![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура поведенческого актаСтр 1 из 3Следующая ⇒
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ
1. Что такое рефлекс? 2. Виды рефлексов.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ: Задание №1. Ответьте на вопросы: 1. Что такое безусловный рефлекс? 2. Что такое условный рефлекс? 3. Перечислите основные виды безусловных рефлексов; 4. Перечислите основные виды условных рефлексов; 5. Дайте определение памяти; 6. Какие виды памяти существуют?
Задание №2. Объясните, что означают следующие термины: при выкание (или габитуация), сенситизация; Задание №3. Решите следующие задачи: 1. Известно, что при выработке условных рефлексов сила условного раздражителя не должна превышать силу безусловного раздражителя. В противном случае условный рефлекс выработать не удастся. Вопросы: 1.Почему? 2.Какое будет поведение у собаки при действии сильного условного раздражителя и слабого безусловного раздражителя? 2. У собаки выработали условный пищевой рефлекс (выделение слюны) на сигнальный раздражитель в виде светящегося круга. При включении раздражителя в виде светящегося эллипса также выделялась слюна (пища не предъявлялась). После нескольких включений светящегося эллипса слюна перестала выделяться. Вопросы: 1.Что произошло с условным рефлексом при включении светящегося эллипса? 2.Можно ли восстановить условный рефлекс при включении светящегося эллипса. 3.Как изменится поведение собаки, если постепенно светящийся эллипс приближать по форме к светящемуся кругу? 3. У собаки выработан пищевой условный рефлекс на световой раздражитель в камере с двусторонним подкреплением. С одной стороны в камеру подавалась вода, а с другой стороны подавалась пища. Вопросы: 1.В какую сторону и в зависимости от чего побежит собака при включении условного раздражителя? 2.Как называется состояние мозга, которое формирует соответствующее поведение? 3.Как изменится поведение экспериментальной собаки при появлении рядом другой собаки? 4. Собака в течение суток не получала пищу и воду. Затем ее ввели в комнату, в одном углу которой для нее была приготовлена пища, а в другом - вода. Вопросы: 1.Каково наиболее вероятное поведение животного? 2.Какая мотивация будет доминировать и почему? 5. Студент собирается ехать в институт на занятия, но замок в его квартире сломался, и он не смог выйти из нее до вечера. Вопрос: Что произойдёт с функциональной системой поведения студента? 6. Студент поехал в институт, но при входе в метро обнаружил, что забыл деньги и проездной билет. Вопрос: Какому звену функциональной системы поведения будет соответствовать его решение? Какие действия может предпринять студент? 7. Студент посетил все лекции, успешно сдавал зачеты и на экзамене получил отличную оценку. Вопросы: 1.Какое состояние возникло у студента после сдачи экзамена? 2.Что произойдёт с его функциональной системой поведения? 8. Военнослужащий просыпается каждое утро ровно в 6ч.30мин. Вопрос: Является ли эта реакция условным рефлексом? Если да, то к какому виду его отнести? 9. У собаки при выработке условного рефлекса слюна выделилась не только на свет, но и на впервые поданный звук. Вопросы: 1.Чем это обусловлено? 2.Какой стадии выработки условного рефлекса это явление соответствует? 10. Несмотря на свой возраст, 80-летняя женщина помнит стихи, которые заучивала ещё в школе. Вопрос: Что является основой такого вида памяти? 11. Как в свете учения И.П. Павлова об условных рефлексах трактовать смысл народных пословиц: «старого воробья на мякине не проведёшь», «пуганая ворона и куста боится» или «обжегшись на молоке, станешь дуть на воду». Задание №4. Тестовый контроль: 1. Что такое высшая нервная деятельность (ВНД)?: А) совокупность реакций, направленных на объединение, интеграцию функций всего организма; В) совокупность реакций организма, возникающих при стрессе; С) поведение организма, в результате которого изменяется его соотношение с внешней средой при обязательном участии коры больших полушарий и ближайшей подкорки; D) свойственное человеку и не свойственное животным речевое общение. 2. Что такое инстинкт?: А) любой безусловный рефлекс; В) рефлекс, приобретенный организмом в процессе индивидуального развития; С) совокупность нескольких условных рефлексов, следующих друг за другом; D) цепь сложных безусловных рефлексов. 3. Что из перечисленного не относится к инстинктам?: А) выхаживание потомства; В) функционирование второй сигнальной системы; С) добывание пищи; D) борьба за выживание в экстремальных условиях. 4. Что такое ориентировочный рефлекс?: А) условный рефлекс на свет или звук; В) рефлекторное перемещение на север при нахождении в незнакомой обстановке; С) реакция на любое быстро происходящее изменение окружающей среды, проявляющееся установкой анализаторов в сторону раздражителя; D) пищевой инстинкт голодного животного, находящегося пищу по запаху. 5. Чем отличается ориентировочный рефлекс от других безусловных рефлексов?: А) не отличается; В) возникает только на сверхпороговые раздражения; С) исчезает при удалении коры больших полушарий; D) быстро угасает при повторных одноименных раздражениях. 6. Что такое условный рефлекс?: А) врожденный рефлекс; В) любой вегетативный рефлекс; С) рефлекс, приобретенный организмом в процессе индивидуального развития; D) цепь безусловных рефлексов. 7. Какой из перечисленных рефлексов относится к условным?: А) слюноотделение в ответ на введение пищи в полость рта; В) отдергивание конечности в ответ на укол; С) отделение желудочного сока в ответ на звук, сопровождающий сервировку обеденного стола; D) ориентировочная реакция на появление нового светового раздражителя. 8. Чем отличаются условный и безусловный рефлексы по способу приобретения?: А) не отличаются; В) условный рефлекс - врожденный, безусловный приобретается в течение жизни; С) безусловный рефлекс - врожденный, условный приобретается в течение жизни; D) безусловные рефлексы вырабатываются на базе условных. 9. Чем отличаются условный и безусловный рефлексы по видовой принадлежности?: А) условный рефлекс индивидуальный, безусловный - принадлежит всем особям данного вида; В) безусловный рефлекс индивидуальный, условный принадлежит всем особям данного вида; С) не отличаются; D) безусловные рефлексы свойственны только человека, условные - только животным. 10. Чем отличаются условные и безусловные рефлексы по длительности сохранения?: А)условные рефлексы сохраняются всю жизнь, безусловные без подкрепления угасают; В) не отличаются; С) безусловные рефлексы сохраняются всю жизнь без подкрепления, условные требуют подкрепления; D) безусловные рефлексы сохраняются только в том случае, если не исчезли образовавшиеся на их основе условные. 11. Чем отличаются условные и безусловные рефлексы по биологическому значению?: А) не отличаются; В) безусловные рефлексы обеспечивают приспособление к окружающей среде, присущее всем видам животных, а условные - индивидуальное тонкое приспособление к меняющимся условиям внешней среды; С) условные рефлексы обеспечивают приспособление к тем безусловным рефлексам, которые присущи организму от рождения; D) безусловные рефлексы направлены на сохранение вида, а условные - на его исчезновение. 12. На каком уровне ЦНС функционируют дуги безусловных рефлексов?: А) на уровне коры головного мозга; В) на любом, кроме коры больших полушарий; С) не выше спинного мозга; D) только на уровне мозжечка. 13. На каком уровне ЦНС замыкаются дуги условных рефлексов у высших животных и человека?: А) на уровне коры головного мозга; В) на любом; С) на уровне подкорки; D) на уровне спинного мозга. 14. Сохраняются ли безусловные рефлексы после удаления коры больших полушарий головного мозга?: А) нет; В) у животных сохраняются, у человека - нет; С) у взрослых сохраняются, у детей - нет; D) да. 15. С какого рецептивного поля можно вызвать безусловный рефлекс?: А) с любого; В) только с рецептивных полей, расположенных на поверхности тела; С) с поверхности мозга; D) строго со " своего" индивидуального рецептивного поля. 16. С какого рецептивного поля можно выработать условный рефлекс?: А) для выработки условного рефлекса не нужно рецептивное поле; В) с любого; С) только с рецептивных полей органов чувств; D) только с рецептивных полей кожи. 17. Какой из принципов лежит в основе образования условного рефлекса?: А) временная связь между центрами коры, воспринимающими условное и безусловное раздражения, совпадающие по времени; В) постоянная связь между клетками коры и нейронами, входящими в состав дуг безусловных рефлексов; С) безусловное раздражение должно опережать условное; D) принцип окклюзии. 18. Какие изменения внешней и внутренней среды могут стать условными раздражителями?: А) любые, достигшие пороговой интенсивности и воспринятые корой больших полушарий; В) любые, независимо от интенсивности и способности воздействовать на анализаторы; С) только сверхпороговые; D) условный рефлекс можно выработать с помощью внешних и нельзя - с помощью внутренних раздражителей. 19. Что такое натуральный условный рефлекс?: А) врожденный; В) рефлекс на адекватный безусловный раздражитель; С) рефлекс на условный раздражитель, который в естественных условиях является свойством безусловного; D) рефлекс на условный раздражитель, в естественных условиях не связанный с действием безусловного. 20. Какой из перечисленных рефлексов является условным натуральным?: А) выделение слюны на вид мяса; В) выделение желудочного сока на звон посуды, возникающий при сервировке стола; С) отдергивание конечности при воздействии высокой температуры; D) цепь безусловных рефлексов, возникающая при выхаживании потомства. 21. Что такое искусственный условный рефлекс?: А) рефлекс на сверхпороговый безусловный раздражитель; В) рефлекс на условный раздражитель, действующий в естественных условиях вместе с безусловным; С) рефлекс на условный раздражитель, в естественных условиях не связанный с действием безусловного; D) рефлекс на адекватный безусловный раздражитель. 22. Что такое индифферентный раздражитель?: А) любой интерорецептивный раздражитель; В) раздражитель, сам по себе не вызывающий изучаемого рефлекторного ответа, но вызывающий ориентировочную реакцию; С) раздражитель, неадекватный для данного вида рецепторов; D) сверхпороговый раздражитель. 23. Какой раздражитель должен быть сильнее при выработке условного рефлекса?: А) условный должен быть сильнее безусловного; В) сила условного и безусловного раздражителей должна быть одинакова; С) не имеет значения; D) безусловный должен быть сильнее условного. 24. Какова зависимость между силой условного раздражителя и силой рефлекторного ответа?: А) обратно пропорциональная; В) такой зависимости нет, так как сила рефлекторного ответа зависит только от силы безусловного раздражителя; С) чем сильнее условный раздражитель, тем больше величина условного рефлекса, но до предела, за которым развивается торможение; D) прямо пропорциональная беспредельная. 25. В какой последовательности должны подаваться раздражители при выработке условного рефлекса?: А) в любой; В) вначале условный, затем индифферентный; С) вначале условный, затем безусловный; D) вначале безусловный, затем условный. 26. Какие условные рефлексы называются совпадающими?: А) условные рефлексы, одинаковые у разных особей данного вида; В) условные рефлексы, для выработки которых условный и безусловный раздражители подаются одновременно; С) два разных условных рефлекса на один и тот же раздражитель; D) один и тот же условный рефлекс на разные раздражители. 27. Какие условные рефлексы называют рефлексами первого порядка?: А) условные рефлексы, вырабатываемые у низших животных; В) условные рефлексы, вырабатываемых у детей; С) ориентировочные рефлексы; D) условные рефлексы, выработанные на базе безусловных. 28. Что такое условный рефлекс второго порядка?: А) условный рефлекс, выработанный на базе безусловного; В) условный рефлекс, который можно выработать только у человека; С) условный рефлекс, выработанный на базе условного рефлекса первого порядка; D) условный рефлекс, дуга которого замыкается в подкорке. 29. Как действует условный раздражитель на безусловный рефлекс, на базе которого он выработан?: А) не действует; В) усиливает и ускоряет безусловный рефлекс; С) ослабляет безусловный рефлекс; D) удлиняет время возникновения условного рефлекса. 30. На какой стадии выработки условных рефлексов происходит их генерализация?: А) на начальной; В) после получения стойкого условного рефлекса; С) условным рефлексам не свойственна генерализация; D) на любой. 31. Какое явление лежит в основе генерализации условного рефлекса?: А) торможение условного и безусловного раздражений; В) рефлекс " что такое"; С) дифференцировка; D) иррадиация возбуждения. 32. Что такое кратковременная память?: А) запоминание одного события или явления из всего происходящего; В) память ребенка; С) память, обеспечивающая выполнение текущих операций мышления; D) память на события, произошедшие недавно. 33. Что лежит в основе механизма кратковременной памяти?: А) реверберация импульсов по нейронным цепям; В) суммация возбуждения; С) положительная индукция; D) синтез белковых молекул в клетках большого мозга. 34. Что лежит в основе механизма долговременной памяти?: А) образование временной функциональной нервной связи; В) суммация возбуждения; С) синтез белковых молекул в клетках большого мозга, структурные изменения нейронов; D) отрицательная индукция. 35. Какой из перечисленных видов памяти есть только у человека?: А) образная; В) словесно-логическая; С) эмоциональная; D) долговременная. 36. Что такое «динамический стереотип»?: А) цепь безусловных рефлексов; В) цепь строго последовательных условных рефлексов; С) вид внутреннего торможения условных рефлексов; D) вид внешнего торможения условных рефлексов. 37. Что такое функциональная система по П.К. Анохину?: А) совокупность внутренних органов, выполняющих единую функцию (дыхание, пищеварение и т.п.); В) цепь строго последовательных условных рефлексов; С) динамическая саморегулирующаяся система, компоненты которой взаимодействуют для получения полезного приспособительного результата; D) рецептор, афферентный нервный путь и участок коры больших полушарий. 38. Когда формируется функциональная система сохранения целостности организма?: А) во внутриутробном периоде; В) при повреждении ткани; С) после устранения повреждения тканей; D) только после достижения половой зрелости. 39. Какова последовательность стадий функциональной системы поведения по П.К.Анохину?: А) афферентный синтез, эфферентный синтез, программа действия, действие; В) афферентный синтез, принятие решения, акцептор результата, программа действия, действие; С) афферентный синтез, принятие решения, программа действия, акцептор результата; D) принятие решения, акцептор результата, афферентный синтез, решение. 40. Какова последовательность стадий афферентного синтеза в функциональной системе поведения по П.К.Анохину?: А) пусковой стимул, память, доминирующая мотивация, обстановочная афферентация; В) доминирующая мотивация, обстановочная афферентация, программа действия; С) память, доминирующая мотивация, обратная афферентация, пусковой стимул; D) доминирующая мотивация, обстановочная афферентация, память, пусковой стимул. Ответы к тестам: 1-С; 2-Д; 3-В; 4-С; 5-Д; 6-С; 7-С; 8-С; 9-А; 10-С; 11-В; 12-В; 13-А; 14-Д; 15-Д; 16-В; 17-А; 18-А; 19-С; 20-А; 21-С; 22-В; 23-Д; 24-С; 25-С; 26-В; 27-Д; 28-С; 29-В; 30-А; 31-Д; 32-С; 33-А; 34-С; 35-В; 36-В; 37-В; 38-В; 39-В; 40-Д. РАЗДЕЛ: Физиология высшей нервной деятельности Занятие № 2 Торможение в ЦНС. Физиология сна
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ
1. Перечислите процессы, лежащие в основе деятельности ЦНС. 2. Основные ритмы ЭЭГ.
Задание для работы: Задание №1. Ответьте на следующие вопросы: 1. Дайте определение понятиям “внешнее торможение” и “внутреннее торможение” 2. Перечислите основные виды внутреннего торможения; 3. Характеристика каких процессов лежит в основе классификации типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову? 4. Перечислите основные типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову; 5. Что такое сон? 6. Назовите фазы сна; 7. Какие структуры мозга участвуют в поддержании состояний бодрствования и сна?
Задание №2. Объясните, что означают: парадоксальный сон, БДГ-сон.
Задание №3. Решите следующие задачи: 1. Студента утром разбудил будильник, и он рассказал, что видел сон. Вопросы: 1.В какую стадию сна, скорее всего, проснулся студент? 2.Что характерно для этой стадии сна? 3.Как эту стадию сна можно обнаружить у спящего человека? 2. Молодая мама, наблюдая за спящим младенцем, заметила у него движения глаз под прикрытыми веками, учащение дыхания. Вопросы: 1.Являются ли эти признаки патологией? 2.Почему? 3. Во время выработки условного рефлекса собаку отвлекали громкими звуками музыки. Вопросы: 1.Какое процесс в ЦНС возникнет у собаки? 2.К какому виду его можно отнести? 4. Собаке в качестве сигнального раздражителя предъявляли загорание оранжевой и жёлтой лампы одинаковой мощности. При этом подкреплением пищей эксперимент сопровождался только в первом случае. Вопросы: 1.Какое торможение разовьётся? 2.Какое явление лежит в его основе? 3.Какое биологическое значение оно имеет? 5. Демонстрируя студентам на лекции собаку с выработанным слюноотделительным рефлексом с предъявлением звукового сигнала в качестве сигнального раздражителя, лаборант ошибся и использовал очень громкий сигнал. Вопросы: 1.Удалось ли в этом случае продемонстрировать условный рефлекс? 2.Почему? 3.Каков механизм этого явления? 6. Даша, 7 лет, собираясь переходить дорогу, посмотрела на свет светофора и остановилась. Вопрос: Благодаря какому процессу ВНД это произошло? 7. У студента, готовящегося дома к предстоящему экзамену спустя 2 часа возникла сонливость. Вопрос: Почему и каков механизм этого явления? 8. Соседи характеризуют Н. как энергичного и решительного человека, готового помочь в трудной ситуации. Вопрос: К какому типу ВНД можно отнести Н.? 9. С детства К. был медлительным, но всегда аккуратно и точно выполнял поручения родителей. Вопросы: 1.Какой тип ВНД характеризует эти качества? 2.Могут ли они измениться с возрастом? 10. Коллеги за раздражительность и вспыльчивый характер прозвали Б. «фугасом». Вопросы: 1.К какому типу ВНД можно отнести Б.? 2.Из каких показателей возбудительного и тормозного процессов формируется такой тип? 11. Около 30 лет Т. руководил крупным предприятием. Выйдя на заслуженный пенсионный отдых Т. отметил ухудшение состояния здоровья: появилась бессонница, наблюдалось частое и стойкое повышение АД, боли в эпигастральной области. Вопрос: Какое нарушение ВНД возникло и почему? 12. На остановке автобуса люди ждут транспорта, которого долго нет. Вопросы: Какое поведение можно наблюдать: а) у человека с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности (холерик); б) у человека с сильным, уравновешенным и малоподвижным типом высшей нервной деятельности (флегматик); в) у человека с сильным, уравновешенным и подвижным типом высшей нервной деятельности (сангвиник); г) у человека со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолик). 13. Вы готовитесь к экзаменам. Тихо играет радио. Однако это не мешает вашей работе. Вопрос: Каков физиологический механизм описанного? 14. У человека выработан прочный условный рефлекс на включение звонка. Вопрос: Проявится ли у него условный рефлекс, если в качестве условного сигнала экспериментатор произнесёт слово «включаю звонок»? Задание №4. Тестовый контроль: 1. Какие виды торможения существуют в коре головного мозга?: А) в коре головного мозга нет торможения; В) пресинаптическое, постсинаптическое, возвратное торможение после возбуждения; С) внешнее и внутреннее; D) поверхностное и глубокое. 2. Какое торможение называют внешним?: А) условное; В) безусловное; С) любое, которое вызвано изменениями окружающей среды; D) гипнотическое. 3. Как выработать безусловное торможение?: А) его не нужно вырабатывать, так как оно является врожденным; В) путем сочетания условного и безусловного раздражителей; С) путем сочетания более двух безусловных раздражителей с одним условным; D) путем выработки нового условного рефлекса. 4. Какое явление лежит в основе безусловного торможения?: А) отрицательная индукция; В) положительная индукция; С) суммация возбуждения; D) доминанта. 5. Что такое отрицательная индукция?: А) возникновение одновременного процесса возбуждения вокруг очага торможения; В) возникновение одновременного процесса торможения вокруг очага торможения; С) распространение торможения, возникшего в одном участке, на всю кору головного мозга; D) распространение процесса торможения, возникшего в коре головного мозга, на ретикулярную формацию. 6. Что такое положительная индукция?: А) возникновение одновременного процесса торможения вокруг очага возбуждения; В) распространение возбуждения, возникшего в одном участке, на всю кору головного мозга; С) возникновение одновременного процесса возбуждения вокруг очага торможения; D) распространение возбуждения, возникшего в ретикулярной формации, на кору головного мозга. 7. Какие из перечисленных видов торможения относятся к внешнему?: А) угасательное и запаздывающее; В) условный тормоз и дифференцировка; С) запредельное и гаснущий тормоз; D) пресинаптическое и постсинаптическое. 8. При каких условиях проявляется гаснущий тормоз?: А) если во время выработки условного рефлекса появляется внешний раздражитель, вызывающий ориентировочную реакцию и снижение внимания; В) если во время условного рефлекса появляется сверхпороговый внешний раздражитель; С) если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным; D) если поочередно подается два близких, но не одинаковых по качеству условных раздражителя. 9. Какое торможение называют внутренним?: А) безусловное; В) любое, вызванное изменениями работы внутренних органов; С) любое, которое вызвано изменениями окружающей среды; D) условное. 10. Каким является внутреннее торможение?: А) врожденным; В) приобретенным; С) может быть как врожденным, так и приобретенным; D) патологическим. 11. Какие из перечисленных видов торможения не относятся к внутреннему?: А) гаснущий тормоз; В) угасание и дифференцировка; С) условный тормоз; D) запаздывательное. 12. Когда вырабатывается угасательное торможение?: А) угасательное торможение является врожденным; В) при действии сверхпорогового условного раздражителя; С) при прекращении подкрепления условного раздражителя безусловным; D) при попеременном действии двух сходных, но не одинаковых условных раздражителей. 13. Как долго сохраняется выработанный условный рефлекс?: А) всю жизнь; В) не более 1 года; С) пока условный сигнал подкрепляется безусловным раздражителем и сохраняет свое сигнальное значение; D) пока не выработается какой - либо новый условный рефлекс. 14. В каком случае условный рефлекс угасает?: А) если условный сигнал перестает подкрепляться безусловным раздражителем и теряет свое сигнальное значение; В) если безусловный раздражитель начинает превышать по силе условный; С) если выработался какой-либо новый условный рефлекс; D) условный рефлекс не угасает. 15. Когда вырабатывается запаздывательное торможение?: А) при прекращении подкрепления условного раздражителя безусловным; В) при действии двух близких условных раздражителей, один из которых подкрепляется безусловным раздражителем, а другой – нет; С) запаздывательное торможение является врожденным; D) при подаче безусловного раздражителя через 2-3 минуты после условного и на его фоне. 16. Когда вырабатывается дифференцировочное торможение?: А) при действии двух условных раздражителей одной и той же модальности, близких по сигнальному значению, но один из которых подкрепляется безусловным раздражителем, а другой нет; В) при действии сверхпорогового условного раздражителя; С) при прекращении подкрепления условного раздражителя безусловным; D) дифференцировочное торможение не вырабатывается, а является врожденным. 17. Когда вырабатывается условный тормоз?: А) при прекращении подкрепления условного раздражителя безусловным; В) при подаче безусловного раздражителя через 2 -3 минуты после условного; С) при действии двух близких условных раздражителей, один из которых подкрепляется безусловным, а другой - нет; D) при подаче вместе с положительным условным раздражителем индифферентного без их подкрепления безусловным раздражителем. 18. В каком возрасте у ребенка могут быть выработаны первые условные рефлексы?: А) на 7 - 10 день жизни; В) на 45 день жизни; С) после 6 месяца жизни; D) на втором году жизни. 19. С какого возраста у ребенка вырабатываются условные рефлексы на световые сигналы?: А) со 2 месяца жизни; В) к концу 1 года жизни; С) внутриутробно; D) c 9 месяца жизни. 20. Что такое невроз?: А) нарушение ВНД в результате раздражения определенных участков коры больших полушарий электрическим током; В) нарушение ВНД при разрушении определенных участков коры больших полушарий; С) функциональный " срыв" ВНД без каких-либо анатомических повреждений; D) агрессия животного после неудавшегося эксперимента. 21. Как влияет на развитие сна раздражение ретикулярной формации?: А) вызывает глубокий сон; В) вызывает поверхностный сон; С) вызывает пробуждение; D) не влияет. 22. Как влияет на развитие сна разрушение ретикулярной формации?: А) вызывает сон; В) вызывает стойкую бессонницу; С) не влияет; D) вызывает пробуждение. 23. Какой сон называют медленным, или ортодоксальным?: А) сон, во время которого на ЭЭГ регистрируются альфа-, тета-, дельта-ритм; В) сон, во время которого на ЭЭГ регистрируется бета-подобный ритм; С) сон животных в анабиозе; D) гипнотический. 24. Какой сон называют быстрым, или парадоксальным?: А) наркотический; В) сон, во время которого на ЭЭГ регистрируются альфа-, тета- и дельта-ритм; С) сон, во время которого на ЭЭГ регистрируется бета-подобный ритм; D) сон с регистрацией ритма бодрствования и мышечной активностью. 25. Как отличаются быстрый и медленный сон по глубине?: А) не отличается; В) быстрый - более глубокий, чем медленный; С) медленный – более глубокий, чем быстрый; D) у детей глубже быстрый сон, а у взрослых- медленный. 26. Каков порядок чередования быстрого и медленного сна?: А) через каждые 80 -90 минут быстрого сна – 15-20 минут медленного сна; В) через каждые 80-90 минут медленного сна -15-20 минут быстрого сна; С) через 5-6 часов медленного сна - 2-3 минуты быстрого сна; D) быстрый и медленный сон чередуются каждые 20 -30 минут. 27. Какие из перечисленных вегетативных реакций соответствуют фазе медленного сна?: А) учащение дыхания и пульса, повышение артериального давления, движение глазных яблок, сокращение мимических мышц; В) урежение дыхания и частоты сердечных сокращений, снижение артериального давления, температуры тела, обмена веществ; С) повышение тонуса мышц-сгибателей и снижение тонуса мышц-разгибателей; D) вегетативных изменений во время медленного сна не бывает. 28. Какие из перечисленных вегетативных реакций соответствуют фазе быстрого сна?: А) повышение тонуса мышц-сгибателей и снижение тонуса мышц-разгибателей; В) урежение дыхания и частоты сердечных сокращений, снижение артериального давления, температуры тела, обмена веществ, диуреза; С) учащение дыхания и пульса, повышение артериального давления, движение глазных яблок, сокращение мимических мышц; D) вегетативных изменений во время быстрого сна не бывает. 29. Когда человек чаще видит сновидения?: А) во время быстрого сна; В) во время медленного сна; С) только во время наркотического сна; D) во время любого сна. 30. Что происходит с корой больших полушарий во время быстрого сна?: А) отдых; В) переработка информации, поступившей во время бодрствования; С) накопление информации от внутренних органов; D) стирание из памяти устаревшей информации. 31. К чему приводит искусственное лишение человека быстрого сна?: А) к улучшению общего самочувствия; В) для организма это происходит бесследно; С) к нарушению работы внутренних органов; D) к расстройству памяти и психическим заболеваниям. 32. Что такое «гипноз» по И.П.Павлову?: А) внутреннее торможение, захватывающее всю кору больших полушарий; В) внутреннее торможение, распространившееся на отдельные области коры больших полушарий; С) внешнее торможение, захватывающее всю кору больших полушарий; D) возбуждение всей коры больших полушарий за исключением одной небольшой зоны, через которую осуществляется связь с гипнотизером. 33. Сколько стадий у гипнотического сна?: А) одна; В) пять; С) три; D) две. 34. В каком из перечисленных случаев возникает гипноз у человека?: А) при длительном слабом воздействии в адрес одного и того же анализатора, что истощает его различающую способность; В) при резком неожиданном воздействии; С) при помещении человека в изолированную камеру без воздействия каких-либо раздражителей; D) при кратковременном, очень слабом, но новом для человека раздражении. 35. Какое торможение обеспечивает исчезновение условного рефлекса, потерявшего свое сигнальное значение?: А) внутреннее; В) любое; С) условный рефлекс не исчезает; D) внешнее. 36. Какое торможение условных рефлексов позволяет различать раздражители, близкие по сигнальному значению?: А) условный тормоз; В) угасание; С) дифференцировочное; D) запаздывание. 37. С помощью какого торможения можно выработать запрет на какое-либо действие?: А) запаздывающего; В) дифференцировочного; С) угасательного; D) условного тормоза. Ответы к тестам: 1-В, С; 2-В; 3-А; 4-А; 5-В; 6-С; 7-С; 8-А; 9-Д; 10-В; 11-А; 12-С; 13-С; 14-А; 15-Д; 16-А; 17-Д; 18-А; 19-А; 20-С; 21-С; 22-А; 23-А; 24-Д; 25-Д; 26-В; 27-В; 28-С; 29-А; 30-В; 31-Д; 32-В; 33-С; 34-А; 35-А; 36-С; 37-Д;
РАЗДЕЛ: Физиология высшей нервной деятельности
Занятие №3 Физиологические основы психических
|