![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика уровня развития группы
Назначение. Методика дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень ее развития, а также сравнивать между собой различные группы. Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые разные стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы нужно оценить, в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для данной группы. Давать оценку следует на основании одного из четырех вариантов: а) данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашей группе; б) данное утверждение в общем характерно для нашей группы; в) данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей группе; г) данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей группе (у нас все наоборот). Опросник 1. В нашей группе главный критерий ценности человека — его отношение к труду, к коллективу. 2. В нашей группе новичок, скорее всего, не почувствует себя чужаком, а встретит доброжелательность и радушие. 3. В нашей группе нет «козлов отпущения» и «любимчиков». 4. Члены нашей группы не пройдут равнодушно мимо чьей-то беды, им чужда мораль «моя хата с краю». 5. Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает нашу группу. 6. Каждый из нас достаточно инициативен, чтобы в случае необходимости взять на себя ответственность за какое-то дело. 7. Для нас неприемлем принцип «Своя рубашка ближе к телу». 8. Успех каждого из нас искренне радует всех и ни у кого не вызывает зависти. 9. Большинство из нас всегда может поступиться личным ради общего дела. 10. Наша группа обычно не ждет указаний, инициативы ей не занимать. 11. В нашей группе каждый ощущает себя ответственным за ее успех. 12. Как правило, при решении важных вопросов мы всегда единодушны. 13. Наша группа достаточно сплоченная и организованная. 14. В случае неудач и поражений мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. 15. Когда с нами нет руководителя, мы не теряемся и работаем не менее эффективно, чем в его присутствии. 16. Когда к нам в группу приходит руководитель, все обычно бывают рады. 17. Стиль руководства нашей группой ровный, доброжелательный. 18. Для нас не характерно, чтобы под горячую руку от руководства доставалось и правому, и виноватому. 19. У нас не принято отсиживаться или прятаться за спинами других. 20. Зная, что в своем стремлении поступить определенным образом группа пойдет по ложному пути, у каждого из нас хватило бы сил, чтобы остановить ее от необдуманного шага. 21. У нас не промолчат, если увидят, что ты не прав. 22. После работы мы нередко свободное время проводим вместе. 23. У нас принято делиться своими семейными радостями и заботами. 24. У нас тоже есть «диады» и «триады», но это не мешает нам чувствовать себя единой дружной семьей. 25. В нашей группе нарушитель дисциплины будет держать ответ не только перед руководителем, но и перед всей группой. 26. В нашей группе силы, внешней привлекательности, обладания престижными вещами еще не достаточно для того, чтобы пользоваться уважением и популярностью. 27. Наша сплоченность, скорее всего, не пострадает, если в группу вольется сразу несколько новых членов.
Обработка и интерпретация результатов. Обработка данных может производиться двумя способами. Первый заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков (А, Б, В, Г). Преобладание ответов по п. А свидетельствует о том, что группа, согласно мнению ее членов, может быть отнесена к коллективу, по п. Б — к среднему уровню развития, по п. В — к низкому уровню развития, по п. Г— к группе номинального или корпоративного типа. Второй способ заключается в переводе буквенных ответов в баллы по следующей схеме: А — 3 балла; Б — 2 балла; В — 1 балл; Г — 0 баллов. После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин): 67—81 — коллектив — «Горящий факел»; 66—50 — автономия — «Алый парус»; 49—34 — кооперация — «Мерцающий маяк»; 33—20 — ассоциация — «Мягкая глина»; 19 и менее — диффузная группа — «Песчаная россыпь».
|