Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социализация личности
В каждом, исторически определенном обществе складываются специфические условия социализации личности, в которых человек формируется как полноценный член общества. В ходе социализации осуществляется подключение человека к социальной памяти данной общности, освоение им традиций, обычаев, ритуалов, обрядов. Рассмотрим то, что обуславливает этот процесс, что, является детерминантами социализации: 1. Социальная принадлежность личности. 2. Культурно-религиозная. 3. Этническая принадлежность. 4. Характер деятельности, которой занята общность в целом и каждая семья в отдельности. 5. Экономический и социальный статус родителей. Выделенные факторы, или как мы их назвали, детерминанты социализации, все время меняются. История, как известно, не стоит на месте. В настоящее время условия социализации изменились настолько сильно, что значительно изменился тип личности. Среди показателей социализации личности сегодня выделяются: открытие новой практики; рост независимости от власти таких традиционных факторов, как семья; стремление индивида к самостоятельности и независимости от институтов социализации; самостоятельная прогнозная деятельность индивидов. Школа и образование играют доминирующую роль в формировании новых качеств личности. Помимо грамоты, навыков письма, чтения и счета, личность приобщается к ценностям общества и психологическим установкам и моделям поведения, которые высоко значимы для личностного развития. Социализация способствует сохранению целостности общества, так как люди не имеют врожденных моделей поведения, ибо наделены лишь способностью усваивать сложные навыки. Взаимодействие таких факторов как физические черты личности, окружающая среда, индивидуальный опыт, культура и создают уникальную личность. «Социализация – исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта».[2] Кули, один из исследователей личности, считал, что личность формируется благодаря зеркальному «Я» из интерпретации мыслей, чувств других людей. Согласно точке зрения Дж. Мида процесс формирования личности включает три стадии: имитация; игровая стадия; стадия групповой игры. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов. В настоящее время социализация личности больше проходит стихийно. Такие институты социализации, как школа (средняя и высшая), значительно снизили свой воспитательный потенциал. Процесс социализации личности связан с ее самосознанием и формированием активной жизненной позиции, появлением так называемого социального характера. Социальный характер – это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе людей и являющихся продуктом общественного развития. Социальный характер многие исследователи связывают с социальным интеллектом и социальной компетентностью. Социальная компетентность в условиях бурных социальных перемен занимает важное место среди факторов успешного функционирования человека в изменяющихся обстоятельствах. Социальной компетентностью является постоянная выработка определенных сценариев поведения, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию. Основные функции компетентности – социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. Структура социальной компетентности включает в себя коммуникативную и вербальную компетентность, социально- психологическую компетентность (ориентация в межличностных отношениях), эго-компетентность (знание себя) и собственно социальную компетентность. Последняя понимается как система знаний о социальной действительности, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившиеся обстоятельства. Все сказанное можно отнести к социальному интеллекту, который складывается в процессе социализации личности. «Социальный интеллект – это глобальная способность человека, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных, поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции, обуславливающие готовность к социальному взаимодействию, принятию решений, а также интерпретацию информации и поведения, прогнозирования развития межличностных отношений, способность, позволяющая в конечном итоге достигать гармонии с собой и окружающей средой».[3]
|