![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы делового общения. Сущность методики контактного взаимодействия в профессиональном управленческом общении
В развёрнутом виде в деловом общении можно выделить следующие этапы: · Установление контакта. · Ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.). · Обсуждение вопроса, проблемы. · Принятие решения. · Выход из контакта. 1. Установление контакта. Всякое общение начинается с контакта. Довольно часто неуспех делового общения предопределён с самого начала: неудавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведёт к дальнейшей цепочке неправильных действий. Задача контактной фазы заключается в том, чтобы побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. При деловом общении сотрудника ОВД с гражданами часто неправомерные опасения относительно его активных действий заставляют человека с самого начала общения построить ряд психологических защит – барьеров (смысловой, эмоциональный, тактический), которые препятствуют и общению, и взаимодействию, и установлению взаимоприемлемых отношений между людьми. Для преодоления психологических барьеров инициатор общения должен обратиться к индивидуальным особенностям человека. Но такому проникновению в личностный мир именно барьеры и мешают. Получается как бы «порочный круг». В настоящее время разработана технология, позволяющая одновременно устранить психологические барьеры, организовать сближение и диагностировать личностные особенности, так называемая «Методика контактного взаимодействия» (МКВ). МКВ состоит из последовательного описания шести стадий установления контакта, названия которых отражают главную сущность каждой из них: I стадия – Накопление согласия. II стадия – Поиск общих или совпадающих интересов. III стадия – Принятие принципов и качеств, предлагаемых для общения. IV стадия – Выявление качеств, опасных для общения. V стадия – Индивидуальное воздействие и адаптация к партнёру. VI стадия – Выработка общих правил и взаимодействие. Соблюдение последовательности стадий существенно значимо для организации правильного воздействия. Порядок прохождения стадий МКВ обеспечивает последовательность сближения людей. Каждая из стадий зарождается, созревает, формируется, а затем, опираясь на неё, строят новую стадию. Для работы в МКВ необходимо знать основные принципы методики: · Последовательное и полное прохождение шести стадий установления контакта. Задержка на какой-либо стадии ведёт к своеобразному «окостенению» отношений. Они фиксируются на определённой точке и не развиваются дальше. Попытка же «перепрыгнуть» стадию или ускорить её созревание приводит к торможению и возникновению конфликта. · Принцип ориентировки и опоры только на чёткие и заранее изученные признаки и показатели возникновения стадии, достижения её зрелости и готовности к замене другой стадией с новыми закономерностями. · Принцип вызова у партнёра желания и стремления самостоятельно действовать в направлении сближения. Вызванная к жизни самостоятельная активность собеседника даёт больший результат, чем односторонняя активность только инициатора контакта. · Принцип поддержания однородного («кумулятивного») воздействия в каждой стадии. Это принцип преимущественного предпочтения только одному формирующему воздействию в течение одной стадии. Только такое воздействие, одинаковое на протяжении одного периода, способно изменить ситуацию и состояние в отношениях. 2. Ориентация в ситуации – помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнёра в круг совместных интересов. Основные задачи этапа ориентации в ситуации: 1) Вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение. 2) Выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей. 3) Начать решение основной задачи общения. 3, 4. На этапах обсуждения вопроса, проблемы и принятия решения очень важно правильное распределение ролей по принципу доминирование-подчинение. В том случае, если негласная договорённость о распределении ролей не будет достигнута, конфликт неизбежен! 5. На этапе выхода из контакта очень важна приветливость. В психологии хорошо изучена роль первого впечатления, которое мы производим на собеседника или группу людей, однако и роль последнего впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, который останется в памяти партнёра, и на будущие деловые отношения.
|