и математической статистики, и проводятся они на основе компьютерной техники.
Изучение рынка на месте является наиболее сложным и дорогим, но самым эффективным методом изучения рынка. К нему прибегают лишь крупные фирмы.
Метод пробных продаж используется в тех случаях, когда отсутствуют необходимые сведения о рынке, и фирма не имеет времени для его всестороннего изучения, а также при реализации новых и редких для изучаемого рынка товаров.
Поддержание личных деловых контактов с представителями иностранных фирм имеет важное значение для изучения рынков. Эти контакты устанавливаются и поддерживаются как путем взаимных посещений фирм, так и во время встреч деловых людей на международных ярмарках, выставках, международных аукционах, товарных биржах и т.п.
|