Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итоги довоенных пятилеток






Огромные усилия многомиллионного народа позволили совершить грандиозный сдвиг в Советском государстве. За 1928-1941 гг. в СССР было построено почти 9 тысяч крупных и средних предприятий. За этот период темпы роста промышленного производства в СССР примерно в 2 раза превзошли соответствующие показатели в России 1900 — 1913 гг. и составили почти 11% в год. В 30-е гг. СССР стал одной из четырех стран мира, способных производить любой вид промышленной продукции. По абсолютным показателям объема промышленного производства СССР вышел на 2-е место в мире после США (Россия в 1913 г. — 5-е место). В 1940 г. СССР превосходил по производству электроэнергии Англию на 21%, Францию — на 45%, Германию — на 32%; по добыче основных видов топлива соответственно Англию — на 32%, Францию — более чем в 4 раза, Германию — на 33%; по объему выплавки стали СССР превзошел в этот период Англию на 39%, Францию — в четыре раза, Германию — на 8%. Сократилось и отставание СССР от передовых стран мира по производству промышленной продукции на душу населения.

В 20-е гг. этот разрыв составлял 5 — 10 раз, а в 1940 г. — от 1, 5 до 4 раз. Наконец, Советский Союз ликвидировал свое стадиальное отставание от Запада: из доиндустриальной страны СССР превратился в мощную индустриальную державу.

Крупные изменения в социально-экономической сфере в 30-е гг. в СССР сопровождались также и осуществлением политики культурной революции. Цель такой революции сверху состояла в том, чтобы создать новую социалистическую культуру. Четко организованными государственными мерами в этот период активно решалась задача ликвидации неграмотности населения. Накануне осуществления политики индустриализации в СССР практически не было собственных кадров управленцев промышленностью, своего инженерно-технического состава, отсутствовали даже квалифицированные рабочие. В 1940 г. в СССР работало почти 200 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучалось 35 млн. учащихся. Свыше 600 тыс. учились в профессионально-технических училищах. Работало почти 4600 вузов и техникумов. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Значительные успехи были также в развитии науки и техники. Действовало свыше 1800 научных учреждений. Крупнейшими были Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ), Научно-исследовательский физический институт им. П.Н.Лебедева, институты органической химии, физических проблем, геофизики и другие. Мировую известность получили такие ученые, как Н.И. Вавилов, С.В. Лебедев, Д.В. Скобельцин, Д.Д. Иваненко, А.Ф. Иоффе, Н.Н. Семенов, К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандер и другие. Появились новые явления в развитии художественной литературы, различных отраслей искусства, произошло становление советского киноискусства.

В 30-е гг. серьезные изменения претерпела политическая система советского общества. Ядро этой системы — ВКП (б) — все больше врастало в государственные структуры. На место старых большевиков пришли молодые кадры, мало отличавшиеся от управленцев в собственном смысле этого слова. С января 1934 г. по март 1939 г. на руководящие партийные и государственные посты было выдвинуто более 500 тыс. новых работников. Реальная политическая власть концентрировалась в партийных органах. Советы лишь формально, поКонституции, являлись политической основой советского общества. В 30-х гг. их деятельность в основном замыкается на решении хозяйственных и культурно-просветительских задач. Юридически высшим органом государственной власти в СССР, согласно Конституции 1936 г., являлся Верховный Совет СССР, а высшим органом государственного управления — Совет народных комиссаров. Однако реально высшая власть концентрировалась в Политбюро ЦК ВКП(б).

Подводя итоги качественных политических, социально-экономических и культурных преобразований, партийно-государственное руководство объявило в конце 30-х гг. о победе социализма в основном в СССР. Этот вывод обосновывался тем, что в стране была ликвидирована частная собственность на средства производства, исчезло свободное предпринимательство, был совершен переход от рыночной к государственно-плановой экономике. Изменилась и социальная структура общества. Ушли со сцены эксплуататорские классы, преодолена эксплуатация человека человеком, не стало безработицы. Отмечались и другие качественные изменения в советском обществе. На этой основе XVIII съезд партии большевиков в 1939 г. в качестве главной политической задачи в третьей пятилетке поставил завершить построение социализма в СССР и обеспечить последующий постепенный переход к коммунизму.

Уровень потребления людей оставался невысоким. И тем не менее страна добилась впечатляющих экономических результатов. Миллионы советских людей получили образование, значительно повысили свой социальный статус, приобщились к индустриальной культуре; десятки тысяч, поднявшись с самых «низов», заняли ключевые посты в хозяйственной, военной, политической элите. Для миллионов советских людей строительство нового общества открыло перспективу, смысл жизни. Очевидно, все эти обстоятельства легли в основу поражавшего западных деятелей культуры и удивляющего нас сегодня жизнерадостного мироощущения значительной части советских людей того времени. Посетивший в 1936 г. СССР писатель Анри Жид, подметивший «негатив» в тогдашней советской действительности (бедность, подавление инакомыслия и т.д.), тем не менее отмечает: «Однако налицо факт: русский народ кажется счастливым. Тут у меня нет расхождений с Вильдраком и Жаном Понсом, и я читал их очерки, испытывая чувство, похожее на ностальгию. Потому что я тоже утверждал: ни в какой другой стране, кроме СССР, народ — встреченные на улице (по крайней мере, молодежь), заводские рабочие, отдыхающие в парках культуры, — не выглядит таким радостным и улыбающимся».

В конечном счете 20-е гг. в историю страны вошли как этап, когда в чрезвычайно сжатые исторические сроки был совершен скачок из аграрного в индустриальное общество, благодаря которому был создан мощный социально-экономический и военный потенциал Советского Союза и без которого была невозможна победа над фашистской Германией. В этом и состоит историческое значение трудового подвига миллионов советских людей.

В российской исторической литературе Великую Отечествен­ную войну принято делить на три периода:

1. 22 июня 1941 – 18 ноября 1942 гг. – начальный период войны, который характеризуется организацией стратегической обороны (более 30 крупных операций), тяжелыми поражениями Красной Армии, срывом гитлеровского плана молниеносной войны, тяжелым положением советского фронта и тыла, а также началом перестройки тыла на военный лад. По вине сталинского руководства был допущен ряд ошибок, повлиявших на начало и ход войны (> 8.3.). В сложных условиях руководство страны взяло курс на введение чрезвычайных мер, направленных на достижение победы над врагом. Программа этих мер содержалась в Директиве СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г. " Все для фронта, все для победы" – такова была ее основная идея, изложенная затем в выступлении И.В.Сталина по радио 3 июля 1941 г. В нем выражалась уверенность, что справедливая борьба советского народа за свободу своего Отечества завершится разгромом агрессора.

 

Для воплощения этой программы в жизнь была проведена всеобщая мобилизация (5 млн. чел.), созданы дивизии народного ополчения (2 млн. чел.), введено военное положение в западных районах страны, начата перестройка экономики на военный лад (введен мобилизационный план, начата эвакуация). Были созданы и чрезвычайные органы управления страной – Государственный комитет обороны (ГКО), Ставка Верховного Главнокомандования, Совет по эвакуации и Совинформбюро. В стране установилась жесткая централизованная система управления, поскольку вся полнота власти была сосредоточена в руках И.В.Сталина, который посты генерального секретаря ЦК ВКП (б), председателя СНК, Председателя ГКО, Верховного Главнокомандующего, главы Ставки Верховного Главнокомандования, наркома обороны.

Осуществление плана " Барбаросса" началось на рассвете 22 июня 1941 г. бомбардировками с воздуха и наступлением сухопутных войск вермахта. Для Советского Союза это было началом Великой Отечественной войны, носившей справедливый, освободительный характер. Успех фашистских войск в первые недели войны был бесспорным. Уже к исходу 22 июня 1941 г. на отдельных участках фронта они прорвались в глубь советских территорий на 20 – 60 км. Красная Армия несла большие потери в живой силе, технике, оружии. Уничтожив 1200 самолетов ВВС СССР (из них 800 на земле), фашисты завоевали почти абсолютное господство в воздухе. К концу третьей недели сражений были выведены из строя 28 советских дивизий. 72 дивизии сохранили не более 1/2 своего личного состава и техники. Общие людские потери составили более 1 млн. чел. К 10 июля немецкие войска продвинулись в глубь советской территории на западном направлении на 450 – 600 км, на северо-западном – на 450 – 500 км, на юго–западном – на 300 – 350 км. За первый месяц войны СССР потерял Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины.


Такое катастрофическое начало войны имело свои причины. Накануне и в начальный период войны были допущены ряд крупных политических ошибок и просчетов военно-стратегического характера. Среди них традиционно выделяют следующие:

ü общее превосходство Германии (с учетом оккупированных территорий) в экономическом и военном отношении;

ü слабый учет опыта боев вермахта в Европе;

ü подрыв мощи Красной Армии предвоенными репрессиями, нехватка подготовленного командного состава;

ü военно-политический просчет в определении возможного времени нападения гитлеровской Германии, в результате чего произошло отставание в концентрации войск, в создании мощных наступательных группировок, превосходство врага в силах и средствах на главных направлениях;

ü просчет с определением направления главного удара противника (И.В.Сталин настоял на том, что основные силы немцев будут сосредоточены на юге для захвата Украины, Донбасса – крупных сельскохозяйственных и промышленных районов, поэтому советские войска усиливали прежде всего южное направление; однако решающий удар немцы нанесли на Смоленско-Московском направлении);

ü неверная оценка советским командованием начального периода войны (предполагалось, что обе стороны начнут боевые действия лишь частью сил, главные же силы вступят в войну недели через две, т. е. советское командование ставило на первом этапе войны ограниченные цели. Гитлеровцы же сразу ввели в бой все имеющиеся силы с целью захвата стратегической инициативы и разгрома противника);

ü шапкозакидательские настроения, основанные на сталинской военной доктрине, предполагавшей, что готовиться следует к наступательной войне, бить врага на чужой территории, остановив его в приграничных сражениях и немедленно перейдя в наступление. Кроме того, считалось, что любая агрессия против СССР будет остановлена всеобщим восстанием западного пролетариата.

 

В целом основные истоки ошибок и просчетов начального периода войны лежали в той системе власти, которая сложилась в СССР в 30-е годы, в диктаторском единовластии, когда ошибки первого лица принимали судьбоносный характер для страны. Многие судьбоносные решения с далеко идущими последствиями принимались И.В.Сталиным единолично, а любое несогласие с его взглядами могло быть расценено как " политическая незрелость", " противопоставление" со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2. 19 ноября 1942 – 31 декабря 1943 гг. – коренной перелом в войне. Этот период характеризовался переходом стратегической инициативы в СССР (было проведено 26 крупных операций, причем 23 из них носили наступательный характер). В этот период произошло укрепление и расширение партизанского движения, которое стало координировать свои действия с командованием Вооруженных сил СССР (например, была проведена рельсовая война перед Курской битвой). Завершилась перестройка тыла на военные рельсы, началось наращивание военного производства. Этот период также характеризовался согласованностью в действиях союзников по антигитлеровской коалиции, оказавших Советскому Союзу значительную помощь по ленд-лизу. В 1943 г. лидеры СССР, США и Великобритании встретились на конференции в Тегеране, на которой были решены вопросы об открытии II фронта, а также о вступлении СССР в войну с Японией через два месяца после разгрома фашистской Германии. И, наконец, этот период ознаменовался кризисом и началом развала фашистского блока. Война вступала в свою завершающую стадию.

3. 1 января 1944 – 9 мая 1945 гг. – заключительный этап войны, характеризовавшийся изгнанием фашистских оккупантов с советской земли, оказанием помощи народам Европы от фашизма и нанесением окончательного поражения захватчикам. Наступление советских войск с 1944 г. приобрело новые военно-политические черты. Теперь операции Красной Армии координировались с действиями западных союзников, готовившихся к открытию II фронта. Это событие произошло 6 июня 1944 г. Союзные англо-американские войска под командованием генерала Д.Эйзенхауэра высадились в Нормандии (Северная Франция) и оттянули значительные силы фашистской Германии на западный фронт. Большое значение для успеха высадки союзников в Нормандии и их последующих боевых действий имели проведенные Красной армией летом – осенью 1944 г. операции по освобождению Западной Украины, Молдавии и Прибалтики. Фронт стратегического наступления советских войск расширился от Балтики до Карпат. Зимой 1944 – 1945 гг. возросла эффективность координации ударов по Германии, зажатой в тисках двух фронтов. Когда в результате наступления немецко-фашистских войск в Арденнах союзники оказались в трудном положении, Красная Армия по просьбе У.Черчилля, обращенной к И.В.Сталину, перешла в январе 1945 г. в наступление по всему фронту ранее намеченного срока, что способствовало срыву англо-американскими войсками наступления вермахта. Война против Германии и ее союзников подходила к своему логическому завершению.

 

К середине апреля 1945 г. на советско-германском фронте были разгромлены главные группировки немецко-фашистских войск, освобождены почти вся Польша, Венгрия, восточная часть Чехословакии и Австрии с ее столицей Веной. Предстояла битва за Берлин. Германия находилась в международной изоляции, из которой единственным выходом считали начало сепаратных переговоров с США и Великобританией. Германские руководители считали, что лучше сдать Берлин англосаксам, чем пустить в него русских. Главной целью переговоров было внесение раскола в антигитлеровскую коалицию. Однако битва за Берлин (16 апреля – 2 мая 1945 г.), блестяще разработанная Ставкой Верховного Главнокомандования, завершила разгром немецко-фашистских войск в Европе. 8 мая в Карлхорсте представители военного командования Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции. Преступный фашистский режим и созданное им нацистское государство были окончательно повержены.

Выполняя союзнические обязательства СССР в ночь на 9 августа 1945 г. вступил в войну против милитаристской Японии. Наступление советских войск вынудило японское правительство капитулировать. В эту войну печальными страницами вписаны атомные бомбардировки США японских городов Хиросимы и Нагасаки, человечество впервые ощутило ужас перспективы массового уничтожения. 2 сентября 1945 г. подписанием акта о капитуляции Японии на борту крейсера " Миссури" завершилась II мировая война.

Государственное развитие СССР. В связи с окончанием Великой Отечественной войны была осуществлена перестройка органов государственной власти, и управления в соответствии с требованиями мирного времени. В сентябре 1945 г. Государственный Комитет Обороны как чрезвычайный орган руководства государством в военное время был упразднен. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР, а наркоматы – в министерства. Соответствующие изменения произошли с Совнаркомами союзных республик.

В феврале 1946 г. прошли выборы в Верховный Совет СССР. На первой сессии Верховного Совета был избран Президиум в составе 15 человек во главе с Н.М. Шверником. Были избраны также судьи Верховного Суда СССР, утвержден генеральный прокурор. Сталин был назначен председателем Совета Министров СССР. Одновременно он сохранял за собой пост генерального секретаря ЦК ВКП(б) и руководителя оборонного ведомства.

В феврале 1947 г. при обеих палатах Верховного Совета СССР создали комиссии законодательных предположений. Подготовленные ими законопроекты о сельскохозяйственном налоге, о государственных пенсиях, о расширении прав республик в составе СССР были одобрены Верховным Советом и обрели статус законов СССР.

Государственный строй в рассматриваемый период не претерпел существенных изменений. КПСС по - прежнему оставалась руководящей силой советского государства. Послушным орудием верховной власти, «карающим мечом партии» в послевоенный период по - прежнему оставались органы государственной безопасности и охраны общественного порядка. В 1946 г. НКВД СССР и НКГБ СССР были переименованы соответственно в Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР и Министерство внутренних дел (МВД) СССР. В государственном устройстве фактически сохранялись те же репрессивные органы, что и в предшествующий период.

Новые сталинские репрессии. Атмосфера в обществе в начале 50 - х гг. ХХ в. чем-то напоминала атмосферу в российском государстве начала ХIХ в., когда в Россию вернулись войска из Европы после победы над Наполеоном. Победа в Великой Отечественной войне также породила у поколения победителей надежды на изменение обстановки в стране. Люди верили, что страшные годы репрессий остались в прошлом.


Но уже первые послевоенные месяцы развеяли эти мечты. Советские фронтовики, прошагавшие пол - Европы и вернувшиеся в Россию с новыми взглядами на жизнь, вновь оказались в атмосфере тотальной слежки и доносительства. Власть возвращалась к методам 30 - х гг. В сознании людей усиленно насаждался образ врага. За плен, за насильственный угон в Германию советские люди получали длительные сроки заключения до 25 лет лишения свободы. Многие советские граждане, освобожденные из фашистского плена, по возвращении на родину оказались в сталинских лагерях. Из 5 млн репатриантов, угнанных в Германию в период оккупации, многие по ложным обвинениям в предательстве как враги народа оказались в системе сталинского ГУЛАГа.

Опасаясь оппозиции со стороны военных, Сталин бросил в тюрьмы некоторых боевых генералов. Готовился арест национального героя маршала Г.К. Жукова. Однако в последний момент диктатор ограничился его перемещением на должность командующего второстепенным военным округом. Репрессии коснулись ученых, композиторов, историков, писателей, инженеров. 26 мая 1947 г. в СССР была предпринята попытка отмены смертной казни. Высшая мера была заменена 25 - летним лишением свободы. Мораторий на смертную казнь просуществовал почти три года. Большего срока тоталитарное государство не могло себе позволить. В 1947 г. были приняты законодательные акты, усиливавшие уголовную ответственность за хищение государственного и общественного имущества «в целях усиления охраны социалистической собственности». В 1948 г. появились указы об усилении уголовной ответственности за изнасилование, самогоноварение и другие преступления.

На территориях, вновь присоединенных к СССР, насаждались советские порядки, которые вызывали вооруженное сопротивление. Особенно сильным оно было в Западной Украине и Прибалтике. За поддержку националистов в отдаленные места Сибири было выслано 300 тыс. украинцев, 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей. В 1948 1952 гг. был организован процесс по делу Антифашистского еврейского комитета, в 1952 1953 гг. сфабриковано «дело врачей», сотрудников Кремлевской больницы, которых обвинили в «неправильном лечении» руководителей страны.

Удар был нанесен и по отечественной культуре. Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946), о журналах «Крокодил» (1948), «Огонек» (1948), «Знамя» (1949) фактически запрещали подвергать критике негативные явления в жизни страны. В результате был закрыт ряд периодических изданий. Анна Ахматова, Михаил Зощенко были обвинены в безыдейности и аполитичности. За «формализм» и «антинародность» преследованиям подверглись художники, композиторы.

Трудные времена переживала наука. Особенно тяжело пришлось генетикам. Любимец Сталина, Т.Д. Лысенко, руководивший биологической наукой, объявил «крестовый поход» против «менделизма и морганизма». Во вредительстве были обвинены многие талантливые ученые, стране нанесен гигантский материальный урон. Кибернетика была объявлена лженаукой, что на многие годы затормозило исследования в этой области.

Усиление культа личности. Авторитетом для ученых, «гением всех времен и народов» должен был считаться «великий Сталин». Его мнение по любому вопросу было непререкаемым. В заслугу ему ставились все достижения страны, а промахи списывались на врагов народа. Именно на 40 - е гг. пришелся апогей его возвеличивания. Празднование 70 - летнего юбилея Сталина в декабре 1949 г. превратилось в непрекращающееся славословие мудрости и прозорливости вождя. Особо отмечался его «полководческий талант», проявившийся в годы войны с фашизмом. Большинство подхалимов хвалило «вождя всех времен и народов» за государственную мудрость, проявленную на постах председателя Совета Министров и генерального секретаря ЦК партии.

Высший законодательный орган страны Сталин не возглавлял потому, что и без того законодательная власть полностью ему подчинялась. Он мог провести в Верховном Совете любой закон, даже самый драконовский. Никто не смел ему возражать. Демократические процедуры по выборам в ЦК ВКП(б) и Верховный Совет СССР соблюдались формально, так как действовал номенклатурный принцип подбора кадров в партийные и советские органы. Без санкции Сталина никто не мог занять высокий пост ни в правящей Коммунистической партии, ни в государственных органах.

Уверовав в свою непогрешимость, Сталин подменил коллегиальное руководство совещаниями с доверенными лицами. В конце 40-х начале 50 - х гг. его ближайшими помощниками были Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.А. Булганин, Н.С. Хрущев. Но абсолютного доверия вождя они не имели: к концу жизни Сталин стал чрезмерно подозрительным.

Жесткая карательно - репрессивная система власти и управления страной, «драконовские» законы в отношении населения и особенно солдат - победителей, существовавшие при Сталине, не отвечали послевоенному развитию советского общества. Недовольство сталинскими методами управления государством в верхних эшелонах власти и в партийной элите заметно возросло после победы в Великой Отечественной войне.

Борьба за власть. После смерти Сталина 5 марта 1953 г. во главе движения за демократическое обновление советского государства и общества оказался Н.С. Хрущев. Находясь в сталинском окружении, Хрущев был причастен к сталинским репрессиям, и открыто против вождя при его жизни не выступал. Во время войны с немецко - фашистскими захватчиками Н.С. Хрущеву как члену Военного совета одного из фронтов было присвоено воинское звание «генерал - лейтенант». После окончания войны Хрущев руководил Украиной на посту председателя Совета Министров УССР и в качестве первого секретаря ЦК Компартии Украины. С декабря 1949 г. по март 1953 г. Никита Сергеевич работал первым секретарем Московского горкома партии и одновременно исполнял обязанности секретаря ЦК партии.

Кроме Н.С. Хрущева на высший государственный пост после смерти вождя претендовали представители так называемой старой сталинской гвардии. Они считали себя продолжателями дела Сталина. Г.М. Маленков, ставший после смерти вождя председателем Совета Министров СССР, занимал по советской «Табели о рангах» более высокую ступень, чем Н.С. Хрущев. К.Е. Ворошилов после смерти Сталина находился на посту председателя Президиума Верховного Совета СССР, возглавляя законодательную ветвь власти. Л.П. Берия, занимая пост силового министра, сохранил свое руководство органами внутренних дел. Кроме того, Берия считал себя личным другом Сталина, то есть был его единомышленником и особо приближенным к «императору». Н.А. Булганин занял пост министра обороны и как силовой министр обладал значительным весом в правительстве. В.М. Молотов, ближайший соратник Сталина, и после его смерти оставался министром иностранных дел.

Н.С. Хрущев после смерти Сталина не получилникаких высоких государственных должностей и оставался «рядовым» секретарем ЦК партии. Чтобы возглавить государство, он должен был отстранить других сталинских выдвиженцев от руководства страной. Для этого требовалась большая подковерная борьба и многочисленные интриги. Хрущев оказался мастером аппаратных игр. Ему удалось вытеснить наследников Сталина сначала из Президиума ЦК КПСС (Политбюро), а затем из других властных структур. Так, 14 марта 1953 г. Хрущеву удалось провести решение Пленума ЦК о нецелесообразности совмещения функций председателя Совмина и секретаря ЦК, которые исполнял Г.М.Маленков. В результате Маленков остался только главой исполнительной власти, а Хрущеву досталась вся партийная власть. Кстати, именно через аппарат ЦК в апреле 1922 г. Сталин захватил власть сначала в партии, а затем и в государстве. История повторилась.

Арест Берии. Хрущев не сомневался в том, что Л. Берия готовит заговор с целью захвата власти в стране. Возросшая активность Берии заставила объединиться всех членов высшего руководства советского государства, включая Маленкова, Булганина, Молотова, которые стали опасаться за свою жизнь. Они хорошо знали методы Берии, поэтому сплотились вокруг Хрущева, чтобы не допустить прихода Берии к высшей государственной власти.

Хрущев организовал самый настоящий заговор, действовал осторожно, соблюдая конспирацию. Ему удалось убедить маршала Г.К. Жукова в случае необходимости применить военную силу и нейтрализовать попытки подразделений госбезопасности вступиться за своего министра. Булганина он склонил на свою сторону еще в марте, сразу после смерти Сталина. Нетрудно было заручиться и поддержкой Жукова. Но невозможно было осуществить смещение и арест Берии без поддержки Маленкова. Хрущев, однако, рискнул переговорить с ним без свидетелей и склонить его на свою сторону, показав на примерах, что Берия мало считается с их мнением, стремится восстановить прежнее положение органов МВД, стоявших еще недавно над партийным и правительственным аппаратом. Маленков обсудил вопрос об аресте Берии с Ворошиловым, который одобрил идею Хрущева.

Когда заговор против Берии был окончательно подготовлен, Хрущев на заседании Президиума ЦК КПСС 26 июня 1953 г. открыто заявил, что Берия не коммунист, а карьерист, которому не место в партии. Хрущева поддержали в своих выступлениях Молотов, Булганин и другие. Когда дело дошло до конкретных решений, Хрущев предложил немедленно освободить Берию от всех занимаемых им постов. Члены Президиума еще не успели проголосовать, как в зал заседаний вошли десять военных во главе с маршалом Жуковым, которые ранее находились в смежной комнате. Берию поместили в комнату близ кабинета Маленкова. Опасались, что охрана Кремля или работники МВД предпримут попытку освободить своего «шефа». По приказу Г.К. Жукова в Москву на всякий случай вошли танковая Кантемировская и мотострелковая Таманская дивизии. В машине одного из маршалов Берия был вывезен из Кремля. Тюрьмой для него стало одно из бомбоубежищ при штабе командующего войсками Московского округа ПВО генерала К. Москаленко. Комната, куда был помещен Берия, охранялась днем и ночью не только снаружи, но и изнутри.

Хрущевская «оттепель». В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС.Началась «хрущевская оттепель», его государственно-правовые реформы. С приходом к власти Н.С. Хрущева пошел медленный, но неизбежный развал советской тоталитарной системы. При Хрущеве командно - бюрократические методы руководства страной и экономикой не утратились, но видоизменились.

Были упразднены сталинские репрессивные органы Особое совещание и внесудебные «тройки». Деятельность органов безопасности была поставлена под партийный контроль, началось их кадровое укрепление. От руководящих постов были отстранены последователи и бывшие соратники Сталина. Хрущев назначил Г.К. Жукова министром обороны СССР вместо К.Е. Ворошилова. 17 декабря 1953 г. Прокуратура СССР объявила об окончании следствия по делу Л. Берии и группы его соучастников. Сообщалось также, что дело Берии рассмотрит Специальное Судебное присутствие Верховного суда СССР на основе закона от 1 декабря 1934 г. Этот закон был принят в день убийства С.М. Кирова и предусматривал упрощенное и ускоренное судопроизводство, проводимое без участия сторон. Приговор приводился в исполнение немедленно.Поэтому суд над Берией был недолгий, и вскоре он был расстрелян как английский шпион и враг народа.

После устранения Берии реорганизации подверглись в правоохранительные органы. В марте 1954 г. был выделен из МВД СССР и образован Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. Был восстановлен принцип двойного подчинения в организационном построении органов внутренних дел: по вертикали вплоть до союзного МВД и по горизонтали местным органам власти.

Постепенно восстанавливались принципы организации и деятельности органов прокуратуры, нарушенные в условиях культа личности Сталина. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре, в котором высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами и учреждениями, отдельными должностными лицами, а также гражданами возлагался на генерального прокурора СССР.

Широкое распространение получили добровольные народные дружины (ДНД) по охране общественного порядка. Они создавались из местного населения и в свободное от работы время совместно с подразделениями милиции участвовали в поддержании порядка на улицах городов и поселков городского типа.

Развенчание культа личности Сталина. По распоряжению Хрущева был прекращен выпуск книг и брошюр Сталина. Пресса получила указание больше не возвеличивать имя вождя, а в кабинетах со стен сняли его портреты. Это стало первыми шагами по борьбе с культом личности.

Культ Сталина был развенчан Н.С. Хрущевым на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 г. Откровения Н.С. Хрущева на ночном заседании съезда, как вспоминали очевидцы, шокировалимногих партийно-советских работников и рядовых членов партии. Потрясенные делегаты и немногие гости молча слушали этот доклад, лишь изредка прерывая Хрущева возгласами изумления и возмущения. Хрущев говорил о массовых незаконных репрессиях, санкционированных Сталиным, о конфликте между Лениным и Сталиным в последние месяцы жизни вождя Октябрьской революции и о его предложении сместить Сталина с поста генсека. Хрущев говорил о многих сомнительных обстоятельствах убийства Кирова и недвусмысленно намекал на возможную причастность Сталина к этому убийству. Хрущев пролил свет на грубые просчеты Сталина в предвоенный период, подчеркнув его растерянность в первые дни войны и фактическое дезертирство Иосифа Виссарионовича со своих постов в это самое трудное время. На Сталина докладчик возлагал ответственность за поражения Красной Армии в 1941–1942 гг. и оккупацию громадных территорий Советского Союза, а также за глубокий кризис советского сельского хозяйства, за грубые ошибки в советской внешней политике и проч. В секретном докладе Хрущев разоблачил также деятельность ближайших подручных Сталина Ежова, Берии, Маленкова, Кагановича, Молотова. Устранение последствий сталинизма. После ХХ съезда упразднялось понятие «враг народа», дававшее основание для сталинских репрессий. По предложению Хрущева было создано более 90 специальных комиссий, которые имели право рассматривать дела заключенных непосредственно на местах. Комиссии временно наделялись правами Президиума Верховного Совета СССР и могли производить реабилитацию, помилование, снижение сроков заключения. В результате деятельности этих комиссий из тюрем и лагерей были выпущены десятки тысяч советских людей, которые были при Сталине незаконно осуждены. В основном это были политзаключенные. Получили свободу даже оставшиеся в живых меньшевики, анархисты, эсеры, которые находились в тюрьмах, лагерях и ссылке по 25 30 лет.

Н.С. Хрущев в докладе на XX съезде КПСС не только развенчал культ личности Сталина, но и провозгласил необходимость демократизации государственной жизни, преодоления чрезмерного централизма, сложившегося в годы упрочнения административно - командной системы.

В январе 1957 г. по инициативе реформатора ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами». В результате принятых мер по реализации партийного постановления деятельность Советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий, созданных при местных органах власти.

В феврале 1957 г. были реабилитированы народности, депортированные со своих мест в годы Великой Отечественной войны: чеченцы, ингуши, балкарцы, калмыки, карачаевцы. Была восстановлена Чечено - Ингушская АССР, образованы Кабардино - Балкарская АССР, Карачаево - Черкесская автономная область, Калмыцкая автономная область. Остались нерешенными вопросы с расселением немцев Поволжья и крымских татар. По распоряжению Н.С. Хрущева от 19 февраля 1954 г. Крымская область была выведена из состава РСФСР и передана в состав Украины.

Первая попытка отстранить Хрущева от власти. Многие действия Хрущева, особенно по развенчанию культа личности Сталина не нравились его соратникам. Главное обвинение, которое ставилось реформатору в вину, состояло в том, что он подорвал авторитет КПСС в международном коммунистическом движении. Речь, по сути, шла о пересмотре решений ХХ съезда КПСС, разоблачившего культ личности Сталина. Дождавшись удобного момента, когда Н.С.Хрущев отсутствовал в стране, * Молотов, Маленков и Каганович принялись спешно готовить заседание Президиума ЦК с вопросом о его смещении с поста первого секретаря ЦК КПСС. Президиум ЦК вынес решение о смещении Хрущева, но тот, поддержанный своими сторонниками, отказался подчиниться этому решению. Он потребовал созыва пленума, который безоговорочно поддержал реформатора. Сговор против Хрущева потерпел провал. В сложившихся условиях оппозиционеры решили выступить с покаянными речами, после которых большая их часть была снята со своих высоких постов, уволена на пенсию или переведена с понижением.

Преобразования Н.С. Хрущева. Укрепив свою власть, Н.С.Хрущев продолжил курс на демократизацию государственной жизни, децентрализацию и расширение прав союзных республик, проведение аграрной реформы и т.д.

Союзные республики получили больше прав в области планирования, капитального строительства, бюджетной политики, оплаты труда. Они могли теперь осуществлять также судебное законодательство и непосредственное руководство органами внутренних дел, расположенными на их территории. К их ведению было отнесено принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов. За Союзом ССР осталось право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия. Одновременно были расширены права союзных республик в области решения вопросов областного, краевого административно - территориального деления. Все это признак децентрализации управления. Здесь сказался, видимо, опыт Н.С. Хрущева по руководству союзной республикой УССР.

Во второй половине 50 - х гг. по инициативе Н.С. Хрущева вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них создавались Совнархозы, которые получили право руководить местной промышленностью. В их ведение из центра было передано свыше 11 тыс. промышленных, строительных и транспортных организаций. Совнархозы подчинялись непосредственно Совминам союзных республик. Однако их местнические интересы мешали производственным связям «по горизонтали», то есть с соседними регионами. Видимо, по этой причине централизованная система управления была восстановлена самим же Н.С. Хрущевым к марту 1963 г.

В конце 50 - х начале 60 - х гг. по инициативе реформатора произошел пересмотр почти всего законодательства Союза ССР. Были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы уголовного судопроизводства, Основы законодательства о судопроизводстве Союза ССР, союзных и автономных республик, Основы исправительно - трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. Одновременно были переработаны Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы гражданского законодательства, Основы гражданского судопроизводства, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Вслед за этим в союзных республиках были приняты кодексы по этим отраслям законодательства.

Важнейшей заслугой руководителя государства явилось всестороннее развитие и укрепление Вооруженных Сил СССР. В этот период благодаря усилиям советских ученых, конструкторов, рабочих и специалистов были созданы межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными и водородными зарядами, атомные подводные лодки и другое современное вооружение и боевая техника.

Появление оружия стратегического сдерживания позволило не только укрепить обороноспособность государства, но и более чем на 2 млн человек сократить численность армии и флота. Это сокращение снизило неоправданные государственные расходы, высвободило дополнительные кадры для различных отраслей экономики, в том числе развивающихся радиоэлектроники, нефтехимии, авиастроения, приборостроения и др.

Однако некоторые административные реформы, проведенные Н.С.Хрущевым, находились на грани отсутствия здравого смысла. К ним с полным основанием можно отнести разделение в конце 1962 г. краевых, областных, районных Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские.

Реформы Н.С.Хрущева в сельском хозяйстве. Понимая важность аграрного сектора в обеспечении населения страны продовольствием, в поставке сырья для промышленности, Хрущев предпринял ряд мер по его укреплению. По его указанию произошло списание долгов за прошлые годы. Одновременно колхозам и совхозам была передана техника из МТС на условиях ее последующего выкупа, что значительно укрепило их материально - техническую базу.

В августе 1953 г. вышел закон о сельскохозяйственном налоге, который значительно уменьшил налоговую нагрузку колхозов, совхозов, а также личных подсобных хозяйств. Одновременно государство повысило закупочные цены на зерно, молоко, мясо и другие сельскохозяйственные продукты, что, безусловно, положительно сказалось на экономическом состоянии аграрного сектора.

В феврале 1954 г. Н.С. Хрущев выступил инициатором освоения целинных и залежных земель. Для руководства освоением целины в Казахстан направился Л.И. Брежнев. Пахотный клин страны вскоре был увеличен на 60 млн га.

В марте 1955 г. постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» отменялся старый порядок детализированного планирования в колхозах. По новым правилам райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок, а более детальное планирование своего производства стали осуществлять сами колхозы.

В марте 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управления делами артели», в котором колхозникам на их общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозартели. Сами колхозы могли теперь определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее. При этом общие принципы Устава (неделимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе.

Однако одновременно в марте 1956 г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР, запрещающее увеличивать приусадебные участки селян за счет общественных земель. Оно рекомендовало местным органам власти урезать уже имеющие площади до 15 25 сотокна семью. Рекомендовалось также ограничить количество домашнего скота на сельском частном (вернее, личном) подворье. Это якобы отвлекает селян от основной работы в колхозе или совхозе.

3 мая 1956 г. принимается решение о преобразовании колхозов, то есть коллективных хозяйств, в совхозы, в сельскохозяйственные государственные предприятия. Совхозы и колхозы, уцелевшие после преобразования, длительное время существовали независимо друг от друга, являясь самостоятельными сельскохозяйственными единицами.

С 1958 г. были отменены обязательные поставки сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в коллективных хозяйствах: вводились ежемесячное авансирование и денежная форма оплаты труда колхозников. Все эти реформы, без сомнения, улучшили жизнь тружеников села.

Перечисляя положительные сдвиги в сельскохозяйственной сфере, нельзя не отметить и целый ряд недостатков при ее реформировании. Так, 20 августа 1958 г. было издано одно из самых нелепых и вредных постановлений Бюро ЦК КПСС по РСФСР «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках». Казалось бы, постановление правящей партии касается разведения скота только в городах и поселках городского типа. Каждый разумный человек подумает, а зачем, собственно, держать в городе скотину? Для этого есть колхозы, совхозы, личные подворья в сельской местности, наконец. Но надо знать советского бюрократа, его постоянное желание выслужиться, отрапортовать, блеснуть цифрами по выполнению указаний партии и правительства.

В результате активных действий «головотяпов» по данному постановлению в СССР произошло резкое сокращение поголовья скота. Как следствие этой печальной статистики, миллионы семей, прежде сами обеспечивавших себя молоком и мясом, были вынуждены перейти на снабжение из государственных магазинов. Разумеется, это сильно ударило по карману советских граждан, уменьшило их семейные бюджеты.

На наш взгляд, сельскохозяйственным реформам Н.С. Хрущева не хватило последовательности, научной взвешенности, контроля за исполнением принимаемых решений, достаточного финансирования. Поэтому они не были доведены до конца. С 1962 г. началась массовая закупка зерна за границей,

1. Перестройка — период в истории СССР, в ходе которого про­изошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР.

Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева — профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 г. на Апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС.

2. Первоначально новая политика называлась не «перестройка», а «ускорение и перестройка», причем термин «ускорение» употреблялся гораздо чаще.

«Ускорение» подразумевало резкое увеличение производительности труда, экономический рост за счет полного раскрытия «экономического потенциала социализма». Курс на «ускорение и перестройку» был закреплен XXVII съездом КПСС, состоявшимся в феврале — марте 1986 г. XXVII съезд КПСС поставил перед страной беспрецедентную и почти нереальную задачу — только за 15 лет (1986 — 2000) построить в СССР столько же новых предприятий и выпустить столько же продукции, сколько было выпущено за все предыдущие 70 лет советской власти. Т.е. перекрыть по объему выпущенной продукции первые пятилетки, военные годы, послевоенное восстановление, хрущевскую и брежневскую эпоху — всего за 15 лет удвоить весь промышленный потенциал СССР. Именно в этом был смысл «ускорения».

Если в годы сталинских первых пятилеток вся страна днем и ночью трудилась и «жила» индустриализацией (которая по своим масштабам была гораздо скромнее замыслов М.С. Горбачева за 15 лет удвоить 70-летний промышленный потенциал), то, объявив об «ускорении», партия вскоре «забыла» о грандиозной задаче и переключилась на новые дела. Термин " ускорение' вскоре вышел из оборота и к концу 1986 — 1987 гг. от первоначального «ускорение и перестройка» остался только второй термин — «перестройка».

Перестройка длилась 6 лет (1985 — 1991) и в своем развитии прошла три основных этапа:

— 1985 — 1988 гг. (до XIX партийной конференции) — поиск путей развития, преобразования в рамках существовавшей партийно-политической системы;

— 1988 — 1990 гг. — реформа политической системы после XIX партконференции, учреждение и усиление парламентаризма;

— 1990 — 1991 гг. — период дезинтеграции и распада СССР.

3. Перестройка на начальном этапе (1985 — 1988) выражалась в:

— значительном обновлении и омоложении руководителей всех уровней (было заменено более 66% первых секретарей обкомов (руководителей областей), большая часть руководителей союзных республик и членов правительства);

— поисках путей «ускорения» экономического развития (введении хозрасчета на предприятиях, выборах директоров, возрождении кооперации, выдвижении экономических программных целей — например, дать каждой советской семье отдельную квартиру к 2000 году);

— проведении политики гласности — открытом освещении негативных сторон жизни общества, критики деятельности И. Сталина и Л. Брежнева, на которых была возложена вина за «деформации» социализма;

— инициативах во внешней политике, например, односторонний запрет ядерных испытаний, попытки улучшить советско-американские отношения.

К достижениям первого этапа перестройки можно отнести:

— реальное омоложение кадров, смещение наиболее одиозных фигур брежневской эпохи (В. Гришина, Д. Кунаева, Н. Тихонова и др.), выдвижение ряда современно мыслящих руководителей (Б. Ельцина, Н. Назарбаева, В. Черномырдина, Е. Примакова и др.);

— раскрепощение обстановки в обществе, очищение от ряда изживших себя догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего;

— значительное улучшение советско-американских отношений, снижение напряженности в мире.

В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок:

— частое расхождение слова и дела;

— отсутствие четкого плана преобразований, размытость целей, «стихийность перестройки»;

— недостаточное понимание руководством менталитета народа и сложившихся традиций, неумение правильно оценить вос­приятие народом тех или иных шагов;

— выдвижение прожектерских и заведомо невыполнимых планов;

— непоследовательность в проведении реформ;

— чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей;

— пренебрежение национальными интересами в угоду западным странам.

Данные ошибки во многом предопределили кризис перестройки, который начался в 1988 г. и нарастал вплоть до 1991 г. — краха КПСС и распада СССР. Символами кризиса перестройки стали:

— «дело Ельцина» — смещение с должности и травля в 1987 — 1988 гг. первого секретаря Московского горкома партии Б.Н. Ельцина, предсказавшего на Октябрьском 1987 г. пленуме ЦК КПСС кризис перестройки и призвавшего к большей последовательности и решительности в реформах;

— беспрепятственный перелет в 1987 г. через государственную границу СССР немецкого летчика-любителя М. Руста и его приземление в центре Москвы вблизи Кремля, что продемонстрировало низкую боеготовность Вооруженных Сил;

— чернобыльская катастрофа 1986 г. (высветила преступную халатность персонала);

— падение авторитета КПСС в целом;

— падение нравов молодежи; распространение порнографии, наркомании и проституции;

— межнациональные конфликты (беспорядки в Казахстане в 1986 г., волнения в Прибалтике и местах проживания крымских татар в 1987 г., вооруженные столкновения между азербайджанцами и армянами в Сумгаите в 1988 г.);

— иные негативные явления.

4. Попыткой выйти из зарождающегося кризиса стала XIX Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся 28 июня 1 июля 1988 г. в Москве. Фактически (и по составу, и по значимости принятых решений) это был внеочередной съезд партии, однако тогдашнее руководство не решилось придать данному форуму статус съезда и назвало его конференцией (на тот момент конференции КПСС в СССР давно вышли из моды; предыдущая, XVIII партконференция состоялась в 1941 г.). Главным итогом XIX партконференции стало принятие решения о проведении политической реформы в СССР. Политическая реформа заключалась в:

— возрождении и претворении в жизнь лозунга ленинских времен " Вся власть — советами;

— превращении советов из номинальных органов — в реальные органы власти на всех уровнях;

— учреждении нового («хорошо забытого старого») политического органа — Съезда народных депутатов СССР (возрождении традиции периодического проведения съездов советов, имевшей место в 1917 — 1936 гг.);

— проведении альтернативных выборов съезда народных депутатов СССР, съездов (верховных советов) союзных республик и иных советов всех уровней.

XIX партконферениия 1988 г. стала переломным событием всей перестройки, изменившим ее ход:

— до XIX партконференции перестройка проходила на уровне дис­куссий, но не затрагивала сложившуюся систему партийно-государственной власти;

— после XIX партконференции начались первые шаги по демонтажу сложившейся системы власти, которая перестала быть недосягаемой и независимой от народа;

— на уровне СССР и союзных республик были учреждены избираемые парламенты, которые стали новыми центрами власти, альтернативными партии.

Во исполнение решений XIX партконференции осенью 1988 г. были внесены существенные поправки в Конституцию СССР 1977 г. (самые серьезные с момента ее принятия). В качестве высшего органа государственной власти в СССР учреждался съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов СССР как орган власти имел следующие особенности:

— состоял из 2250 депутатов;

— треть депутатов избиралась народом путем прямых выборов от территориальных округов;

— треть избиралась от административно-территориальных и национальных образований;

— треть избиралась от общественных организаций (партии, комсомола, профсоюзов и т. д.) без всенародного голосования;

— учреждался институт окружных избирательных комиссий, наде­ленных широкими полномочиями. В результате чего далеко не каждый желающий мог стать кандидатом в депутаты. Окружные комиссии, подобранные местными органами КПСС, создавались в каждом округе и отсеивали неугодных путем проведения отрежиссированных «собраний избирателей». Из множества желаюших комиссии «выдвигали» только двух кандидатов (в редких случаях — больше), заранее согласованных с партийными органами;

— имел двухступенчатую структуру — из своего состава съезд избирал Верховный Совет (меньшая часть депутатов), который работал постоянно, а большинство депутатов собирались 2 раза в год на съезд для принятия особо важных решений.

Выборы съезда народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 г. Подавляющее большинство избранных депутатов являлись ставленниками КПСС. Избрание депутатов от территориальных округов, несмотря на все сложности избирательного законодательства, дало возможность «прорваться» в число депутатов некоторым оппозиционным кандидатам, среди которых были Г. Попов, Б. Ельцин, Ю. Афанасьев и др. / съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая — 9 июня 1989 г. в Москве. Историческое значение данного съезда было в том, что:

— был получен первый опыт парламентаризма в СССР;

— был сформирован Верховный Совет СССР (Председателем Верховного Совета избран М.С. Горбачев);

— съезд дал возможность вернуться в большую политику Б.Н. Ельцину — будущему Президенту России;

— съезд открыл для советского народа новую /ыеяду политиков, значительно повлиявших на ситуацию в стране в конце 1980-х — начале 1990-х гг.: А. Собчака, А. Сахарова, Г. Попова и др.;

— впервые в истории СССР была сформирована оппозшщя, выступившая с критикой КПСС и советского строя (первоначально — «межрегиональная депутатская группа», сопредседатели — А. Сахаров, Б. Ельцин, Г. Попов. Ю. Афанасьев. Ю. Пальм).

Впоследствии съезды народных депутатов стали привычным событием и не вызывали такого ажиотажа, как I съезд. Главный результат выборов и проведения Съезда народных депутатов СССР — зарождение в стране второго центра власти, альтернативного ЦК КПСС и Политбюро. После учреждения съезда народных депутатов в СССР значимость ЦК КПСС, Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС стала снижаться. Центр политической жизни перешел в парламент.


В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось.

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

· СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

· СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

· политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Последствия:

· распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

· коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

· разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР;

· возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).

 

 

 

1. Политическая либерализация привела к росту числа неформальных группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. п.). Весной 1988 г. сформировался Демократический блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки.

В Верховном Совете сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

Стали образовывать политические партии. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности.

2. Распад социалистического лагеря («бархатная революция» в Чехословакии (1989), события в Румынии (1989), объединение Германии и исчезновение ГДР (1990), реформы в Венгрии, Польше и Болгарии.)

3. Рост националистического движения, Его причинами были ухудшение экономического положения в национальных регионах, конфликт местных властей с «центром»). Начались столкновения на национальной почве, с 1987 г. национальные движения приобрели организованный характер (движение крымских татар, движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, движение за независимость Прибалтики и пр.)

В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик.

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ. Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране.

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР, которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума. Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного фронта была провозглашена борьба за независимость Украины; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты, принял программу перехода к суверенной Грузии. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик.

Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик.

4. В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направленная на борьбу с теневой экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. Население выражало недовольство дефицитом продовольствия и необходимых товаров.

Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

5. В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, кроме того, резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих.

В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие — на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле — августе 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Много вопросов как о международном, так и о внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

6. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. На улицах столицы появилась бронетехника.

Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения.

Нерешительность членов ГКЧП, раскол в войсках, сопротивление населения больших городов (Москвы, Ленинграда и др.), поддержка, оказанная Президенту РСФСР Ельцину рядом правительств стран мира, и пр. обусловили неудачу попытки восстановить порядок в стране.

Вернувшийся 22 августа в Москву Горбачев утратил политическую инициативу, влияние и власть. После августовских событий процесс распада СССР и ликвидации институтов центральной власти ускорился.

Был распущен ЦК КПСС, деятельность партии приост


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.053 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал