Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика изучения предлога, местоимения и наречия в начальных классах.
Предлоги. Согласно программе работа над предлогами проводится во всех классах начальной школы, однако в качестве самостоятельной темы предлоги не изучаются. В 1 классе основная задача сводится к развитию у детей умения выделять предлог как слово из потока речи и писать его отдельно от других слов. Во 2 классе предлоги сопоставляются с приставками в целях закрепления навыка раздельного написания предлогов и слитного написания приставок. В 3 классе при изучении падежей имен существительных дети узнают, с какими падежами употребляют некоторые предлоги, а также знакомятся с раздельным написанием предлогов с личными местоимениями. П. изучаются в той или иной степени в течение трех лет. Особенностью изучения предлогов является то, что работа проводится не только над правописанием предлогов, но и над их синтаксической ролью состоит в том, что они выражают отношения (связь) между словами в предложении. Первоначальное изучение предлогов имеет две основные задачи: 1) формирование навыка раздельного написания предлогов со следующим словом, графически правильное их начертание; 2) усвоение детьми роли предлогов в предложении. Решение этих задач осуществляется в тесной взаимосвязи. Учащиеся начальной школы в правописании предлогов допускают ошибки трех видов: — слитное написание со следующим за предлогом словом; — графически неправильное написание (ис кувшина, бес пальто); — пропуск предлога (прыгнул воду). Чтобы написать предлог графически правильно, ученик должен знать его зрительный образ и помнить, что предлог всегда пишется одинаково независимо от его произношения. В работе над предлогами учитель руководствуется следующими положениями. 1. Обучение строится так, чтобы постепенно подвести учащихся к пониманию синтаксической роли предлогов. 2. При ознакомлении с предлогом выясняется его лексическое значение. предлог не употребляется в речи без другого слова, а знаменательное слово употребляется самостоятельно. 3. Грамматическое значение предлога, как и лексическое, проявляется в словосочетании, поэтому учащиеся знакомятся с предлогами в составе словосочетаний, выделенных из предложения в процессе его синтаксического разбора. 4. Поскольку между предлогом и падежом существует определенная взаимосвязь, целесообразно подвести детей к пониманию близости синтаксических функций предлога и падежных окончаний (служат для связи слов). Местоимение. Необходимость изучения местоимений в начальных классах диктуется тем, что в речевой практике дети широко используют все формы местоимений и вместе с тем довольно часто допускают ошибки, например: с «им», у «их» и др. Кроме того, употребление местоимений в речи — вопрос стилистики: устраняя повтор одного и того же слова, мы пользуемся местоимениями. Давая общее представление о местоимениях, следует в процессе упражнений довести до сознания детей их значение. Содержание сообщаемых сведений можно выразить в такой таблице: Тот, кто сообщает или спрашивает — Я. Я и другие — МЫ Тот, к кому обращаются с речью — ТЫ. Ты и другие — ВЫ Тот, о ком говорят — ОН (ОНА, ОНО) Все, о ком говорят — ОНИ. Но учащиеся должны уметь узнавать местоимения. Ошибки на правописание предлогов с местоимениями вызваны именно тем, что дети не узнают местоимения. В связи с этим полезно давать задания на замену местоимениями существительных с предлогами и наоборот. Чтобы дети научились узнавать местоимения 1, 2 и 3-го лица, необходимо проводить систематические упражнения. 1) списать, заменяя выделенные существительные местоимениями; 2) выписать местоимения 3-го лица с предлогами и без них; 3) списать и подчеркнуть местоимения; 4) при списывании вместо точек вписать местоимения в нужной форме. Наречие. Тема «Наречие» в начальных классах не изучается, но практика показывает, что первоначальные, самые минимальные сведения об этой части речи необходимо дать младшим школьникам, так как эти слова часто используются детьми в устной и письменной речи. Наречие — это грамматическая категория, под которую подводятся несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова. Наречия примыкают к глаголу, именам существительным, прилагательным и производным от них. Являясь знаменательным словом, наречие обладает самостоятельным лексическим значением, чем и отличается от служебных слов. Наречия уточняют значения слов, к которым относятся. В начальных классах следует обратить внимание лишь на три грамматических признака наречий: неизменяемость, примыкание к глаголу и вопросы (как? где? куда? откуда? когда?). Главное при работе с наречиями — научить детей распознавать среди известных им категорий слов (частей речи) наиболее употребительные, часто встречающиеся наречия: 1) наречия на -о: хорошо, тепло, темно и т.д.; 2) наречия сегодня, завтра, вчера, прежде, вдали и др. Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии сознательного усвоения детьми самых характерных особенностей наречия: неизменяемости и связи с глаголом. Второй задачей является формирование первоначальных навыков правописания небольшой группы наречий.Развитие речи — третья задача, не менее важная, чем первые две. Знакомство с наречиями происходит в процессе работы над отдельными грамматико-орфографическими темами, например: 1) в процессе выполнения упражнений на выявление связи слов в предложении, при выписывании пар взаимосвязанных слов: отдыхали как? — весело; пришел откуда? — издалека; 2) при работе с синонимами: весело — забавно, громко — оглушительно; 3) при работе с антонимами: хорошо — плохо, близко — далеко.Лексическиеупражнения желательно связывать и с тренировкой в написании различных орфограмм: — безударных гласных: тяжело — легко, темно — светло; — непроизносимых согласных: рано — поздно, весело — грустно; — звонких и глухих согласных: высоко — низко, далеко — близко. Полезно обращение к наречиям с целью развивать умение отличать их от других слов при классификации и группировке слов по частям речи.
Содержание и методика работы по изучению состава слова и элементов словообразования. Изучение состава слова происходит вместе с работай по освоению правил правописания. Последовательность изучения понятий: родственные слова, корень слова, однокоренные слова, окончание, суффикс, приставка. 1 кл.: подбираем родственные слова без введения термина и определения, через элементы игры. 2 кл.: первичный этап изучения частей слова. Знакомство с понятиями корень и однокоренные слова; наблюдают над лексическим значением и единообразием написания корней в однокоренных словах; знакомство с простыми способами проверки написания безударных гласных, парных звонких и глухих согл в конце слова. 3 кл.: основной этап изучения состава слова. Закрепление понятий корень, однокоренные слова; знакомство с суффик и приставкой; разбор слова по составу; подбор однокоренных слов, отличие предлога от приставки; изучение основных правил правописания корня, приставки, суффик. 4 кл.: закрепление изученных понятий, отработка умений разбирать слова по составу. Приемы отработки понятия корень слова: корень главная общая часть всех однокоренных слов; в корне заключается общий смысл всех однокоренных слов. Окончание признаки: служит для связи слов, изменяемая часть слова. Разбор слова по составу: окончание, корень, суффикс приставка. Методика работы: Знакомство частями слова, с морфемным составом слова программа предполагает во втором классе. Дается слово лес, к нему подбираются слова: лесок, лесник, лесной. Вводится термин «корень» и «однокоренные слова»; в понятие «корень» будет входить признак: главная смысловая часть, общая для однокоренных слов; позже, когда дети познакомятся с другими смысловыми частями слова, сюда войдет еще один признак: часть слова, от которой с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Чтобы у детей не получилось ложного представления о родственных словах как о таких, которые близки или сходны только по звучанию, учитель сопоставляет слова вроде нос и носить. Выясняется, что родственными или однокоренными словами являются только те, которые имеют и общую часть, и общее, близкое значение. Путем упражнений дети усваивают, что посредством суффикса от одного и того же корня можно образовать слова как одной и той же части речи, так и разных частей речи, что каждой части речи свойственны определенные суффиксы. Чтобы учащиеся поняли синтаксическую роль окончаний, рекомендуется для наблюдений брать так называемые деформированные предложения; причем слова в этих предложениях берутся в начальной форме; требуется восстановить предложение, связав слова между собой.
|