![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Моральная ответственность менеджера в процессе принятия решений.
Моральную ответственность — необходимость следовать нормам человеческих отношений, механизмом реализации которой является организационная культура. Под организационной культурой понимается вся совокупность групповых ценностей, норм поведения и способов деятельности, разделяемых членами организации. Организация, существующая достаточно долго, формирует в себе определенную культуру. В соответствии с ней развивается комплекс правил и традиций, которые соединяют прошлое и настоящее, нынешние решения согласуются с прошлыми, а прошлые и нынешние — с будущими. В организации действуют довольно мощные психологические факторы, обеспечивающие соответствие принимаемых решений организационной культуре, ее ценностям, традициям, нормам поведения. Если принятое решение выпадает из этой культуры, то ставит под сомнение авторитет руководителя и требует от него трудных и болезненных объяснений. Таким образом, устанавливая неписаные правила, организационная культура ограничивает принимаемые решения еще и определенным кругом моральных принципов, норм и традиций и тем самым заполняет бреши, неизбежно оставляемые механизмами формального контроля. №58. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых дав принятия важнейших решений, называются централизованными. Децентрализованные организации — такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. На практике не встречается полностью централизованных или децентрализованных организаций. Для того чтобы определить, насколько, данная организация централизована по сравнению с другими, выявляют следующие характеристики: - количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше число решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем меньше степень централизации; - важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях; - последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация слабо централизована; - контроль за работой подчиненных. В слабо централизованной организации высшее руководство редко проверяет повседневные решения подчиненных руководителей. Оценка действий делается на основании суммарных достигнутых результатов. Достоинства централизованных структур состоят в следующем: - централизация улучшает контроль и координацию специализированных функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными менеджерами; - сильное централизованное управление позволяет избежать ситуаций, при которых одни отделы фирмы растут и развиваются за счет других или организации в целом; - централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа. Существует ряд преимуществ децентрализованных структур: - управлять крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся информации и, следовательно, сложности процесса принятия решений; - децентрализация дает возможность принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и лучше всех ее знает; - децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией; - децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в начале карьеры. №59. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. МОДЕЛЬ ВРУМА-ЙЕТТОНА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ. Влияние стиля управления на процессе принятия управленческого решения проявляется в выборе различных способов действия, на этапах процесса управленческого решения, обусловленных стилем управления. Стиль управления имеет свои индивидуальные особенности, проявленные в способах общения. Стиль руководства - это совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения поставленных задач и проблем, в процессе реализации решений. По признаку характера отношений между руководителем и подчиненным. Выделяют следующие стили: 1) авторитарный стиль 2) демократический стиль З) анархический стиль (в практике управления этот стиль называют - либеральным) Взаимосвязь стиля руководства с процессом принятия управленческого решения. По мнению В. Врума и Ф.Йеттона в зависимости от ситуации, особенности коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях руководства: 1 Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации. 2.Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение. 3.Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение. 4.Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывается общее мнение. 5.Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, не зависимо от того, кто его автор. №60. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РИСКОВ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ. Риск — это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск-это потенциально существующая вероятность потери ресурсов (в виде дополнительных непредвиденных расходов) или неполучения доходов, связанных с реализацией конкретного управленческого решения. Риски можно поделить на Чистые (это возможность убытков, ущерба или неполучения ожидаемого результата) и спекулятивные (это возможность получения как отрицательного, так и положительного результата) Виды рисков: 1) Природные риски - это риски потерь в результате действий стихийных сил природы, например экономический ущерб из-за эпидемий, землятресений, наводнений, бурь и т.п. 2) Производственные риски - связаны с остановками и сбоями оборудования, а также нарушениями технологических циклов. 3) Торговые риски - связаны с возможными убытками, неполучением планированных доходов как в результате невыполнения обязательств по договорам, так и в случае, когда не выполняется план по сбыту в результате несоответствия реального спроса с тем, который Прогнозировался 4)Финансовые риски - это возможные потери финансовых ресурсов, связанные как с покупательной способностью денег (например, неожиданный скачок инфляции или изменение курса валют), так и с вложениями капитала 5) Инвестиционный риск - риск, связанный с вложениями капитала б) Имущественный 7) Рыночный. 8) Процентный 9) Риск ликвидности 10) Кредитный 1) Транспортный риск Каждый из рисков имеет свою специфику. При планировании финансирования проекта должны учитываться следующие риски: 1)Риск нежизнеспособности проекта 2)Риск незавершения работ З) Налоговый риск 4)Риск неуплаты задолжностей 5) Риск, связанный с незавершением проекта №61. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. Производственная структура предприятия ПСП — это состав производственных подразделений предприятия и формы их производственных взаимосвязей. Элементы производственной структуры: - для предприятия — цехи, хозяйства; - для цеха — участки, отделения; - для участка— рабочие места. Основной элемент ПСП является цех, при бесцеховой СП — производственный участок. На предприятии создаются основные и вспомогательные цеха, а также обслуживающие цеха (транспортные, энергетические). В ПСП включаются подразделения только производственного назначения. В ПСП не входят общезаводские хозяйства и учреждения по обслуживанию работающих (жилищно-коммунальные хозяйства, социально-лечебные и образовательные учреждения, объекты социально-культурного и бытового назначения), а также службы управления и охраны завода (заводоуправление, пожарное депо, проходные, бюро пропусков и т.д.). В состав основного производства входят заготовительные(З), обрабатывающие(0), и сборочные(С). Типы производственных структур: 1 — предприятие с полным технологическим циклом (З+О+С); 2 - предприятие с неполным технологическим циклом; №62. Типы производства. ТИП ПРОИЗВОДСТВА —характеристика технических, экономических и организационных особенностей производства, обусловленных широтой номенклатуры, регулярностью, стабильностью и объёмами выпуска продукции. Выделяют три типа производства: Массовое производство характеризуется непрерывным выпуском в течении длительных периодов узкой и постоянной номенклатуры продукции в крупном объеме. Выполняются на местах с узкой социализацией. Серийное производство характеризуется периодическим выпуском в крупном объеме широкой постоянной или узкой переменной номенклатуры продукции индивидуальными сериями (партиями) малого объема, повторяющимися через определенные или неопределенные интервалы времени. Выполняются на рабочих местах с широкой специализацией. Подразделяются на: Крупносерийное пр-во: приближает по своим характеристикам к массовому; Мелкосерийное пр-во: к единичному; Среднесерийное пр-во: занимает промежуточное, среднее положение. (преобладает во всех секторах производства и сервиса). Единичное производство характеризуется выпуском широкой номенклатуры продукции в малом объеме (единичном количестве), повторяющиеся через неопределенные интервалы времени или не повторяющиеся вообще. Выполняются на рабочих местах, не имеющих определенной специализации. №63. Понятие такта и ритма поточной линии. Поточная линия- представляем собой совокупность рабочих места, оснащенных всем необходимым для выполнения операций и расположенных строго по ходу технологического процесса. Мерой ритмичности и непрерывности потока является такт- среднее время, необходимое для изготовления детали или изделия, т. Е это промежуток времени между выпуском двух следующих одно за другим готовых изделий с поточной линии. Средний такт линии (в час, мин) должен быть строго согласован с производственной программой линии и расчитывается по формуле ТАКТ=(общее время поточной линии)/(обьем производства в данный период в час/мин) Т=Fп.л/Q Если операция выполняется на одном рабочем месте, то рабочий такт равен норме времени на выполнение этой операциис учётом перевыполнения норм.При условии синхронизации всех операций такт всей поточной линии будет совпадать с тактом каждого рабочего места. Технологические операции должны быть кратны такту. В тех случаях, когда передача с операции на операцию осуществляется транспортыми партиями (для небольшх, деталей, при малой величиной такта, измеряемой секундами), рассчитвается ритм поточной линии. Ритм поточной линии (rр)- время, необходимое на выпуск партии изделия. Определяется как тактическое кол-во изделий в партии (обьема партии). Ритм характеризуется колличеством изделий в натуральном выражении, ритмично выпускаемых на поточной линии в единицу времени (ч, мин, сек) Rp=rnmp, где nmp- величина транспортной (передаточной) партии, r-такт. По способу поддержания ритма различают линии: со свободным ритмом, с регламентированным ритмом. Линии со свободным ритмом не имеют технических средств, строго регламентирующих ритм работы. Эти линии применяются при любых формах потока, и соблюдение ритма здесь возлагается непосредственно на работников данной линии. Линии с регламентированным ритмом характерны для непрерывно поточного производства. Здесь ритм поддерживается при помощи конвейеров или световой сигнализации.
|