Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественные движение в России в первой половине XIX в.
На рубеже 30-50-х гг. происходят изменения в общественных настроениях. В России сохранялось самодержавие и крепостничество, и их судьба составляла суть всех общественно-политических разногласий.
Консерваторы выступали за сохранение и упрочение существующих порядков. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства.
Либералы предлагали постепенное реформирование существующего строя (эволюционный путь развития страны).
Среди либералов складываются 2 течения общественной мысли: западничество и славянофильство, сыгравшие большую роль в обща венном движении и развитии российской общественной мысли.
Славянофилы (А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин), исходя из концепции Шеллинга о том, что каждому народу присущи свои особенности, пришли к выводу, что Россия и Запад - это два особых мира и закономерности их развития совершенно различны. Два фактора, по их мнению, определили особенности исторического пути России и ее место в мире: 1. извечное существование общины 2. православная религия. Все беды, по мнению славянофилов, начались со времени Петра Великого, который " исказил" русскую историю, насаждая в стране чуждые ей европейские порядки, " насильственно оторвал" русский народ от родного " исторического основания". Отсюда и общин теоретический вывод: необходимо исправить “искажения” основ народной жизни, которые были допущены Петром и послепетровский период, идти по своему самобытному пути, развивая те начала и нравственные качества, которые присущи русскому народу.
Противниками славянофилов были западники (П. В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К. Д. Кавелин и другие). Вместе с ним выступали А.И. Герцен и В. Г. Белинский, вырабатывавшие и утверждавшие свою революционною концепцию Западничество - также либеральная концепция, однако в ней развивались буржуазные представления о характере будущего развития России. Западники считали, что Россия шла тем же историческим путем, что и Западная Европа, но отстала от нее, и поэтому должна прибегать к использованию опыта европейских стран. Они критиковали феодальные отношения и выступали за утверждение буржуазных форм собственности, были противниками крепостного права. А.И. Герцен, соединив европейские идеи " утопического социализма" со специфическими российскими условиями (крестьянской общиной), положил начало социалистической традиции в общественной мысли страны.
Споры западников и славянофилов имели большое общественное значение. Поставив важнейшие проблемы исторического развития, они будили общественную мысль, звали к деятельности, " прогрессу", что являлось, по существу, осуждением казенной теории " официальной народности". Они знаменовали собой формирование буржуазно-либеральной идеологии в России.
|