Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможности.






1. Это короткие тесты — читатель тратит совсем немного вре­мени и умственных усилий на их выполнение. Тут же он получает нехитрый ответ — оценку себя по одной, как правило, шкале популярного теста.

1 Приведем пример такой книги: Ильин Е. П. Дифференциальная психофи­зиология мужчины и женщины. — СПб., 2002.

В приложении к этой книге соседствуют научные тесты, например «Тест-опросник удовлетворенности браком» В.В.Столина, и популярные тесты типа «Чья очередь мыть посуду».


 




2. Это «острые» тесты — обсуждаются особо привлекательные для читателя личностные и межличностные предметные отно­шения. Как не вспомнить здесь «Тест на настоящего мужчину» или «Тест на настоящую женщину». Они весьма соответствуют возрастно-психологическим потребностям подростков или мо­лодежи.

3. Эти тесты составлены так, что не нуждаются в пространных комментариях и не требуют пояснений специалиста. Они предна­значены для «заочного» использования. Любой научный тест в психологии предназначен для специалиста, который, как пра­вило, весьма дозированно и конфиденциально делится с клиен­том полученной с помощью теста информацией. Здесь же нет проблемы дозирования информации, да и вообще проблемы конфиденциальности. Правда, сама конфиденциальность есть: ведь заполняет такой популярный тест человек один на один с тек­стом в журнале.

4. Популярные тесты, вообще говоря, готовят из читателей потенциальных клиентов, расчленяя их сознание и дифференци­руя самооценки.

5. Популярные тесты быстро изготавливаются. Составить такой вполне пригодный для печати в соответствующих журналах тест достаточно просто. Самое трудное в таких тестах — дать шкалы оценки ответов и принципы суммирования полученных баллов.

6. Интерпретация таких тестов обычно весьма щадящая для читателей. Даже отнесение к менее благоприятному варианту в таких тестах обставляется оговорками так, чтобы не травмировать самолюбие читателя.

7. Популярные тесты обычно существуют «в наборах», т.е. «вы­валиваются» на пользователя пригоршнями, сразу расчленяя (за­трагивая) целые пространства сознания клиента. Причем выбира­ет задания сам читатель. Тесты не навязаны, не предписаны ему, а выбраны им.

8. Читатель достаточно четко понимает уровень «спроса» с по­добных диагностических методик. Он понимает, что это больше развлечение, нежели серьезная оценка его семейной жизни.

Ограничения.

1. Популярные тесты нередко имеют весьма расплывчатые или даже специально комплексные предметные области.

2. Такие тесты никогда не нуждаются в валидизации или про­сто в сравнении с другими тестами. Считается, что то, что они измеряют, интуитивно явно для читателя.

3. Соответственно такие методики никогда не проверяются на надежность: то, что сегодня на тест клиент ответил так, а завтра — другим образом, не является недостатком теста.

4. Поскольку предмет тестирования в таких методиках никог­да не скрывается (не маскируется), исследователь часто может


получать эффект «социальной желательности», демонстративно­сти.

5. Поскольку такие методики никогда не проверяются на их психометрические достоинства (достаточно ли они расчленяют выборку) и тем более никогда не имеют нормативов (норматив­ных, стандартных данных методики), выполнившие их никогда не узнают, насколько их результаты по методике сходны или раз­личны с результатами других пользователей. Конечно, если толь­ко два или три читателя не заполняют тест одновременно!

6. В некоторых случаях, вообще говоря, подобные методики в отсутствие контакта с психологом-консультантом могут вести к ятрогениям. По крайней мере, такие методики не проверяются на ятрогенность.

7. Наконец, такие методики практически никогда (за редким исключением) не оснащены указаниями по границам возрастной применимости и половой релевантности. Это чаще всего беспо­лые и безвозрастные методики. (К сожалению, подобное можно сказать и о значительной части научных тестов в области семей­ной психологии.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал