Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночный механизм саморегулирования






В условиях товарно-рыночного хозяйства специфической формой согласования хозяйственных пропорции служит меновая стоимость продуктов. Поэтому в рыночной экономике закон пропор­ционального развития народного хозяйства выступает как закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения.

Этот закон стал действовать в полной мере в условиях клас­сического капитализма, когда господствовала свободная конку­ренция. Такие условия, как известно, были в XVIII-XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулирования впер­вые теоретически изучил А. Смит. В знаменитой книге “Иссле­дование о природе, и причинах богатства народов” он выдвинул и обосновал три фундаментальных положения.

Первое положение - о невмешательстве государства в регу­лирование рыночной экономики. Этот принцип получил фор­мулировку “laissez faire” (“Пусть все идет своим чередом”, франц.).

Второе положение - о “невидимой руке”, которая как бы “подталкивает” всех частных товаропроизводителей к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собст­венной выгоде частный собственник “невидимой рукой” на­правляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. “Невидимой рукой” является, разумеется, рынок. Каждый пред­приниматель, стремясь насытить какой-то платежеспособный спрос, тем самым материально заинтересован в удовлетворении совокупных потребностей общества.

Третье положение - о механизме рыночного саморегулирова­ния. Этот механизм включает прямые и обратные экономические связи между производством (предложением товаров) и рыночным спросом.

Прямая связь выражается в том, что производство товаров предопределяет спрос. Все независимые друг от друга пред­приниматели сами решают проблемы: что, как и для кого производить. Однако единоличные производители не способны повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная конкретных покупателей и их запросы. Поэтому стихийно складывающаяся связь между производством (предложением) и спросом может часто давать “сбои”, не достигая поставленной цели.

Всех предпринимателей выручает обратная связь, идущая от рынка к производству Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающая сигналы информацию о соотноше­нии спроса и предложения. Это позволяет вносить поправки в действия товаропроизводителей: они переключаются на выпуск таких благ, которые пользуются повышенным спросом и являются более выгодными.

Рыночный регулятор выполняет важную социальную роль. Через систему рыночных цен он оказывает определяющее воз­действие на распределение доходов среди всех членов общества. Теперь нам предстоит выяснить, как проходит такое распреде­ление и каковы его общественные результаты.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал