Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игровые приемы в обучении младших школьников изобразительной деятельности.






Возрастные особенности детей 7-ми лет и специфика изобразительной деятельности потребовали выделения игровых приемов обучения. Исследования Г.Г.Григорьевой показали, что использование игровых приемов в процессе урока повышает интерес детей к изобразительному искусству, создает положительный эмоциональный настрой и вызывает желание рисовать, вырезать и наклеивать, повышает эффективность процесса обучения.

Игра в этом возрасте - один из любимых видов деятельности детей. В игре ребенок смел, раскрепощен, в игре он творит. Однако на занятиях рисования играть сложнее, чем на занятиях лепкой. Объемные фигурки в лепке, в отличие от рисунка, близки к настоящим игрушкам, и обыгрывать их легче. При выполнении аппликативных работ дети, как правило, не играют, так как сложная техника вырезания отнимает все время, требуют особого внимания, руки ребенка не успевают за развивающимся замыслом. Поэтому дети обыгрывают, в основном, готовые работы. Методика использования игровых приемов на занятиях аппликацией такие же, что и в рисовании.

На первый взгляд, кажется, что создать игровые приемы несложно, но в действительности осуществление таких замыслов отличается однообразием; к ним ошибочно относят любой прием, вызывающий у детей эмоциональный отклик: песенки, применение наглядности... и т.п. Чем же нужно руководствоваться преподавателю, придумывая и применяя игровые приемы? Прежде всего, необходимо знать их существенные особенности, уметь отличить от других методов и приемов обучения. Это позволит создавать подлинно игровые ситуации в процессе организации художественной деятельности детей.

Кроме того, при проведении игр учитываются знания детей об окружающем мире, их интерес к различным явлениям жизни. Важно знать и


учитывать игровой опыт детей, их умение играть. Наконец, учителю нужно четко представлять себе, какие конкретные задачи решаются при использовании того или иного игрового приема.

Игру на уроке предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Одним из признаков игрового приема является игровая задача. Игровая задача - это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например, учитель предлагает детям: «Поможем гусенице найти домик», «Подумайте, как маме-курице собрать своих цыплят?». Включаясь в предлагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи.

Умело используя игровой прием, можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел. Учитель может предложить детям нарисовать яблоко, чтобы помочь гусенице «устроить» себе домик. Дети «делают» в яблоке окна, двери, пристраивают лестницу... Подсказанный учителем сюжет игры, дети развивают дальше: пририсовывают листик к яблоку, как «крышу», или как еду для гусеницы; стараются сделать свое яблоко красивее, аппетитнее, ярче, иначе гусеница не выбрала бы его для своего домика.

Необходимым условием активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случаях, дети увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения. Применение игровых приемов без учета знания детей приводит к потере их интереса к таким занятиям, а у педагога вызывает чувство неудовлетворенности и ненужности игровых приемов в обучении. Поэтому, продумывая содержание игровых приемов, нужно использовать опыт детей своей группы, полученных на разных занятиях, уроках, в играх, ситуациях, имевших место в данном коллективе.

Придуманные игровые действия должны быть доступны детям по способу выполнения.


Игровые задачи можно представить в виде развернутых действий (имитационные движения) или более обобщенных движений (жест, слово). Если их выполнение по какой-то причине недоступно ребенку, то воображение его не будет разбужено, то есть творческие элементы будут отсутствовать, хотя внешне ребенок может выглядеть и внимательным и заинтересованным.

Игровая импровизация на занятиях порой вызывает непредвиденные изменения в работе. Например, дети ритмичными мазками рисуют падающий снежок (тема «Зима пришла», материал - гуашь). Проходя мимо ребенка, незнающего, что еще придумать на своей работе, можно сказать: «Кирилл, подсыпь еще снежку, а то и на санках покататься негде». Удивленный и обрадованный «ожившему» рисунку, ребенок не только «подсыпал» снега -нарисовал сугробы, но и «укутал» ветки дерева пушистым белым снегом. Владея игровыми приемами, можно не только успешно» решать изобразительные задачи, но и развивать воображение, творчество детей, делать обучение радостным и легким.

Игровые приемы не следует усложнять атрибутикой и игровыми действиями. Включение элементов игры в изобразительную деятельность не должно нарушать ее естественного хода, поэтому и методика, и специфика игровых приемов весьма своеобразны.

Изображение - центр игры. Игровые действия могут органически включаться в изобразительный процесс или завершать его.

Учитывая своеобразие игровых действий и особенности игры, педагог может применять на уроках следующие игровые приемы:

1) обыгрывание предметов, игрушек, картин;

2) обыгрывание выполненного изображения;

3) обыгрывание незаконченного изображения - игровые ситуации ролевым поведением детей;

4) дидактические игры.

Используя прием обыгрывания предметов, игрушек (объемных или плоских), картин, обыграть можно даже изобразительный материал -кисточки, краски, карандаши. С кисточками и карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать: «бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать» как зайчик, «ходить» как медведь... При обыгрывании предметов, игрушек, игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, изобразить движение. Этот прием применяется с детьми всех возрастных групп, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему и доступные им способы игровые действия. Этот прием используется непосредственно перед началом занятия, в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации).

Применение этого приема позволяет решать несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображаемому предмету, рассмотреть его; мотивировать задание; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения.

Прием обыгрывания выполненного изображения применяется в конце занятия, когда задание уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от изображения. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «садиться» на деревья, «клевать» зерна.... Еще пример: у учителя силуэтное изображение пчелы. В конце урока пчела «выбирает» и «садится» на самые красивые цветы, нарисованные детьми.

Иногда игровые действия выражаются только в слове. Например, дети нарисовали зимний день. Педагог предложил пойти погулять на снегу, послушать, как скрипит снег под ногами или как гудит ветер в верхушках деревьев. Еще пример: дети работают по шаблону - заполняют изображение выбранного животного (птицы) различными линиями. Учитель предлагает

детям посетить «веселый» зоопарк: послушать, как «разговаривают» между


собой попугаи; как осторожно, незаметно подплывает к берегу крокодил... и т.п.

Специально организованное обыгрывание детских работ позволит живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку.

Другая разновидность приема - обыгрывание незаконченного (еще создаваемого) изображения в момент его исполнения. Использование этого приема дает возможность учителю предлагать детям разнообразные игровые задачи, которые побуждают их принимать самостоятельные решения. Так развивается сюжетно-игровой замысел на занятиях. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также разнообразны. Они могут быть выражены словом. Например, увидев на рисунке сказочного персонажа кота в сапогах, можно спросить его: «Где же ты, кот, потерял свою шляпу и шпагу?» Таким образом, учитель ненавязчиво подсказывает ребенку возможность выполнения более выразительного рисунка.

Если рисунок выполняется (лепка, аппликация) отдельного предмета, то он как бы включается в воображаемый игровой сюжет, который не изображается, но отдельные игровые задачи, составляющие его, выполняются изобразительным способом. В результате изображение усложняется, создается более выразительный образ предмета. Например, учитель, глядя на рисунок ребенка, говорит: «Какое красивое могучее дерево выросло! Можно спрятаться в его тени, послушать, как шелестят листочки». Ребенок отвечает: «Так они еще не выросли...» И сам ставит изобразительно-игровую задачу: «Сейчас листочки вырастут...» - и начинает рисовать листья. При необходимости создаваемая игровая ситуация может направить фантазию ребенка на дополнение образа другими выразительными деталями (толщина ствола, прожилки в листочках, птички спрятались в листве...)

Учитывая интерес ребенка к содержанию изобразительно-игрового действия, склонность к повторению ритмических движений, этот прием используется при формировании соответствующих навыков. Например, дети


«нашивают» на платье Золушки бусинки; «маринуют» в банке огурцы (помидоры) большие и маленькие.

При организации изобразительной деятельности детей можно использовать такой прием как ролевое поведение детей в созданной педагогом ситуации. В этом случае, изобразительная деятельность детей соотносится с соответствующей деятельностью взрослых художников, гончаров (в работе с глиной, пластилином), строителей («Дом, который построил я»), «портных» (выполнение одежды аппликативным путем), слесарей (выполнение из «тыквы»-шаблона кареты для Золушки аппликативным путем).

Последний игровой прием - дидактическая игра. Она представляет
собой познавательную деятельность, проходящую в игровом контексте, и
является катализаторам многих психических процессов, связанных с
познавание предметов начальной школы..

Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности; дидактические упражнения направлены на сенсорное развитие детей, совершенствования их мышления и речи, произвольного внимания, наблюдательности и памяти, разнообразных движений, быстроты и ловкости.

Все описанные игровые приемы близки и понятны детям. Они не нарушают процесса обучения и могут быть использованы в различных сочетаниях даже на одном занятии.

Одним из важных условий развития творческой деятельности ребенка является отношение окружающих к продуктам детского художественного творчества. Как правило, дети неравнодушны к своим работам. Они берегут их, часто спрашивают: «Можно я возьму этот рисунок домой, я покажу его папе и маме!» Ребенок радуется, когда рисунок или созданное им в лепке, аппликации кому-то нравится.

Детские работы должны «жить» в школе, а дети должны видеть, что их

рисунки, лепка нужны: из них можно сделать фильм, альбом иллюстраций к сказкам, из них можно сделать школьную выставку, их можно послать в
подарок другу, бабушке... *

Внимание к детскому творчеству, серьезное, бережное отношение к нему со стороны учителей и родителей способствует повышению творческой активности детей, утверждают их в понимании того, что рисование - дело серьезно, а не пустая трата времени.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал