Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правление Петра Великого 3 страница






Нарастали волнения в армии. В октябре 1820 г. в Петербурге одним из крупных было волне-ние солдат Семеновского полка, протестовавших против тяжелых условий службы и крепостниче-ского угнетения.

Александр I, считавший, что в войне именно идеал самодержавия способствовал сплочению русского народа, стремился использовать победу над Наполеоном в целях упрочения самодержав-но-крепостнического строя. В 1815-1825 гг. внутренняя политика Александра I отмечена усилени-ем реакции, отказом от проведения либеральных реформ. Главным проводником этой политики стал председатель военного департамента Государственного совета А.А. Аракчеев (1769-1834), жестокий и грубый советник императора. Особенность политики проявлялась в создании по ини-циативе царя военных поселений как новой формы комплектования и содержания российской ар-мии. Бесконечная муштра, тяжкий труд, бесчисленные наказания, бесправие поселян вызывали ненависть к военно-крепостническому угнетению.

В последние годы правления Александра I усилился произвол полиции и чиновничества, свирепствовала цензура, были запрещены обсуждение политических вопросов и сообщения о су-дебных процессах в печати.

Итогом проводимой реакционной политики явился раскол между народом и властью, частью дворянской интеллигенции и царизмом. Идее модернизации России была противопоставлена идея укрепления самодержавия. Радикально настроенное дворянство, среди которых было много офи-церов, прошедших Отечественную войну и заграничные походы, теряло надежду на мирное пре-образование страны, оно начало поиск возможности преобразования России путем насильственно-го свержения власти царя и установления демократической формы правления. В России зарожда-лась революционная идеология. На практике она проявилась в восстании декабристов в 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге.

Декабристы – это в основном дворянская военная молодежь, усвоившая идеи западного ли-берализма о народном суверенитете, освобождении личности, гражданских свободах.

Первое тайное общество возникло в 1816 г. Это был Союз спасения, который после принятия устава получил название Общество истинных и верных сынов Отечества. Но отсутствие единой тактики и идейные разногласия в обществе привели к его скорой ликвидации. Возникшее в 1818 г. второе тайное общество – Союз благоденствия – существовал почти открыто, и его члены возла-гали надежду добиться проведения реформ мирным путем. Однако с ростом недовольства угне-тенных масс и нарастанием революционного движения в европейских странах в Союзе стали пре-обладать сторонники решительного и открытого натиска на самодержавие. В январе 1821 г. со-бравшийся съезд Коренной управы общества (руководящий орган) объявил Союз распущенным, что обеспечило отсев ненадежных и колеблющихся членов. Тайное общество реорганизовывалось: в 1821 г. на Украине возникло Южное общество, руководителем которого стал П.И. Пестель (1793-1826), а в 1822 г. в Петербурге – Северное общество, наиболее влиятельным членом которо-го был Н.М. Муравьев (1796-1843).

13.

Николай I Павлович, брат Александра 1, ставший императором в 1825 г., находился у власти 30 лет (до 1855 г.). 30-летняя эпоха Николая 1, пришедшего к власти в день восстания декабристов, отличалась крайней консервативностью и реакционностью. Николай I был убежден во вредности любых революционных и реформаторских процессов и видел спасение страны в стабильности и консерватизме, усилении самодержавия. В годы правления Николая I были сделаны следующие крупные политические шаги:

— создана собственная его императорского величества канцелярия;

— проведена кодификация законодательства;

— проведена реформа образования;

— усовершенствовано помещичье землевладение;

— введена цензура.

2. Собственная его императорского величества канцелярия — мощная бюрократическая структура, взявшая под контроль различные сферы внутренней жизни страны. Данная организация состояла из нескольких отделений, наиболее важными из которых были и III отделения:

— отделение руководило работой по кодификации законодательства;

— отделение стало органом политического надзора и сыска. Фактически III отделение стало «государством в государстве», стоящим над всеми иными органами — Сенатом, Государственным советом, министрами. Оно имело широкие полномочия и при Николае Т стало играть решающую роль в жизни страны. Жандармы III отделения, в чьи обязанности было вверено искоренять любое вольнодумие и революционные идеи, стали опорой режима Николая I. Агенты III отделения были внедрены почти во все сферы жизни общества. Первым руководителем III отделения был назначен граф А.Х. Бенкендорф, ставший символом эпохи. В стране сложилась атмосфера подозрительности, доносительства, тотального сыска. Россия официально стала полицейским государством. Созданная при Николае I в 1826 г. политическая полиция стала одним из ведущих государственных органов на протяжении столетия и просуществовала до 1917 г.

3. II отделение собственной его императорского величества канцелярии в течение почти 10 лет провело работу по кодификации всего законодательства России. Данной работой руководил вьшедший из тени известный при Александре I реформатор М.М. Сперанский. Результатом работ отделения и М.М. Сперанского стал выход в 1833 г. 15 томов «Свода законов Российской Империи», где было собрано все законодательство России: с Соборного Уложения 1649 г. до современных Сперанскому законов.

4. При Николае I была проведена реформа образования, суть которой состоит в следующем:

— все школы были разделены на три вида строго по сословному принципу, приходские — для крестьян, уездные — для горожан, гимназии — для дворян;

— в 1835 г. был введен новый Университетский устав, в результате которого университетское образование было жестко подчинено государству, образовательные программы очищались от вольнодумных идей, а сами университеты фактически переходили на казарменное положение.

5. В годы правления Николая I также было усовершенствовано помещичье землевладение и предпринята попытка решить крестьянский вопрос:

— был создан секретный комитет для рассмотрения вариантов решения крестьянского вопроса во главе с П.Д. Киселевым;

— П.Д. Киселевым ставился вопрос об отмене крепостного права, однако он не нашел поддержки императора и дворянства;

— компромиссом стало решение о нераспространении крепостных порядков на крайне западные районы России — Польшу, Финляндию и Прибалтику, а также о праве помещика давать «вольную» некоторым крестьянам по своему усмотрению (впервые была создана возможность официального освобождения части крестьян);

— улучшилось и положение помещиков — были сокращены подати; помещики и дворяне освобождены от телесных наказаний, получивших распространение при Павле I.

6. Несмотря на то, что эра Николая 1 стала временем расцвета русской культуры, в частности, таланта А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др., в стране вводилась жесточайшая и обязательная цензура, которая имела два уровня:

— предварительная, когда отсеивались неугодные для режима произведения и публикации;

— карательная — цензура вышедших произведений, в ходе которой «просеивались» вышедшие произведения и наказывались цензоры и авторы вольнодумных произведений, случайно или умышленно прошедших первоначальную цензуру.


14.
Реформы Александра II

Личность императора Александра II. Император Александр родился 18 апреля 1818 г. в Москве. Он первый ребенок в семье великого князя Николая Павловича, который в конце 1825 г. стал императором Николаем I. Тогда же особым манифестом его семилетний сын Александр был провозглашен наследником престола.

Наставником цесаревича был назначен Василий Андреевич Жуковский — писатель, один из образованнейших людей того времени. Он составил для высокородного подопечного особую учебную программу, основополагающий принцип которой Жуковский определил как образование для добродетели. Задачи обучения и воспитания тесно переплетались.

Два раза в год для наследника устраивались экзамены, на которых он неизменно показывал хорошие результаты. После одного из них император Николай I писал Жуковскому: Мне приятно сказать Вам, что не ожидал найти в сыне таких успехов. Все у него идет ровно, все, что он знает. — знает хорошо, благодаря Вашему способу обуче­ния и ревности учителей.

Важнейшей частью образования наследника являлись его поездки по стране. Весной 1837 г. в сопровождении В. А. Жуковского Александр более 6 месяцев путешествовал по России. Железных дорог еще не существовало, и наследнику пришлось передвигаться на пароходах и лошадях, преодолевая огромные расстояния.

Будущий царь не только встречался с должностными лицами на местах, осматривал древние храмы, музеи, исторические и природные достопримечательности, но и охотно посещал дома простого люда и внимательно выслушивал их рассказы о радостях и горестях своего житья-бытья.

В 19 лет Александр Николаевич свободно владел пятью языками (русским, немецким, французским, польским и английским), а также имел обширные познания по истории, математике, физике, естественной истории, географии, статистике, правоведению, политической экономии и Закону Божьему. Кроме того, он имел хорошие знания по военным наукам.

Его отличали широкий кругозор, изысканные манеры и доброта характера. Он производил самое благоприятное впечатление на тех, кому доводилось встречаться с ним и в России, и за границей.

В качестве цесаревича Александр Николаевич неоднократно выезжал за границу.

Во время самой продолжительной такой поездки, с мая 1838 по июнь 1839 г., он посетил Пруссию, Швецию, Данию, Баварию, Австрию, Голландию, Италию, Англию и другие княжества и королевства. Александр Николаевич знакомился с политическими приемами управления различных стран, посещал парламенты, его везде принимали с величайшим почтением. Римский папа Григорий XVI в его честь даже распорядился специально иллюминировать купол собора Святого Петра.

В апреле 1841 г. в Петербурге состоялось бракосочетание Александра Николаевича и принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, перешедшей к тому времени в православие и принявшей имя Марии Александровны.

С начала 1840-х гг. Николай I приобщает сына к делам государственного управления. Он принимает участие в работе Государственного совета. Комитета министров, Финансового комитета. Во время отлучек царя из столицы на цесаревича возлагалась ответственность принимать решения по текущим делам. С конца 1840-х гг. Александр Николаевич назначается председателем нескольких комитетов, обсуждавших важнейшие вопросы государственной жизни, в том числе и вопрос об улучшении положения крепостных крестьян. В 1849 г. Александр Николаевич получает должность командующего гвардией и начальника всех военно-учебных заведений России.

Ко времени вступления на престол Александр II являлся человеком зрелых лет, обладавшим обширными знаниямив различных областях, имевшим достаточно глубокие представления о сложной механике государственного управления. Он находился на престоле с 1855 по 1881 г.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал