Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новый тип показателей
Исторически первоначальным был тип показателей, которыми измеряли масштабы развития только сферы материального производства. Это было вполне естественным для достиндустриального и индустриального производства, где признавался и ценился только труд по изготовлению полезных вещей. С таких позиций английские классики делили весь труд в национальном хозяйстве на два рода: а) производительный, создающий материальное богатство, и б) непроизводительный, который не создает богатство, а только потребляет его. А. Смит к трудовой деятельности второго рода отнес услуги таких профессий, как “священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.”1. 1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М„ 1935. С. 279.
Для измерения общих итогов развития производственной сферы применялся показатель - совокупный общественный продукт. Он включал все изделия материального производства, созданные за определенный период (обычно за год). Если его выражали в стоимостной форме, то он выступал как валовой общественный продукт - сумма стоимости товаров, изготовленных на всех предприятиях. Второй тип показателей отражает то состояние национального хозяйства, которое формируется в новейшую эпоху постиндустриального общества. О необходимости перехода к новому измерению макроэкономики свидетельствует, например, тот факт, что в начале 1990-х годов в сфере услуг в высокоразвитых странах было создано примерно 2/3 всей новой добавленной стоимости. Новый тип показателей национальной экономики опирается на такие теоретические положения новоклассиков: все полезности и ценности создаются трудом как в материальном, так и в нематериальном производстве, в том числе и в сфере услуг; весь общественный продукт рассматривается (и подсчитывается) как результат применения трех факторов производства: труда, капитала и земли. Исходным для макроэкономических измерений является показатель: валовая (общая) стоимость всей продукции. Она равна сумме продаж всех товаров и услуг. Эту совокупность подразделяют на два вида продукции: промежуточную (она поступает на каждую фирму со стороны тех предприятий, которые производят сырье, материалы, комплектующие изделия); конечную, которая идет в конечное потребление. Поскольку промежуточные изделия повторно суммируются на каждой технологической стадии изготовления готовой продукции, их вычитают из валовой стоимости. Так образуется главный макроэкономический показатель - валовой национальный продукт. Валовой национальный продукт (ВНП) - это совокупная стоимость конечных продуктов, которые созданы, распределяются и используются в национальном хозяйстве в течение года. Созданный ВНП определяется как сумма “валовой добавленной стоимости” (добавленная стоимость - разница между продажами фирм и их покупками материалов и услуг других фирм) для всех отраслей. В показатель ВНП входит чистый экспорт (разница между стоимостью вывезенных из страны товаров и стоимостью ввезенных товаров). Однако в различных странах удельный вес внешнеторговой деятельности неодинаков. Поэтому для международных сопоставлений степени развитости экономики применяется показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который представляет собой валовой национальный продукт за вычетом сальдо платежного баланса (разница между стоимостью экспорта и импорта). В этом показателе учитываются конечные результаты экономической деятельности только внутри каждой страны. О том, как показатель ВВП используется для сопоставления уровней производства в разных странах, можно видеть из оценки валового внутреннего продукта России по результатам программы международных сопоставлений Организации Объединенных Наций (табл. 13.1). Пересчет ВВП России на доллары США произведен в сопоставимой валюте - по паритету покупательной способности рубля к доллару США. Таблица 13.1
|