Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Глава 1. Ассоциативные исследования лексики ..5Стр 1 из 14Следующая ⇒
План Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Ассоциативные исследования лексики………………………..............5 1.1 Проблемы изучения концептуальной картины мира………………………...................................................................................... 5 1.2 Ассоциативный подход к изучению концептуальной картины мира……………………….....................................................................................16 1.3 Неологизмы в динамике языковой картины мира…………………………19 Глава 2. Ассоциативные поля и ассоциативные значения неологизмов русского языка…………………………………………………………………...27 2.1 Свободный ассоциативный эксперимент как метод исследования языковой картины мира…………………………………………………………27 2.2 Организация и методика проведения свободного ассоциативного эксперимента для изучения неологизмов русского языка……………………………………………………………………………...34 2.3 Фрагмент русской языковой картины мира: ассоциативные значения, ассоциативные поля некоторых неологизмов…………………………………40 Заключение………………………………………………………………………79 Литература……………………………………………………………………….81
Введение Вербальные ассоциации рассматриваются в различных науках: психологии, лингвистике и психолингвистике, логике, философии, информатике, теории коммуникации и т.д. Однако многие проблемы словесных ассоциаций, процессов ассоциирования как в естественном речевом общении людей, так и в эксперименте остаются все еще недостаточно изученными: до сих пор нет единого определения самих вербальных ассоциаций, их однородной (научной) классификации, не установлены их лингвистический и психолингвистический статус, отношение к ряду традиционных лингвистических категорий и т. п. Настоящая работа представляет собою попытку установления ассоциативной семантики неологизмов, использование и соотношение их с элементами концептуальной картины мира. И так как неологизмы связаны со всеми сферами жизни, то использование свободного ассоциативного эксперимента для установления семантических изменений в структуре таких слов обусловливает актуальность исследования. Научная новизна состоит в том, что в исследовании впервые использованы актуальные неологизмы для проведения свободного ассоциативного эксперимента, устанавливается структура ассоциативного значения стимульных лексем, отображается соответствующий фрагмент речевой картины мира людей. Объект иссследования – воссоздание ассоциативных связей между стимулами-неологизмами и реакциями. Предмет исследования – ассоциативные поля и ассоциативные значения неологизмов. Целью работы является анализ психосемантики неологизмов при помощи свободного ассоциативного исследования. Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач: 1) проанализировать основные этапы развития свободного ассоциативного эксперимента как метода научного исследования; 2) определить группу концептов (представленных словами-неологизмами) как стимулов для проведения свободного ассоциативного эксперимента; 3) проанализировать количественный и качественный состав полученных реакций; 4) определить характер ассоциативных связей в группе слов-стимулов; 5) построить фрагмент речевой картины мира людей, который отображает фрагмент современной концептуальной картины мира людей. Методы исследования. Данное исследование основывается на методе свободного ассоциативного эксперимента с элементами описательного и структурного методов с использованием приемов внутренней и внешней функциональной интерпретации лексических едениц, компонентного анализа с привлечением статистической методики. Теоретическое значение. Обобщения и выводы проведенного исследования дают возмозможность глубже познать ассоциативные процессы, дают возможность воспроизвести ассоциативную структуру слова и сопоставить её с лексическим значением. Практическое значение состоит в использовании материалов для составления ассоциативного словаря русского языка, в использовании словаря при чтении курса современного русского литературного языка, на спецкурсах и факультативах по русскому языку. Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключительной части и списка использованной литературы.
|