Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функций человека. Свойства личности






 

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

 

1. Что такое I сигнальная система?

2. Что такое II сигнальная система?

 

Студент должен знать: 1.Формы отражения мозгом окружающей действительности. I и II сигнальные системы (по И. П. Павлову). 2.Мышление и речь. Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с процессами мышления и речи. 3.Эмоции, их роль в осуществлении психических функций. Структурное обеспечение эмоций. 4.Понятие о подсознании, сознании, самосознании, сверхсознании. Представление о нервном субстрате сознания. Роль сознания в формировании поведения человека. 5.Личность и ее свойства. Типы личности. Профильные вопросы для педиатрического фак-та: 1.Развитие речи в онтогенезе человека. 2.Особенности эмоциональных реакций в детском возрасте. Студент должен уметь: · объяснить соотношение между инстинктами, потребностно-мотивационной сферой человека и процессами сознания, подсознания и сверхсознания. Основная литература: 1.Нормальная физиология. Под ред. Ткаченко Б.И. -2005. –С. 789-99; 813-7; 825-35; 2.Физиология человека. Compendium. Под ред. Ткаченко Б.И. -2009. –С. 435-40; 450-1; 453-60. 3.Материалы лекций. Дополнительная литература: 1.Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И. -СПб. 2001. 2.Начала физиологии / Под ред. Ноздрачёва А. -СПб. 2001 3.Физиология человека / Под ред. Шмидт Р.Ф. и Тевс Г. Перев. с англ. 1986. 4.Физиологические основы психической деятельности человека / Под ред. Пятина В.Ф., Лавровой О.В. 1994. 5.Физиология высшей нервной деятельности / Под ред. Даниловой Н.Н., Крыловой А.Л. 1999.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ:

 

Задание №1. Ответьте на вопросы:

1. Что такое I сигнальная система?

2. Что такое II сигнальная система?

3. Дайте определение понятию “мышление”

4. Что такое речь?

5. Назовите виды речи;

6. Перечислите основные функции речи;

7. Что такое эмоции?

8. Назовите основные виды эмоций;

9. Перечислите основные функции эмоций;

10. Дайте определение понятию “потребность”

11. Назовите основные виды потребностей человека?

12. Что такое сознание?

 

Задание №2. Объясните, что означает понятие: функциональная асимметрия мозга.

 

Задание №3. Решите следующие задачи:

 

1. Молодой человек с детства имел желание стать врачом. После окончания школы он провалился на вступительных экзаменах в институт. Пошел работать санитаром. На следующий год опять не поступил. Призвали в армию, после которой поступил на подготовительное отделение и через год сдал экзамены и был зачислен в медицинский институт. Вопросы: 1.Какое состояние ЦНС заставляло человека двигаться к намеченной цели? 2.Как это состояние называется? 3.На основе каких механизмов формируется?

2. Пациент П. после травмы головы перестал понимать обращённую к нему речь, а его собственная речь стала несвязной. Вопросы: 1.Где локализуется источник повреждения мозга? 2.Как называется такое состояние?

3. В нейрохирургическое отделение поступил больной, проявляющий признаки агрессии и беспокойства. Вопрос: Повреждение каких отделов мозга может привести к такой симптоматике?

4. Сразу после получения диплома с отличием выпускница стала прыгать от радости и напевать песни. Вопрос: Активация каких отделов головного мозга привела к такой реакции?

5. Студент А. с детства пишет левой рукой. Означает ли это, что доминирующим в этом случае является правая часть коры больших полушарий?

№4. Тестовый контроль:

1. Как классифицируются типы темперамента по Гиппократу?: А) сильный и слабый; В) холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик; С) сильный, неуравновешенный; сильный, подвижный, уравновешенный; сильный, малоподвижный, уравновешенный; слабый; D) возбудимый, маловозбудимый, невозбудимый, тормозной.

2. Как классифицируются типы ВНД по И.П.Павлову?: А) сильный, неуравновешенный; сильный, подвижный, уравновешенный; сильный, малоподвижный, уравновешенный; слабый; В) уравнительный, парадоксальный, наркотический, ультрапарадоксальный; С) холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик; D) возбудимый, маловозбудимый, невозбудимый, тормозной.

3. Какие показатели возбудительного и тормозного процессов необходимо определить для суждения о типе ВНД?: А) устойчивость возбуждения и ускорение торможения; В) сила, уравновешенность и подвижность возбуждения и торможения; С) устойчивость, направленность и взаимозаменяемость возбуждения и торможения; D) скорость процессов возбуждения и торможения.

4. Какой тип ВНД по классификации И.П.Павлова соответствует понятию «холерик»?: А) сильный, неуравновешенный; В) сильный, подвижный, уравновешенный; С) слабый; D) сильный, малоподвижный, уравновешенный.

5. Какой тип ВНД по классификации И.П.Павлова соответствует понятию «флегматик»?: А) сильный, малоподвижный, неуравновешенный; В) сильный, малоподвижный, уравновешенный; С) слабый; D) сильный, подвижный, уравновешенный.

6. Какой тип ВНД по классификации И.П.Павлова соответствует понятию «сангвиник»?: А) слабый; В) сильный, подвижный, неуравновешенный; С) сильный, подвижный, уравновешенный; D) сильный, малоподвижный, уравновешенный.

7. Какой тип ВНД по классификации И.П.Павлова соответствует понятию «меланхолик»?: А) слабый; В) сильный, подвижный, уравновешенный; С) сильный, малоподвижный, неуравновешенный; D) сильный, малоподвижный, уравновешенный.

8. Условные рефлексы на какие раздражители составляют первую сигнальную систему?: А) на все непосредственные сигналы внешнего мира и внутренней среды; В) на слово; С) как на слово, так и на раздражители внешней и внутренней среды; D) на сверхпороговые раздражители.

9. Условные рефлексы на какие раздражители составляют вторую сигнальную систему?: А) на все непосредственные сигналы внешнего мира и внутренней среды; В) как на слово, так и на раздражители внешней и внутренней среды; С) на слово; D) на новые, еще не встречавшиеся организму раздражители.

10. У кого есть первая сигнальная система?: А) только у животных; В) только у человека; С) только у человека и высших животных; D) у всех организмов, способных к выработке условных рефлексов.

11. У кого есть вторая сигнальная система?: А) только у человека и высших животных; В) только у человека; С) только у животных; D) у всех живых организмов.

12. Когда появляется первая сигнальная система у человека?: А) с рождения; В) у человека нет первой сигнальной системы; С) с того времени, как человек начинает говорить и понимать речь; D) только в том случае, если человек был воспитан в стае животных.

13. Когда появляется вторая сигнальная система у человека?: А) у человека нет второй сигнальной системы; В) с рождения; С) с того времени, как человек начинает говорить и понимать речь; D) вторая сигнальная система есть у плода с 28 недели внутриутробной жизни.

14. В каком возрасте у здорового ребенка, воспитываемого в обычных условиях, появляется первые признаки второй сигнальной системы?: А) в первые часы жизни; В) во втором полугодии жизни; С) на втором году жизни; D) внутриутробно.

15. Может ли у здорового человека не быть второй сигнальной системы?: А) не может; В) у человека нет второй сигнальной системы; С) может, если он воспитывался не среди людей, а среди животных; D) второй сигнальной системы у человека нет до периода полового созревания.

16. Какой тип ВНД человека И.П.Павлов относил к мыслительному?: А) тип, у которого преобладают впечатления, идущие с первой сигнальной системы; В) тип, у которого преобладают впечатления, идущие со второй сигнальной системы; С) тип, у которого уравновешены впечатления, идущие с первой и второй сигнальных систем; D) слабый.

17. Как тип мышления присущ только человеку?: А) образное; В) абстрактное; С) конкретное; D) подкорковое.

18. Какой тип ВНД человека И.П.Павлов относил к художественному?: А) тип, у которого преобладают впечатления, идущие со второй сигнальной системы; В) тип, у которого уравновешены впечатления, идущие с первой и второй сигнальных систем; С) тип, у которого преобладают впечатления, идущие с первой сигнальной системы; D) слабый тип.

19. Какой тип ВНД человека И.П.Павлов относил к среднему?: А) тип, у которого преобладают впечатления, идущие с первой сигнальной системы; В) сильный, малоподвижный, уравновешенный тип; С) тип, у которого преобладают впечатления, идущие со второй сигнальной системы; D) тип, у которого уравновешены впечатления, идущие с первой и второй сигнальных систем.

20. К какому из перечисленных типов ВНД относится основная масса людей?: А) к смешанному; В) к мыслительному; С) к художественному; D) к уравновешенному.

21. В чем состоит особенность слова как сигнала?: А) на слово не может развиться запредельное торможение; В) слово не может быть отрицательным сигналом; С) слово позволяет использовать опыт всех поколений; D) на слово нельзя выработать условный рефлекс.

22. Что такое «сигнал сигналов»?: А) сигнал, вызывающий развитие условного рефлекса второго порядка; В) любое слово, обозначающее условный или безусловный раздражитель; С) сигнал, вызывающий развитие условного рефлекса более, чем шестого порядка; D) сигнал, вызывающий стойкое торможение в коре головного мозга.

23. Какое мышление развивается на основе первой сигнальной системы?: А) образное; В) абстрактное; С) образное и абстрактное; D) на основе первой сигнальной системы мышление не развивается.

24. Какое мышление развивается на основе второй сигнальной системы?: А) образное; В) образное и абстрактное; С) на основе второй сигнальной системы мышление не развивается; D) абстрактное.

25. За развитие какого вида мышления отвечает правое полушарие головного мозга?: А) у правшей – за логическое, у левшей – за образное; В) у правшей – образное, у левшей – за логическое; С) у всех правшей и 70% левшей – за образное, у 30% левшей – за логическое; D) у всех левшей и 70% правшей – за образное, у 30% правшей – за логическое.

26. За развитие какого вида мышления отвечает левое полушарие мозга?: А) у всех правшей и 70% левшей – за логическое, у 30% левшей – за образное; В) у всех левшей и 70% правшей – за образное, у 30% правшей – за логическое; С) у правшей – за образное, у левшей – за логическое; D) у всех левшей и 70% правшей – за логическое, у 30% правшей – за образное.

27. Как называются реакции организма на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску и захватывающие все виды чувствительности?: А) стресс; В) условный рефлекс; С) эмоции; D) ВНД.

28. Что такое эмоции по И.П.Павлову?: А) И.П.Павлов отрицал роль эмоций в мышлении и ВНД ввиду их субъективности; В) «источник силы для нервных клеток»; С) «фактор истощения нервных клеток»; D) «фактор стресса».

29. Что представляют собой жалобы больного с позиций физиологии эмоций?: А) объективная оценка своих ощущений; В) совершенно достоверная оценка своих ощущений; С) попытка обмануть врача с корыстными целями; D) субъективный словесный отчет о своих ощущениях.

30. Каковы главные компоненты проявления эмоций?: А) мимическое выражение, дыхательный и сердечно – сосудистый компоненты, потоотделение, степень сократимости гладкой мускулатуры желудочно – кишечного тракта, уровень обмена веществ, степень двигательной активности; В) смех, плач, обмирание, икота; С) тошнота, рвота, кашель, чихание; D) мочеобразование, желчеобразование.

31. На какие стадии делят процесс формирования эмоций?: А) формирование потребностей и влечений, а затем их удовлетворение или неудовлетворение; В) сон, бодрствование, работа, пополнение запасов энергии пищевыми веществами; С) рождение, половое созревание, воспроизведение; D) поведение в семье, коллективе, государстве, мире.

32. В каком из перечисленных случаев обязательно возникает положительная эмоция?: А) после обеда; В) после сна; С) после удовлетворения потребностей и влечений, получение своей «афферентной модели»; D) после физической работы.

33. В каком из перечисленных случаев обязательно возникает отрицательная эмоция?: А) если перед организмом стоит цель, средств для решения которых недостаточно; В) если перед организмом не стоит никакой цели; С) если перед организмом стоит цель, средств для решения которой вполне достаточно; D) во сне.

34. Что необходимо организму для достижения цели?: А) все, что угодно; В) информация, энергия, время, способность выполнить программу действия; С) коэффициент полезного действия; D) работа и отдых.

35. Какое из перечисленных состояний должно развиться для того, чтобы возникла эмоция?: А) состояние торможения; В) состояние напряжения; С) состояние покоя; D) состояние равновесия.

36. Какую роль играют сила и подвижность нервных процессов для принятия решения при дефиците времени?: А) незначительную; В) чем больше сила и меньше подвижность нервных процессов, тем медленнее принимается решение; С) сила нервных процессов роли не играет, а от подвижности скорость принятия решения зависит прямо пропорционально; D) чем выше сила и подвижность нервных процессов, тем быстрее принимается решение.

37. Какая часть коры головного мозга доминирует при речи и письме у правшей?: А) правое полушарие; В) затылочные доли обоих полушарий; С) левое полушарие; D) участвуют оба полушария.

38. В каком из перечисленных случаев возникает произвольное внимание?: А) во время умственной работы; В) во время сна; С) при декортикации; D) во всех перечисленных случаях.

39. Какая часть головного мозга всегда участвует в формировании произвольного внимания?: А) затылочные доли; В) лобные доли; С) теменные доли; D) височные доли.

40. Как называется отражение окружающей среды в понятиях, суждениях, умозаключениях?: А) мышление; В) эмоции; С) условный рефлекс; D) социальная мотивация.

41. Какие отделы ЦНС принимают основное участие в возникновении биологических мотиваций?: А) ЦНС в этом не участвует; В) спинной мозг; С) гипоталамус, лимбическая система; D) все отделы в совокупности.

Ответы на тесты: 1-В; 2-А; 3-В; 4-А; 5-В; 6-С; 7-А; 8-А; 9-С; 10-Д; 11-В; 12-А; 13-С; 14-В; 15-С; 16-В; 17-В; 18-С; 19-Д; 20-А; 21-С; 22-В; 23-А; 24-Д; 25-С; 26-А; 27-С; 28-В; 29-Д; 30-А; 31-А; 32- С; 33-А; 34-В; 35-Д; 36-Д; 37-С; 38-А; 39-В; 40-А; 41-С.

 

РАЗДЕЛ: Физиология высшей нервной деятельности

 

Занятие №4 Физиологические основы трудовой


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал