Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава XI.1. Критическое мышление
Критическое мышление - особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения”. Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Некоторые виды умственной деятельности, которые критическим мышлением назвать нельзя: o простое запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс); o понимание - сложная мыслительная операция. Когда обучаемый трудится над пониманием чужой идеи, его собственное мышление на первом этапе пассивно: обучаемый воспринимает то, что создал кто-то другой. o творческое или интуитивное мышление – неосознанные мыслительные процессы. Важно уметь: · выявить предубеждения; · передать знания друг другу; · влияние этих знаний для решения этой проблемы. Критически мыслящий человек задает вопросы: · Что я знаю? · Что я узнал нового? · Как изменились мои знания? · Что я буду с этим делать? ПЯТЬ характеристик критического мышления: 1. самостоятельное мышление и его индивидуальный характер. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления. 2. информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. 3. критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной “школярской” работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой обучаемый проделывает реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. 4. критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления. 5. критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.
|