![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимодействия в диаде
(На примере решения супругами совместной задачи со спичечными узорами) Автор методики Л. Л. Баз [Баз Л. Л., 1995] исходит из того, что процесс коммуникации является связующим звеном всей системы внутрисемейных отношений и взаимодействий. Совместная жизнь требует от супругов взаимной координации взглядов, оценок, принятия единых решений, умения чувствовать и понимать партнера, умения и готовности изменить свою стратегию поведения с учетом действий супруга для достижения единой цели. Коммуникационные особенности семейной пары в целом отражают специфику семейного бытия. Известны многочисленные специальные психологические процедуры, с помощью которых в лабораторных условиях или в условиях психологической консультации исследователи пытались воссоздать процесс коммуникации в семье. А. С. Спиваковская [Спиваковская А.С., 1988] сформулировала основные требования к экспериментальной ситуации, позволяющей адекватно отражать процесс супружеской коммуникации: 1) решение задачи, включенной в совместную деятельность; 2) установление коммуникации — необходимого условия решения задачи; 3) выделение в проблемной ситуации сложных аспектов коммуникации: идентификации, рефлексии, эмпатии. Было разработано также большое количество методических процедур, позволяющих организовать совместную деятельность супругов для решения общей задачи, — начиная с простых, в которых испытуемые должны были сделать или спланировать что-нибудь вместе, например вместе решать тест Равена, до более сложных, требующих больших затрат времени и использования специального оборудования [см., например: Кочуров М.Г., 2004]. При исследовании супружеской коммуникации используется стандартный стимульный материал личностных или интеллекту- альных методик: тест Роршаха, КАТ, тест Векслера [Воловик В. М., 1980; Соколова Е.Т., 1985]. Следует сказать, что в этих случаях методику выполняет не один человек, а супружеская пара. Применялась также модификация методики Р. Блакара, предложенная Р. Ш. Магасумовым [Магасумов Р.Ш., 1984]. Каждый испытуемый получает план-карту города. На карте одного из супругов проложен маршрут. Его задача — вербально руководить действиями своего партнера, находящегося за непрозрачным экраном, так, чтобы он успешно прошел весь маршрут по своей карте. При анализе получаемых данных одной из сложных проблем является выделение основных категорий, с помощью которых собственно и описывается общение в диаде. Они варьируют в зависимости от теоретических концепций, в рамках которых работает психолог, и от особенностей исследуемых групп (диад). Несмотря на большое разнообразие категорий, психологи, работающие в области исследования коммуникаций, сводят их к основным пяти: конфликту, доминантности, аффекту, ясности коммуникации, эффективности (продуктивности) коммуникации [Баз Л.Л., 1995]. 1. Категорию конфликт авторы определяют довольно абстрактно, как «борьбу за власть» в супружеской паре. Ее синонимами являются «антагонизм», «контроль», «власть». 2. Категорию доминантность определяют как преобладание суждений одного из партнеров. Она оценивается либо по формальным характеристикам речи («время говорения», «пространность суждений», «успешность прерывания партнера»), либо по смысловым («принятие мнения партнера» или «подчинение» его мнению). 3. Аффект — эмоциональный компонент коммуникации. Обычно его определяют по степени интенсивности и по знаку (положительный и отрицательный). 4. Ясность коммуникации — это умение собеседника четко формулировать свои мысли и выражать их в форме, понятной для окружающих. 5. Эффективность {продуктивность) коммуникации позволяет оценивать успешность или неуспешность совместной деятельности супругов. Она определяется по времени, необходимому для принятия решений, или успешности/неуспешности завершения задания. Исходя их этого, автор методики поставила перед собой задачу разработать такую методическую процедуру, которая позволила бы выявить основные нарушения коммуникации, найденные исследователями, работающими в данной области, а также соответствующую систему кодирования и оценки результатов. Предполагалось, что при решении совместной задачи супружеской парой сужение возможностей коммуникации до собственно вербального компонента дает возможность:
1) наблюдать процесс обсуждения супругами решения задачи (по высказываниям), 2) оценивать эффективность коммуникации по качеству решения задачи.
|