![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Продвижение товара
Для коммерческого успеха мало создать хороший товар, мало назначить на него привлекательную цену, мало обеспечить доступность его целевым потребителям, надо чтобы потребители об этом товаре знали, имели о нём хорошее мнение, хотели его приобрести, то есть товар должен быть «продвинут» в сознание покупателя. Продвижение (англ. промоушн) товара – с одной стороны, это широкое информирование всех заинтересованных лиц (покупателей, деловых партнёров, общественности и т.д.) относительно конкретных товаров, услуг, мест продажи, деятельности, сопровождающей этот товар и т.д., а с другой стороны, это формирование эффективной коммуникации между продавцом и покупателем. Под эффективной коммуникацией в маркетинге следует понимать формирование устойчивого диалога между продавцом и покупателем. Инициаторами диалога могут выступать как покупатели, так и продавцы и в любом случае с обеих сторон могут совершаться различные действия, способствующие этому диалогу: · выбор места и время проведения переговоров и совершения сделки; · выбор внешнего вида здания и интерьера помещения, в которых ведётся общение; · выбор лиц, участвующих в диалоге, их внешнего вида и манер; · выбор дизайна товара, формы и цвета упаковки и т.п. Эффективная коммуникация согласно классической теории управления развивается по схеме, изображённой на рис. 4.5.1.
Рис. 4.5.1. Классическая схема коммуникации
Здесь: · отправитель – сторона, наиболее заинтересованная в налаживании коммуникации и потому отправляющая обращение; · кодирование обращения – приведение обращения в вид удобный для распространения; · средства распространения обращения – могут быть самыми разными, лишь бы обращение доходило до тех, кому оно предназначено; · декодирование обращения – приведение обращения в вид удобный для получателя; · получатель обращения – тот, для кого обращение предназначено; · ответная реакция получателя – совокупность тех действий или бездействий, которые получатель предпринимает при получении обращения; · обратная связь – та часть ответной реакции, которую получатель считает нужным довести до отправителя обращения; · помехи – присутствуют всегда и действуют на всех этапах коммуникации; важно, чтобы они не сильно искажали суть обращения и ответную реакцию. Чтобы создать эффективную коммуникацию маркетолог-коммуникатор обычно поступает следующим образом (движение по схеме на рис. 4.5.1 в обратном направлении): · выявляет целевой сегмент рынка, то есть ту группу лиц, для которых предназначен данный товар, после чего решает где, как, когда и от чьего имени запустить нужную информацию; · определяет желаемую ответную реакцию целевого сегмента; естественно наиболее желаемая реакция – это покупка, но до совершения покупки покупатели проходят, так называемые, стадии покупательской готовности: - осведомлённость (что-то слышали, сталкивались и т.п.), если большая часть выбранного целевого сегмента ничего не знает об этом товаре, то начать коммуникацию надо со знакомства с ним; - знание (точно знаем, что такой товар есть и обладает такими-то свойствами), если большая часть выбранного целевого сегмента только осведомлена об этом товаре, то необходимо направить усилия на формирование определённого набора знаний; - благорасположение, если большая часть целевого сегмента знает об этом товаре, то необходимо добиться, чтобы эти знания были позитивными, благоприятными; - предпочтение, у благорасположенного к этому товару целевого сегмента необходимо сформировать какие-либо пункты предпочтения перед товарами-конкурентами; - убеждённость, у благорасположенного к этому товару целевого сегмента с явными признаками предпочтения необходимо сформировать убеждение в необходимости его купить; · выбирает обращение: - по содержанию: - - рациональное (выгода, преимущество), - - эмоциональное (страх, вина, стыд, любовь, радость, гордость, юмор и т.п.), - - нравственное (справедливость, порядочность, честность); - по структуре обращения: - - привести аргументы «За» и «Против» или только «За», - - самые существенные аргументы в начале обращения или в конце, - - сделать в обращении выводы или предоставить это потенциальному покупателю; - по форме обращения: - - внешний вид, цвет, форма, движения и т.п.; - - темп речи, ритм, тон, членораздельность, паузы, вздохи, зевания и т.п.; - - причёска, одежда, поза, выражение лица, жесты и т.п.; - - фактура, цвет, форма, размеры, аромат товара; · выбирает средство распространения информации: - каналы личной коммуникации: - - разъяснительно-пропагандисткий канал – выступает официальный представитель продавца; - - экспертно-оценочный канал – выступает независимый эксперт; - - общественно-бытовой канал – выступают друзья, коллеги, соседи, члены семьи, «сарафанное радио» и т.п. - каналы неличной коммуникации: - - средства массового и избирательного воздействия – СМИ, наружная реклама; - - специфическая атмосфера – форма одежды, форма обращения, интерьер помещений и т.п. - - мероприятия событийного характера – юбилеи, презентации, пресс- конференции, церемонии пуска или открытия и т.п. · выбирает свойства источника обращения - профессионализм – степень компетентности источника; - добросовестность – степень объективности и честности; - привлекательность – степень благоприятности впечатления; · выбирает обратную связь – в основном это анализ количества, места, и времени совершения покупок и социологические обследования целевого сегмента. Методов, позволяющих достаточно чётко рассчитать затраты на продвижение товаров, вообще говоря не существует. Поэтому бюджетпродвижения обычно формируют одним из следующих способов: 1. «Только то, что можно себе позволить», т.е. формируется по остаточному принципу. Вначале организация распределяет средства между другими направлениями маркетинговой деятельности, а все, что остается – направляет на продвижение. Это самый слабый метод. 2. «С ориентацией на прошлый период», то есть на основе анализа результатов работы в прошлом году делается вывод об изменении (увеличении или уменьшении) средств на продвижение в этом году. 3. «Паритет с конкурентами». Метод догоняющего, а не лидера, то есть организация увеличивает или уменьшает бюджет продвижения в зависимости от изменений, предпринимаемых конкурентами. 4. «Доля от продаж». В первый год определяется процентное соотношение между объемом продаж и бюджетом продвижения (например, 5 %). Далее на основе планируемого объема продаж определяется сумма средств на продвижение на планируемый год. 5. «Увязка целей и задач», то есть составляется смета расходов по всем планируемым мероприятиям, где в зависимости от итогов закладывается сумма бюджета продвижения. Методов продвижения, вообще говоря, может быть множество, но наиболее часто используемые – это: реклама, личные продажи, стимулирование сбыта и пропаганда. Реклама – оплачиваемое неличное представление и продвижение информации о товаре, организации, идее, личности, каком-либо объекте. Различают следующие виды рекламы: · стимулирующая (торговая) – способствует увеличению объема продаж; · имидж-реклама – реклама, способствующая формированию благожелательного мнения о товаре, организации, каком-либо объекте или личности; · реклама стабильности (напоминающая) – для поддержания у других уверенности в надежности и стабильности фирмы. Средства рекламы: радио-, телереклама, реклама в прессе, наружная реклама (щиты, световые короба, растяжки и т.п.), выставки, презентации, семинары и т.д. Наиболее характерные черты рекламы: · общественный характер; · обезличенность (нет диалога с покупателем); · способность к убеждению; · экспрессивность (яркость, броскость). Личные продажи – устное представление товара в ходе беседы с одним (персональная продажа) или несколькими (сбытовая презентация) покупателями с целью совершения продажи. Наиболее характерные черты личных продаж: · диалог с покупателем, можно использовать для сбора информации; · формирование отношений (случайный покупатель становится постоянным клиентом, часто – дружеские отношения); · ожидание ответной реакции – покупатели считают себя обязанными отреагировать на внимание к себе, часто покупая то, что им не так уж и необходимо. Стимулирование сбыта – кратковременные мероприятия, призванные усилить или ускорить ответную реакцию рынка. Стимулировать можно: · покупателей (купоны на скидку, конкурсы среди покупателей, лотереи, распространение бесплатных образцов и др.); · сферу торговли (скидки, товарный кредит, совместные рекламные акции; консультирование по оформлению витрин и др.); · собственный торговый персонал (конкурсы среди продавцов, премии, подарки). Наиболее характерные черты стимулирования сбыта: · информативность; · побуждение к совершению покупки (предоставляется скидка или льгота, имеющая ценность для покупателей, например, скидка 3%, бесплатная доставка и т.д.); · приглашение к совершению покупки (определяются сроки, в течение которых действует льгота, например, только до праздника и т.п.). Пропаганда (паблисити) – неоплачиваемое неличное представление и продвижение информации о товаре, организации, идее, личности, каком-либо объекте. Средства пропаганды: редакционный материал в средствах массовой информации, участие в различных благотворительных акциях, спонсорство. Наиболее характерные черты пропаганды: · массовость (можно охватить тех покупателей, которые избегают рекламного воздействия); · достоверность – по сравнению с рекламными, пропагандистские материалы всегда кажутся более достоверными; · экспрессивность (аналогично рекламе). Пропагандистские мероприятия всегда существенно отличаются от рекламных и характеризуются большим разнообразием: · событийная пропаганда – информация о некоторых аспектах деятельности организации в связи с какими-либо событиями; носит познавательный характер; · товарная пропаганда – популяризация конкретного товара; · общеорганизационная пропаганда – освещение общественно-полезной деятельности конкретной организации; · консультирование как пропаганда – выдача рекомендаций широкой общественности; · лоббизм – работа с законодателями и законодательными органами. Факторы, влияющие на выбор метода продвижения: 1. Тип товара или рынка. Например, приоритетный ряд методов продвижения для потребительских товаров: реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, пропаганда; приоритетный ряд методов продвижения для промышленных товаров: личные продажи, стимулирование сбыта, реклама, пропаганда. 2. Выбор стратегии продвижения. На схеме на рис. 4.5.2 изображено распределение усилий в зависимости от выбранной реализации стратегии продвижения: сплошные стрелки иллюстрируют направление усилий участников продвижения при использовании стратегии проталкивания, а штриховые – усилия при использовании стратегии привлечения. 3. Коммуникационная политика, то есть принятые в организации приёмы и навыки передачи информации целевому сегменту рынка.
Рис. 4.5.2. Распределение усилий участников продвижения при разных реализациях стратегии продвижения
|