![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и структура международного рынка услуг. Особенности международной торговли услугами
Международный рынок услуг – это купля-продажа услуг на мировом рынке. Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. Услуга – это деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в полезном эффекте, который получает потребитель. Услуги подразделяются: потребительские (рестораны, гостиницы); социальные (образование, медицинское обслуживание и др.); производственные (жилищно-коммунальные, консультативные финансово-кредитные); распределительные (торговые, транспортные, посреднические). По квалификации ООН выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделов: Деловые услуги. Услуги связи. Инжиниринговые и строительные услуги. Дистрибьюторские услуги. Общеобразовательные услуги. Услуги по защите окружающей среды. Финансовые услуги (в том числе страховые).Охрана здоровья и социальные услуги.Туризм и путешествия. Услуги досуга, культуры и спорта. Транспортные услуги. Прочие услуги (например, бытовые). В рамках ВТО действует Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), представляющее многосторонний свод принципов и правил международной торговли услугами, соблюдение которых обязательно для всех стран-членов ВТО. Общие обязательства стран – членов ВТО в сфере торговли услугами: · обеспечение транспарентности (прозрачности) регулирования торговли услугами. Выделяют следующие особенности услуг как предмета торговли: · отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.); · наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью); · неоднородны или изменчивы по качеству; · производятся и потребляются одновременно; · при экспорте-импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению; · Отсутствуют посредники · имеют тесную связь с рынком рабочей силы; · ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот; · имеют специфическую нормативно-правовую базу регулирования как на национальном, так и на международном уровне. Основными сделками на международном рынке услуг являются: 2/3 приходится на международный туризм ( рекреационный и культурный - 70 % научный, деловой) и транспортные услуги. 3-ое и 4-ое места: 3) кредитно-денежные и страховые операции и 4) услуги в области научно-технических знаний. По географической структуре: более 70% экспорта услуг приходится на развитые страны. Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южноазиатских экспортеров услуг: 1. Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах (это комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов.) 2. Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги, и др Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны - на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений). Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока - 3, 5 и 2, 9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. Доля России на международном рынке услуг около 1%, по доле в мировой торговле услугами Россия занимает 24-25 место. Причина: неразвитая и малоэффективная структура данного сектора, низкой конкурентоспособностью большинства традиционных видов услуг. Причем во внешней торговле России услугами немалую долю составляют теневые сделки. 32. Международные экономические организации: понятие, классификация и основные функции Международная экономическая организация — организация, созданная на основе международных соглашений, с целью унификации регулирования в сфере международных экономических отношений. Классификация международных экономических организаций: Среди международных организаций можно выделить следующие основные функциональные группы: 1. Консультативные группы стран - относительно постоянные механизмы согласования экономической политики стран, не оформленные обычно в постоянную международную организацию, но нередко имеющие свой секретариат, предоставляемый в их распоряжение страной-членом или какой-либо постоянно действующей международной организацией. Например: Группа семи (G5 + Канада и Италия) объединяла до принятия в нее России в 1997 г. 2. Универсальные международные организации - объединяют подавляющее большинство стран мира, собирают информацию и регулируют конкретные формы международных экономических отношений. В их числе МВФ, группа Мирового банка, система ООН, ВТО, Международная организация труда. 3. Отраслевые международные организации - регулируют определенные отрасли производства товаров или услуг и торговли ими на международной арене. Наиболее значимой из них является Организация стран-экспортеров нефти (ОРЕС), являющаяся форумом 12 нефтеэкспортирующих государств, главная задача которого состоит в том, чтобы устанавливать и следить за соблюдением квот на производство нефти, что считается механизмом поддержания мировых цен на нефть. 4. Региональные международные организации - многочисленные объединения небольших групп стран, не перешедшие в интеграционную форму и служащие для них форумом для обсуждения региональных проблем, представляющих взаимный интерес, согласования региональной политики в вопросах производства и внешней торговли, сбора и обобщения информации о данном регионе. 5. Банковские международные организации - включают такие организации, как Банк международных расчетов, Скандинавский инвестиционный банк... Отдельной группой здесь являются международные банки развития - Европейский банк реконструкции и развития (EBRD), Африканский банк развития (ADB), Западно-Африканский банк развития (ЕАDВ) и т.д. Характерной чертой банков развития является то, что они носят региональный характер и их деятельность направлена на совместное с другими банками финансирование проектов в странах-членах. 1. По характеру членства и юридической природе участников: · Межгосударственные (межправительственные) – объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей; · Неправительственные – создаются на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей (Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста). 2. По кругу участников: · Универсальные – открыты для участия всех стран (ООН и ее специализированные подразделения); · Региональные – создается на уровне региона, членами могут быть участники одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств). 3. По кругу компетенции: · Организации общей компетенции – охватывают все сферы отношений между государствами- членами: политическую, экономическую, социальную, культурную (ООН, Совет Европы); Организации специальной компетенции – осуществляют сотрудничество и регулирование в одной области (МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии, Международная организация труда (МОТ)).
|