![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Это нужно знать! ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Плотность воды ρ = 1 г/см3 m
V Массовая доля: m вещества
m раствора m раствора = m вещества + m растворителя У2: Благодаря воде а природе возникают интереснейшие и самые разнообразные явления, такие как, радуга, гало, сулой, венцы и т.д. некоторые люди связывают с ними различные суеверия и приметы. Но ученые разгадали и нашли объяснения этим загадочным явлениям природы. Причиной некоторых из них является вода, её пары и лед. Воде принадлежит огромная роль в природе. О важнейших процессах в природе расскажет следующая группа из ОУ № 187.
«Цель нашей работы обобщить знания о ВОДЕ на примере природных явлений. Осмос. Осмос (от греч. «толчок, давление») — процесс диффузии растворителя из менее концентрированного раствора в более концентрированный раствор. Впервые осмос наблюдал А. Нолле в 1748 году. Явление осмоса открыто в 1805 году русским академиком Г. Ф. Парротом. Голландский химик Я. Г. Вант-Гофф установил, что при постоянной температуре осмотическое давление возрастает пропорционально концентрации растворенного вещества, с повышением же температуры давление растет пропорционально первой степени температуры. Явление осмоса наблюдается в тех средах, где подвижность растворителя больше подвижности растворённых веществ. Важным частным случаем осмоса является осмос через полупроницаемую мембрану. Полупроницаемыми называют мембраны, которые имеют достаточно высокую проницаемость не для всех, а лишь для некоторых веществ, в частности, для растворителя. Рассмотрим пример, к яичной скорлупе с внутренней стороны прилегает полупроницаемая мембрана: она пропускает молекулы воды и задерживает молекулы сахара. Если такой мембраной разделить растворы сахара с концентрацией 5 и 10% соответственно, то через нее в обоих направлениях будут проходить только молекулы воды. В результате в более разбавленном растворе концентрация сахара повысится, а в более концентрированном, наоборот, понизится. Когда концентрация сахара в обоих растворах станет одинаковой, наступит равновесие. Растворы, достигшие равновесия, называются изотоническими. Еще за счет ударов тех молекул, которые не пропускаются мембраной, возникает одностороннее давление на мембрану — осмотическое давление. Всасывающее действие мембраны может быть скомпенсировано избытком гидростатического давления со стороны более концентрированного раствора. Осмосом объясняется «оживление» увядших цветов в воде, набухание семян, прорастание растений сквозь асфальтовое покрытие дорог и тротуаров. Если подрезать стебель растения у земли, можно наблюдать выделение из него соков под влиянием осмотического давления. Вместе с соками при этом выделяется и поступающая через корни вода («плач» растений). В организме людей осмотическое давление составляет около 8 атм, у млекопитающих оно меняется в пределах 7, 5—9 атм, а у костистых рыб — в диапазоне от 10 до 15 атм. У луговых растений осмотическое давление поддерживается на уровне 5—10 атм, у солончаковых и пустынных— на уровне 60—80, иногда до 100 атм, а у семян при небольшой влажности приближается к 400 атм. В эпоху построения египетских пирамид не существовало взрывчатых веществ. Для отвала скальных пород египтяне использовали явление осмоса. С этой целью в скале делалось отверстие, куда забивался деревянный клин. При поливании водой клин постепенно разбухал и раздвигал скальные стенки. Так производился отвал породы. После этого крупные куски известняка на катках и полозьях перевозили к месту построения пирамид. В последнее время осмос стали применять и при очистке сточных вод. Значение: Осмос играет важную роль во многих биологических процессах. Мембрана, окружающая нормальную клетку крови, проницаема лишь для молекул воды, кислорода, растворенных в крови питательных веществ и продуктов клеточной жизнедеятельности; для больших белковых молекул, находящихся в растворенном состоянии внутри клетки, она непроницаема. Поэтому белки, столь важные для биологических процессов, остаются внутри клетки. Осмос участвует в переносе питательных веществ в стволах высоких деревьев, где капиллярный перенос не способен выполнить эту функцию. Примером являются эвкалипт, бамбук (трава). Осмос широко используют в лабораторной технике: при определении молярных характеристик полимеров, концентрировании растворов, исследовании разнообразных биологических структур. Осмотические явления иногда используются в промышленности, например при получении некоторых полимерных материалов, очистке высоко-минерализованной воды методом " обратного" осмоса жидкостей». «Круговорот воды в природе. Уже за много столетий до нашей эры люди интересовались происхождением рек и подземных вод. Древние греки считали, что реки питаются не атмосферными осадками и не подземными водами, а водой Океана, Они полагали, что вода Океана через глубокие отверстия - " тартары" - проникает в недра Земли и, выйдя снова на поверхность, дает начало рекам. И хотя взгляды Аристотеля (IV в. до н. э.) и Витрувия (I в. до н. э.) уже приближались к современным представлениям о круговороте воды, вплоть до XV в. преобладала теория океанического происхождения рек и подземных вод, исключавшая из круговорота процесс испарения и переноса влаги воздушными течениями. Современные представления о круговороте воды стали прочно складываться лишь в эпоху Возрождения. Первое наиболее близкое к современным описание круговорота воды мы находим в трудах Леонардо да Винчи (1452-1519). Как вы знаете, вода может, находится в трех агрегатных состояниях:
Наблюдается разница в характере движения частиц, расположении и силовых взаимодействиях. Вода способна к фазовым переходам, т.е. способна переходить из одного агрегатного состояния в другое. При чем для плавления, парообразования и возгонки необходимо сообщать тепловую энергию, а при кристаллизации и конденсации тепловая энергия выделяется в окружающее пространство. Жидкая вода, которая наполняет моря и реки, уже много раз выпадала на землю в виде жидкой воды – дождя, и твердой воды – снега и града. Вода на Земле используется вновь и вновь. Это называется круговоротом воды в природе. Вся масса воды на Земле находится в непрерывном движении - в круговороте. Вода испаряется с поверхности Океана и суши, восполняя запасы атмосферной влаги. Из атмосферы в виде дождя и снега она возвращается в Океан и на сушу, при этом осадки, выпавшие на сушу, питают реки и подземные воды. А речной сток восполняет часть воды морей и океанов, израсходованную на испарение. Осадки обогащают и почву влагой, столь необходимой для плодородия. Более одной трети воды с суши испаряется растениями. Этот важный процесс называется транспирацией. В самом общем виде круговорот воды на нашей планете выглядит следующим образом. Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхности океана и суши и поступает в атмосферу, причём испарение с поверхности суши осуществляется, как реками и водоёмами, так почвой, растениями. Невидимые водяные пары, поднимающиеся в атмосферу. Достигая высоких и холодных слоев воздуха, водяной пар конденсируется и превращается в крохотные капли воды. Многие миллионы капель воды, конденсируясь (собираясь вместе), образуют облака. Капельки внутри облака, сливаясь, образуют более крупные капли. Когда они становятся достаточно большими и тяжелыми, они падают на землю в виде дождя под действие силы тяжести. Дождь питает горные потоки, которые впадают в реки. Вода уносится реками обратно в море. После этого круговорот воды в природе начинается вновь. Такое же движение воды между всеми компонентами природы и всеми участками земной поверхности происходит постоянно и беспрерывно в течение многих миллионов лет.Вода не возникает из ничего, ее количество на Земле всегда постоянно. Вода, выпавшая на землю в виде дождя, возникла из испарений морей и озер, а также из туманов над поверхностью земли. Надо сказать, что круговорот воды не полностью замкнут. Часть её, попадая в верхние слои атмосферы, разлагается под действием солнечных лучей и уходит в космос. Но эти незначительные потери постоянно восполняются за счёт поступления воды из глубинных слоёв земли при вулканических извержениях. За счёт этого объём гидросферы постепенно увеличивается. По некоторым расчётам 4 млрд. лет назад объём её составлял 20 млн. км3, т.е. был в семь тысяч раз меньше современного.Таким образом, в круговороте особенно важны две силы. Первая - энергия Солнца, под влиянием которой вода испаряется и конденсируется (и кристаллизуется) парообразная влага, возникают воздушные и морские течения. Вторая - сила тяжести, под действием которой падают капли дождя, течет по уклону вода в реках, погружаются подземные воды и движутся полярные и горные ледники. Круговорот воды не только приводит в движение водную оболочку Земли, но связывает воедино все части гидросферы, обеспечивая их возобновление. Мириады водяных пылинокПоднимаются над океаном, Чтобы тут же в путь пустится длинныйПо широтам и меридианам, Стать сгустившимися облаками, Тучами, чтоб тяжестью водыГде-то падать на пески и камни, На поля и на сады. С. Щипачев».5. Проверка и оценка ЗУН учащихся по химии и оценка общего уровня знаний по теме ВОДА: Тестирование по химии (5 вопросов), тестирование общего характера по теме ВОДА (5 вопросов) затем самоконтроль и самооценка. Самооценка вклада в подготовку мероприятия, работы на мероприятии, самого мероприятия. Тест по химии: Ø 1. В молекуле воды атомы связаны: А) ковалентной полярной химической связью, Б) ионной химической связью, В) металлической химической связью, Г) ковалентной неполярной химической связью. Ø 2. Аномально высокие плотность и температура кипения воды обусловлены: А) химической активностью, Б) образованием водородной связи между молекулами, В) смещением электронной пары от атома водорода к атому кислорода, Г) составом молекул. Ø 3. Вода взаимодействует со всеми из перечисленных в ряду веществами: А) СО2, Na2O, Cu. Б) NaOH, H2SO4, Ag. В) Fe, SO2, CuSO4. Г) O2, Mg, CaCl2. Ø 4. Выберите верное высказывание о воде: А) вода – неполярный растворитель, Б) вода не образует растворы, В) вода – диполь, являющийся универсальным полярным растворителем, Г) вода взаимодействует со всеми веществами.
Ø 5. Массовую долю растворенного вещества можно рассчитать по формуле:
Ar Эл
Мr
m вещества
m раствора
V вещества
V раствора
m
V Общий тест: Ø 1. Отгадайте загадку. О каких агрегатных состояниях идет речь в загадке: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. А) вода: газообразное (водяной пар), жидкое (жидкая вода), твердое (лёд). Б) водяной пар, вода, лёд. В) вода, Г) нет верного ответа.
Ø 2. Вода имеет аномально высокую плотность при … ˚ С, что обеспечивает и поддерживает жизнь в водоемах. При этом плотные холодные слои воды опускаются вниз, а менее плотные теплые поднимаются вверх – это перемещение происходит из-за явления… А) – 4 ˚ С, конвекция, Б) 0 ˚ С, конвекция, В) + 4 ˚ С, конвекция, Г) 0 ˚ С, диффузия. Ø 3. Биологическое явление проникновения растворителя к растворенному веществу через полупроницаемую перегородку называется… В основе лежит физический процесс - … А) транспирация и испарение, Б) осмос и диффузия, В) транспирация и конденсация, Г) осмос и давление. Ø 4. Процесс испарения воды растениями, которая участвует в круговороте воды в природе, называется… А) осмос, Б) конденсация, В) транспирация, Г) кристаллизация. Ø 5. Круговорот воды в природе имеет следующую физическую формулу… А) транспирация, конденсация, выпадение осадков под действием силы тяжести. Б) испарение и конденсация, В)испарение и кристаллизация Г) испарение, конденсация (кристаллизация), выпадение осадков под действием силы тяжести.
6. Поведение итогов: ? Что нового Вы узнали, чему научились…? (ответы учащихся) У1: Действительно, вода играет большую роль в нашей жизни. Что бы делало человечество без воды, даже трудно представить. По-видимому, оно просто бы не существовало. У2: С водой связаны не только жизнь и климат, но и работа большинства отраслей народного хозяйства. Вода является богатейшим источником энергии. У1: мероприятие хочется снова закончить словами: «Науку все глубже постигнуть стремись Познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знаний нет!» Фирдоуси (персидский и таджикский поэт, 940 – 1030 гг.) o Видеоряд «Рапсодия океана», учащиеся группы №1 читают стихи.
|