![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личность и художественный мир. Отец – художник, мать – пианистка
Отец – художник, мать – пианистка. Сам рисовал с детства, сочинял музыку. Учился на историко-философском факультете Московского университета, затем – в университете в Германии. В это время (1912 год) – поэтический дебют. Принимает участие в футуристической группе «Центрифуга». Первый поэтический сборник вышел в 1914 году – «Близнец в тучах». Наибольшее признание получил третий сборник «Сестра моя – жизнь» в 1922 году. В 1923 году признан критикой «самым значительным из молодых поэтов послереволюционной России». Из стихов этого периода – «Февраль. Достать чернил и плакать…» (1912 год). «Слагаются стихи навзрыд» - то есть настоящая поэзия рождается истинным переживанием, потрясением, которое не придумаешь, искусственно в себе не вызовешь. Для поэтики этого стихотворения и стихов Пастернака в целом характерно следующее: · парадоксальное соотнесение бытового ряда (обычных предметов) с философскими обобщениями; · смешение временных и пространственных характеристик, романтического и приземлённого; · неожиданные сравнения и сложные метафоры: «грохочущая слякоть весною чёрною горит», «как обугленные груши, с деревьев тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей». Поэтическая философия выражена особенно мощно в последних двух строках упомянутого стихотворения: …И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Стихотворение «Определение поэзии» (1917 год). Поэзия не придумывается, не сочиняется, а слагается случайно, естественно, по наитию, из движения конфликта, от удивления, потрясения – то есть от жизни. Об этом же – стихотворение 1931 года «О, знал бы я, что так бывает…»: Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлёт раба, И тут кончается искусство И дышат почва и судьба. Сочленение почвы и судьбы, «строчки с кровью», «Полная гибель всерьёз» - вот настоящая поэзия, которая равна жизни. В 20-е годы Б.Пастернак пишет поэмы «905 год», «Лейтенант Шмидт», а затем пробует себя в прозе. С 1936 года стал неугоден властям, занимается лишь переводами Верлена, Гёте, Шекспира. В 1954 году публикует 10 стихотворений из романа «Доктор Живаго», а сам роман вышел в Италии в 1957 году. В 1958 году за этот роман Пастернак получил Нобелевскую премию. После этого он был тут же исключён из Союза писателей СССР, а затем его, уже больного, вынудили публично отказаться от получения Нобелевской премии. В России роман опубликован в журнале «Новый мир» лишь в 1988 году. Самые знаменитые стихи 40-х – 50-х годов: «Нобелевская премия» (1959), «Гамлет» (1946), «Зимняя ночь» (1946), «Гефсиманский сад» (1946) – последние три стихотворения принадлежат перу (якобы) главного героя романа доктору Ю.Живаго. Во всех этих стихотворениях также проявляется свойственная Пастернаку двойственность мировосприятия: любовь и космос, быт и бытие неотделимы друг от друга. На их границе рождаются метафоры: На озарённый потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья… В 1956 году, живя в Переделкине, Пастернак пишет своего рода поэтические наставления своим ученикам – шумно ворвавшимся в поэзию «эстрадникам» А.Вознесенскому, Р.Рождественскому, Евг.Евтушенко. Это два стихотворения: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» и «Быть знаменитым некрасиво…». В этих стихотворениях – вновь излюбленный мотив: поэзия – мука, а не позёрство, «натянутая тетива тугого лука», вызов судьбе на грани жизни и смерти, «самоотдача, а не шумиха, не успех». Лейтмотив этих стихов – слова с корнем «жить», «жив», «жизнь». В поздних стихах Б.Пастернака много законченных суждений, афоризмов, появляется некоторая назидательность.
|