![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология методик диагностики родительско-детских отношенийСтр 1 из 93Следующая ⇒
ДИАГНОСТИКА РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ ТИПОЛОГИЯ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В консультативной практике подробное диагностическое обследование психического развития ребенка всегда нуждается в дополнении более подробным психологическим обследованием его межличностных отношений, особенно сложившихся в семье. Психолога-консультанта интересует в этом смысле по крайней мере четыре аспекта: 1) актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями; 2) их история, особенно в критических точках онтогенеза; 3) межличностные отношения глазами их участников — детей и родителей; 4) объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога. Практически то же самое можно сказать и относительно межличностных отношений ребенка в детском коллективе — в школе, детском саду, компании во дворе. Все имеющиеся методики диагностики родительско-детских отношений можно разделить на: - предназначенные только для детей; - предназначенные только для родителей; - одинаково пригодные как для обследования детей, так и родителей; - методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для детей и для родителей, соотносимые друг с другом; - методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель—ребенок. Таким образом, можно представить следующее типологическое пространство, упорядочивающее все методики для обследования родительско-детских отношений в семье (рис. 2). К сожалению, не все эти типы в одинаковой мере обеспечены методически. В опыте исследовательской и практической работы хорошо зарекомендовали себя следующие методики. I. Методики, предлагаемые ребенку. 1. Методика «Рисунка семьи» и ее модификации. 2. Адаптированный вариант методики Рене Жиля. 3. Различные варианты методики «Незавершенные предложения». 4. Модификация оценочно-самооценочной методики. 5. Детский аперцептивный тест. 6. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Энтони. 7. Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой. II. Методики, предлагаемые родителям. 8. Анамнестический вопросник. 9. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». 10.Опросник родительских отношений Варги—Столина. 11.Опросник «Подростки о родителях». 12.Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э. Г. Эйдемиллера. 13.Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI.
VI. Методика, направленная на выявление особенностей 5, родительско-детских - отношений глазами родителей III. Методики, предлагаемые независимо и детям, и родителям. 13.Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской. 14.Самооценочная методика в варианте, когда, например, Р°" дители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка, и наоборот. 15.Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т. Ю.Андрущенко и Г. М. Шашловой. IV. Методики, предлагаемые диаде ребенок—родитель. 16. Варианты методики, известной под общим названием «Архитектор—строитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести. V. Методики, одинаково пригодные и для детей (подростков), и для взрослых. 17.Цветовой тест отношений Эткинда. 18.Методика «Модель личностной сферы». VI—VII. Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка соответственно. 19. Родительское сочинение. Известны и другие методики диагностики межличностных отношений в семье, применяемые в исследованиях семьи или в практике семейного и возрастно-психологического консультирования. Некоторые из методик диагностики межличных отношений ребенка в семье составляют содержание следующих разделов настоящей главы.
|