Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Земская, городская, судебная и военная реформы. Изменение системы образования.
Ликвидация крепостного права коренным образом меняла весь характер общественной жизни в России, и перед властью встала задача заново ее структурировать. С Манифеста 19 февраля 1861 г. начался период преобразований, получивший позже название эпохи великих реформ. В январе 1864 г. император утвердил Положение о земских учреждениях. Согласно этому Положению, лицам всех сословий, владевшим в пределах уездов землей или иной недвижимой собственностью, а также сельским крестьянским обществам предоставлялось право участия в делах хозяйственного управления через выборных гласных, составлявших уездные и губернские земские собрания, созываемые несколько раз в году. Для повседневной же деятельности избирались уездные и губернские земские управы. К земствам перешли заботы о всех местных нуждах: строительстве и поддержании в порядке дорог, продовольственном обеспечении населения, образовании, медицинской помощи. Для решения этих задач необходимы были средства, и органы местного самоуправления получили право устанавливать земские сборы (налоги). Земское самоуправление вводилось постепенно. Первым оно было учреждено в начале 1865 г. в Самарской губернии. До конца того года подобные учреждения были введены еще в 17 губерниях. К 1881 г. земство уже существовало в 33 губерниях Европейской России. Через несколько лет после открытия земств право широкого самоуправления получили и города. В 1870 г. Александр II утвердил Городовое положение, в силу которого городские думы, образованные из выборных гласных от городских сословий, и избранные этими думами городские управы стали ведать в городах теми же делами, которыми занимались земства в сельской местности. Участие в выборе гласных городских дум предоставлялось представителям всех сословий, имевших в данном городе недвижимое имущество (дом, землю) или занимавшихся каким-либо торговым делом. Органы городского самоуправления наделялись правом вводить городские сборы (налоги). Еще одной важной реформой царя Александра II стало преобразование судопроизводства. Старый суд был негласный, дела в нем вершились канцелярским способом, обвиняемые часто даже не призывались в суд, нередко расследование проводилось и неумело и пристрастно. Дела тянулись долго, а судебная волокита вызывала всеобщее недовольство. В ноябре 1864 г. царь утвердил новый Судебный устав, призванный создать суд скорый, правый, равный и открытый. Отныне судебное устройство соответствовало самым современным мировым нормам. Вводился суд присяжных и институт присяжных поверенных (адвокатов). Царствование Александра II ознаменовалось проведением военной реформы. 1 января 1874 г. был подписан указ о введении всеобщей воинской повинности. Более 100 лет высшие сословия в России были освобождены от обязательной воинской обязанности. Вся ее тяжесть лежала главным образом на крестьянстве, среди которого и проводились ежегодные рекрутские наборы. Забритые отрывались от семьи на многие годы и возвращались домой уже в преклонных летах, поскольку срок службы равнялся 25 годам. В указе о введении всеобщей воинской повинности говорилось: Дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного. К отбыванию воинской повинности с 1874 г. стали призываться все молодые люди, достигшие 21 года. Предусматривались и льготы на этот счет. Освобождались от службы по семейному положению (единственный сын в семье), срок службы сокращался в зависимости от уровня образования будущего воина, а некоторые категории населения, например учителя, вообще не призывались в армию. Срок службы составлял теперь в армии 6 лет, во флоте — 7 лет. В период царствования Александра II произошли большие изменения. В сфере образования. Были открыты новые высшие учебные заведения. Б 1863 г. был утвержден Университетский устав, предоставлявший высшим учебным заведениям широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления переходили теперь от чиновника попечителя к совету, избиравшемуся из среды преподавателей. Не только изменения текущего преподавания, но вся внутренняя организация университетской жизни сосредоточилась в руках самого университета, во главе с избираемым ректором. В 1864 г. был утвержден новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища. В гимназиях преподавались главным образом гуманитарные предметы и иностранные языки, в том числе латинский и греческий. Они готовили учащихся к поступлению в университеты. В реальных училищах предпочтение отдавалось естественнонаучным дисциплинам. Училища ориентировали выпускников на поступление в высшие технические заведения. И гимназии и реальные училища давали детям законченное среднее образование. При Александре II получило широкое развитие начальное (двух- и четырехклассное) школьное образование для детей из малообеспеченных семей, главным образом крестьян. Всего за 26 лет его царствования число различного рода школ, гимназий и училищ увеличилось многократно. В 1880 г. количество учебных заведений превышало 23 тыс. (около 1, 5 млн. учащихся), в то время как в 1861 г. количество учебных заведений разного профиля не достигало и 5 тыс.
|