Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава IX. Как научиться мыслить
(линейное мышление) Глава IX.1 «Из пункта А в пункт Б
Линейное мышление – процесс, который близок к типу " стимул-реакция", но возможно выстраивание цепочек, прогнозирование, и т.д. Возможно выстраивание цепочек и создание событий по принципу " домино", когда одно событие вызывает последующие, и так далее. Линейное мышление основывается на линейных процессах. Многие процессы представляются в виде линии с реперными точками на ней – «из точки А в точку Б» и т.п. Линейное мышление основано на бинарных суждениях типа “или-или”. Труд, самодисциплина, планирование и просчет вариантов являются инструментами линейного мышления Причины актуальности и эффективности линейного мышления в научной, производственной и практической деятельности человек: - многие зависимости, характеризующие ряд явлений природы, линейны; - при малых воздействиях можно ограничиться линейными уравнениями; - в линейном приближении работает принцип суперпозиции; - анализ устойчивости решений нелинейных задач сводится к исследованию линейных уравнений; - имеется развитый математический аппарат решения линейных уравнений. Правила реализации процесса линейного мышления: · Определяется цель мышлении. Этот этап мышления связан с целью. · “Какова цель моего мышления? ” · “Чего я надеюсь достичь в результате мышления? ”. На данном этапе эффективно использовать прием SMART-цель; · Устанавливаются взаимосвязи между причиной и следствием рассматриваемого события, используя при этом элементарные мыслительные операции. Должное внимание уделяется деталям рассматриваемого события. В этом случае хороший эффект демонстрирует метод графов; · Предсказывается будущее рассматриваемого события в виде множества вариантов. · Делается последовательный перебор вариантов в посиках оптимального варианта. · Разрабатывается план действий по осуществлению оптимального варианта. Значительно можно оптимизировать этот процесс, используя метод Таблицы. · Реализуется плана. · Анализируется результат. Примечание Линейно/шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. В последнее время возникает все более ясное понимание ограниченности линейного мышления. По законам линейного мышления, следствие напрямую связано со своей причиной, а вывод — с предпосылками или по крайней мере отчасти предопределен ими. Дуализм — абстракция, лежащая в основе линейного мышления, — означает раскол космоса, реальности, жизни на две обособленные взаимоисключающие категории. Глава IX.2 «SMART»
Основой для мыслительной деятельности в процессе обучения является проблема. Проблема (греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Хотелось бы показать широкий спектр ситуаций. В каждой ситуации есть свой желаемый результат: “В результате я хочу…” Вы должны очень четко представлять себе, чего хотите. Ни к чему чувствовать неуверенность, думая о конкретном вопросе. Для проблемы, т.е. достижения цели очень важно ее правильно определить. Для полного определения цели эффективным является метод «SMART».
|