![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическое обследование семьи как целого
5.1. ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ 5.1.1. Генограмма Одним из самых простых, но содержательных и довольно распространенных инструментов сбора информации о семье является генограмма. Генограмма [Черников А. В., 1998] представляет собой форму графической семейной родословной, на которой особым образом — с помощью специальных знаков — записывается информация о членах семьи по крайней мере в трех поколениях. Генограмма, в отличие от других форм консультативно-терапевтических записей, которые ведет психолог, позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Это может делать как психолог, так и клиент. Она дает возможность терапевту и клиенту держать в голове большое количество информации о членах семьи, их взаимоотношениях и ключевые события семейной истории. Генограмма не является тестом и не содержит клинических шкал. Но она является инструментом сбора информации о проблемной семье, т.е. выполняет ту же функцию, что и тесты. Генограмма была введена Муррэем Боуэном [Bowen, 1978] и служит для анализа семейной истории с позиции системной теории. Список используемых в генограмме стандартных символов представлен ниже (рис. 15, 16). На генограмме рядом с теми лицами, к которым она относится, может коротко помечаться и другая важная информация: имена, образование, род занятий, серьезные заболевания, место жительства на настоящий момент и т.д. Для клиента нарисовать с первого раза генограмму своей семьи на листе бумаги — даже если перед ним лежат условные знаки — является практически нерешаемой задачей. Поэтому, как правило, генограмму составляет психолог или психолог с активным участием членов (члена) семьи. В любом случае на материале генограммы проводится подробное интервью. I — Мужчина, {_J — Женщина [П] (Q) — Идентифицированный(ая) пациент(ка) 1943-75 |/\| — Умерший мужчина с датами рождения и смерти U5) — Женщина в возрасте 35 лет Зарегистрированный брак (цифрами указываются длительность брака и дата заключения брака. Мужчина обозначается слева, женщина — справа) 7(1989-) - Совместное проживание без зарегистрированного брака или любовная связь (в скобках указывается временной интервал) (1980-85)
— Разрыв с датами заключения и расторжения брака -#-
Спонтанный аборт (выкидыш)
— Близнецы
Приемная дочь (цифрами обозначаются дата рождения (вверху) и! " " " дата приема в новую fSl987 семью (ВНИЗУ))* Рис. 15. Основные обозначения генограммы семьи * Приемная дочь, с обозначенной датой рождения (вверху) и датой приема в новую семью (внизу)
[ [ ■ - - f~J — Дистантные I I \ --- C~J — Очень близкие, «запуганные» I rvQ — Конфликтные ^^^ J — Одновременно запутанно-близкие
— Проживание в одной квартире (женщина, ее двое детей от первого брака, ее мать и второй муж) — Генограмма трех поколений: супруги, их родители и дети. В примере показано, что супруги имеют двух детей: мальчика 8 лет и девочку 5 лет, родившихся в 1988 и 1991 гг. Жена— единственный ребенок
в семье, муж имеет младшего брата. Дети обозначаются по старшинству слева направо Рис. 16. Типы взаимоотношений По мнению А. В.Черникова [Черников А. В., 1998], интервью по генограмме обычно включает в себя следующие вопросы. 1. Состав семьи. Кто живет вместе с вами? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи? 2. Демографическая информация о семье: имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т.д. 3. Настоящее состояние проблемы. Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?
4. История развития проблемы. Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты, кем и в этих ситуациях? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли госпитализации? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи проблему как изменяющуюся? В каком направлении: к лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем? 5. Недавние события и переходы в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т.д. 6. Реакции семьи на важные события семейной истории. Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто пережил тяжелее всего смерть члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны? Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов, обеспечивает важные гипотезы о семейных правилах, ожиданиях и паттернах организации. 7. Родительские семьи каждого из супругов. Живы ли родители Терапевт может далее задавать такие же вопросы про родителей отца и матери. Целью является сбор информации по крайней мере о трех-четырех поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях. 8. Другие значимые для семьи люди: друзья, коллеги, учителя, 9. Семейные взаимоотношения. Есть ли в семье какие-либо ее Терапевт может задавать специальные циркулярные вопросы (см. п. 3.4). Например, он может спросить у мужа: «Как вы
думаете, насколько близки были ваша мать и ваш старший брат?» — и затем поинтересоваться о впечатлениях на эту тему его жены. Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди были бы охарактеризованы другими членами семьи: «Как ваш отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?» Целью таких циркулярных вопросов является обнаружение различий во взаимоотношениях с разными членами семьи. Обнаруживая при этом отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт попутно вводит новую информацию в систему, обогащая семью взглядами на саму себя. 10. Семейные роли. Кто из членов семьи любит проявлять о дру Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу («супермать», «железная леди», «домашний тиран» и т.д.). Они являются важными ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе. 11. Трудные для семьи темы. Имеет ли кто-нибудь из членов ва По мнению А.В.Черникова, в сочетании с генограммой в консультативно-терапевтической работе наиболее удобно использовать список важных событий семейной истории (см. ниже методику «Семейные стрессоры») или методику «Линия времени», в которой семейные события фиксируются на временной оси, символизирующей историю семьи (также см. ниже методику «Линия жизни семьи»). 5.1.2. Методика «Линия жизни семьи» Методика «Линия жизни семьи» берет начало от индивидуальной методики, разработанной супругами Крониками, — «Твоя линия жизни». Один из вариантов этой методики предполагает следующую инструкцию: «Нарисуйте на листе бумаги, отступив от края 2 сантиметра, линию сверху вниз, длиной почти во весь лист. С одного края линии напишите 0, с другого — 100. Это будет ваша линия жизни. 0 — это ваше рождение, 100 — это, наверное, что-то близкое к завершению жизни. Теперь (после того, как линия нарисована) обозначьте риской на линии то место своей жизни, где вы сейчас находитесь. Какой кусок жизни вы уже прожили, где вы сейчас? А теперь обозначьте рисками и кратко подпишите все самые значимые для вас события, которые у вас были в жизни. Это могли быть события, которые происходили с вами, или события, свидетелями которых вы были. Но это самые значимые для вас события в прошлом. Следующим шагом попробуйте отметить рисками и кратко подписать все самые значимые события вашей жизни, которые, как вы думаете или даже ожидаете, надеетесь, с вами еще только произойдут». В дальнейшем по рисунку проводится беседа с клиентом. Хотя на линии жизни клиент рисует свою жизнь, а не историю семьи, опыт использования методики говорит, что такие «семейные» содержания, как любовь, свадьба, рождение детей, выход на работу, смерть близких, разводы, переезды и проч., являются общими для индивидуальной и семейной историй. То есть даже методика «Твоя линия жизни» уже дает важную информацию о семейной жизни клиента. «Линия жизни семьи», или «Линия времени», как ее называет А. В.Черников [Черников А.В., 1998], довольно проста: по горизонтали прочерчивается линия времени с отметкой лет, месяцев и даже дней — на усмотрение терапевта. Проводятся вертикальные линии, и над ними надписываются события жизненного цикла семьи. Например: «Первое знакомство с Нной», «Поженились», «Первая ссора» и проч. Эта методика позволяет организовывать трудно сопоставимую информацию о семейной истории в более удобной графической форме. Особенно важной эта методика становится при размышлении терапевта о том, почему семья пришла за помощью именно сейчас, а не годом раньше или позже. Что изменилось в семье? Что стало другим во внешних связях семьи? Что заставило семью искать помощь в это — особое — время? И т. п. События семейной истории могут вводить как сами члены семьи, так и психолог. Кроме простого варианта «Линию времени» можно использовать, объединяя ее со способами изображения семейной структуры и взаимоотношений в семье, т.е. с элементами генограммы. Это позволяет отразить ход изменений важнейших параметров семейной системы во времени. Так, на рис. 17 (пример взят из книги А.В.Черникова [Черников А. В., 1998]), схематически в виде сочетания «Линии жизни
Свадьба Рождение Рождение Мужа понижают Мальчик ходить в школу 11 Годы
. Дистантные взаимоотношения wwwwwv _ Конфликтные взаимоотношения Рис. 17. Совместное использование «Линии жизни семьи» и генограммы семьи» и элементов генограммы изображен консультативный случай отказа мальчика семи лет от посещения школы. Момент вступления в брак был выбран за нулевую точку. Двойная линия между супругами показывает близкие взаимоотношения. На втором и четвертом году брака рождаются дети. Тройная линия между матерью и новорожденными отражает нормальные для этого возраста ребенка очень близкие взаимоотношения с матерью, и до десятого года брака семья представляет собой хорошо функционирующую систему. В начале этого года муж терпит крупную профессиональную неудачу, уходит в депрессию, замыкается в себе, все больше отдаляясь от детей, особенно от младшего сына. Начинаются серьезные конфликты между супругами. Отношения матери и сына становятся снова чрезмерно близкими, «запутанными», что уже является проблемой для детей этого возраста. Вскоре мальчику подходит время идти в школу, но он отвечает отказом, так как это должно повлечь за собой увеличение дистанции с матерью, что, возможно, интуитивно расценивается в этот трудный для семьи период как опасность для них обоих. Его отказ от посещения школы явно адресован его родителям, и прежде всего отцу, который должен отложить в сторону свои собственные переживания и помочь матери и сыну. Это и приводит семью к психологу.
|